ГлавнаяСтатьиМонгольская каллиграфия (продолжение)
Опубликовано 1.06.2016 в 09:00, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 572

Монгольская каллиграфия (продолжение)

«Без сомнений, каллиграфия - это искусство, и оно достойно большего уровня развития, чем есть сейчас. Очень рад, что существуют те, кому это поистине интересно. Сегодня каллиграфия возрождается, и это факт. Пусть реклама этого искусства не достаточно развита, однако есть люди, целые кружки по интересам, которые занимаются и развиваются в этой области»

Д. Баттумур.
Художник-каллиграф,
Народная Республика Монголия


Две картины из самых последних работ Баттумура «Горы» и «Овоо» являются примерами нового стиля монгольской каллиграфии. Они - свежие иллюстрации природной духовности, свойственной традиционной монгольской культуре в целом. В «Горе» резко выделяется на белом фоне крупный и рельефно выписанный шрифт, до краёв наполненный смысловой нагруженностью. Белый цвет символизирует у Баттумура снег, падающий с неба. Баттумур именовал белизну как снег в небе. Изображение горы, находящейся между снегом и небом, призвано показать гармонию между небом и землёй. В «Овоо» Баттумур ещё раз показывает духовную общность с природой. Овoo - это гора сложенных камней, которую возводят на вершине горы. Люди верят, что им будет способствовать удача и болезни оставят их, если они будут добавлять камни в овоо. Выбрав овоо темой своей художественной работы, Баттумур руководствовался не только тем, что овоо - это символ для удачи. Овоо - это наследие древних традиций, которое до сих пор существует в Монголии.

Рассматривая традиционную монгольскую каллиграфию, трудно не соотнести её с рядом проблем, связанных с модернизацией Монголии. Монгольская каллиграфия сама по себе - древняя форма искусства. В результате художники, занимающиеся каллиграфией, неизбежно затрагивают тему соотношения этого традиционного вида искусства с изменениями, которые ныне протекают в обществе. Влияние модернизации на каллиграфию, несомненно, - актуальная тема. Если мы рассматриваем, например, художественные работы Баттумура, мы находим, что изображения в его работе глубоко внедрены в древнюю монгольскую психологию. Вместе с тем все его работы появились внутри современного социального контекста. Этот контраст придаёт арт-объекту глубину, которой зачастую недостает другим видам искусства в настоящее время. В простом и в то же время красноречивом описании источников своего вдохновения Баттумур назвал своими инспирациями природу и семью. Он указал, что для него важно, чтобы его чернила были разведены водой из чистого ручья, а работа шла по мере того, как восходит солнце. Размышляя о влиянии других людей на его искусство, Баттумур выделяет роль своей бабушки. Впервые он познакомился с монгольской каллиграфией, будучи учеником средней школы, и именно бабушка привила ему дисциплинированность, что и позволило впоследствии мастерски овладеть каллиграфией. Также Баттумур упомянул влияние Владислава Смирнова, авторитетного преподавателя по изобразительному искусству в Строгановском институте в Москве, где Баттумур изучал графику.

Баттумур представляет новое поколение в монгольском изобразительном искусстве. Как художника его отличают свежесть взгляда и экспрессивность, и в то же самое время зрелость. Он соединяет воедино изображения из прошлого со свежим новым видением, ничем не сдерживаемым, творческим и вдумчивым. В недавней работе, названной просто - «Я», Баттумур смело заявляет свои позиции. Он не связан традиционными канонами. Он занял в монгольском художественном мире собственную нишу, выработав свой стиль интерпретации традиций прошлого. Баттумур говорит: «Когда я создаю свои работы, я чувствую, что управляю своей судьбой. В то же самое время я глубоко связан с нашими культурными традициями. Это — воистину великое чувство. По мере того как я расту как художник, я надеюсь продолжать искать и находить новые способы самовыражения. Как и другие монгольские художники, я просто хочу отдать надлежащую дань уважения моим предкам. Монгольская каллиграфия - очень важный вид искусства. Я считаю её ярким выражением моего родного языка. Разве может быть что-то важнее этого?

Фото из открытых источников и личного фотоархива автора

Источники:

Жуковская Н.Л. Монголия. Мир кочевой культуры. - Инфра-М, 2012;
Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. - М.Книга, 1990;
Д.Дж.Е.Холл Культура Азии. - Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: