ГлавнаяСтатьиФестиваль «Словиша»: группа Отава Ё
Опубликовано 1.08.2018 в 11:15, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: Арсений Великрадский
Показов: 813

Фестиваль «Словиша»: группа Отава Ё

Фестиваль музыкальных древностей «Словиша» вновь звучит на новгородской земле. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с его участниками.

Сегодня мы беседуем с группой «Отава Ё», которая является одним из хедлайнеров фестиваля.Отава Ё

— Как появилась на свет ваша группа?

— Если кратко, то в начале 2000-х годов мы поодиночке ездили порой в Финляндию играть на улице. В какой-то момент решили попробовать в Санкт-Петербурге. Попробовали, понравилось, стали делать это регулярно, через какое-то время осознали себя группой и записали свой первый альбом на деньги, заработанные игрой на улице... Мы об этом достаточно часто рассказывали.

Текст опубликован благодаря поддержке компании «Кудесы», которая создает древнерусские украшения по старинным технологиям 

— Почему такое название?

— 15 лет назад нам казалось очень оригинальным подчеркнуть сходство русских фолк-музыкантов и травы, которую косят. Её косят, а она всё равно прорастает на месте скошенной в виде отавы. Среди обилия государственных фолк-ансамблей мы были белой вороной, этакими парнями от сохи, самоучками, которым было что сказать и что им противопоставить. Мы очень сильно отличались от академических оркестров по нотам играющих камаринскую в переложении Глинки. Нам же это было категорически не близко. Хотелось найти своё видение народной музыки. Изобрести свой собственный велосипед. И мы это с огромным удовольствием делали и делаем. Наш постулат был и есть: «народная музыка — народу». 

— Какие музыкальные инструменты вы используете? 

— Играем на всём что по руку подвернётся. Сначала это были просто волынки и скрипки (плюс ритм-секция), потом уже стали появляться гусли, жалейки и многое другое, потому что хотелось какого-то звукового и тонального разнообразия. Сейчас лично я очень увлёкся двойным пищиком — это южнорусский духовой инструмент, сродни рожку или жалейке, только полифонический. Звучит потрясающе. В новом альбоме уже пару песен с ним записали.

— Откуда берёте музыку и песни, которые исполняете? 

— Почти все песни народные, какие-то более известные, какие-то менее. Есть несколько песен совсем малоизвестных. Как правило, мы берём песни либо из экспедиционных записей, либо из нотных сборников, либо то, что так или иначе уже знаем. Не брезгуем и общеизвестными песнями, которые все знают, но почему-то мало кто поёт со сцены. Слова практически всегда народные, а вот музыку часто досочиняем, инструментальные выигрыши в том числе (слово «проигрыши» нам не очень нравится, так что говорим только «выигрыши»). В наших песнях очень много нашей авторской музыки.

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Словиша»

— Музыкант, играющий современную музыку, и музыкант, играющий в наши дни музыку средневековую: есть ли между ними существенная разница? 

— «Средневековая музыка» — это не очень корректный термин применительно к нам. Мы не играем «средневековую музыку» в классическом понимании этого словосочетания, хотя, вероятно, какие-то из наших песен могут иметь очень древнее происхождение. Мы играем народную музыку, это самое правильное, что можно сказать по нашему поводу. Мы достаточно вольно с ней обращаемся, но стараемся практически всегда сохранить традиционную мелодию и текст. Волю себе даём только в аранжировке, но с огромным уважением к оригиналу.Группа Отава Ё

— Как вы думаете, какой будет музыка и музыкальные инструменты лет через триста?

— Мы, признаться честно, про это не думали. Если фантазировать, то, вероятно, народные инструменты будут модернизироваться и доводиться до ума. Считающиеся нестабильными будут меняться с целью добиться большей стабильности в звуке, строе, что произошло, к примеру, с кларнетом. Сначала были деревенские кларнеты вообще без клапанов, а сейчас кларнет — это высокотехнологичный инструмент с огромными возможностями. А традиционалисты будут продолжать делать этнографически достоверные инструменты без применения высокотехнологичных материалов. Музыка, вероятно, тоже будет меняться, появится больше современных мелодий, но со знанием традиции и не противоречащим ей. Это происходит уже сейчас, причём во всём мире.

— Как бы Вы объяснили парадокс: несмотря на обилие и разнообразие современной музыки, многие любят средневековую? 

— Прежде всего, люди любят искреннюю музыку. Музыку, в которой на первом месте именно музыка, а не коммерческая составляющая. В современной эстраде и поп-музыке основной мотив — это понравиться как можно большему количеству слушателей, а тем самым принести финансовую прибыль артисту и его продюсеру, что, наверное, не так уж и предосудительно, но на музыке, как правило, это сказывается губительно. В народной музыке мотивы более глубокие и коммерческая составляющая, как правило, не на первом и даже не на втором месте. Любой слушатель прежде всего хочет искренности от музыки, а не механических схем по выколачиванию денег из него. Группа Отава ЁХотя схемы эти всё же существуют и всё ещё работают (иначе бы индустрия шоу-бизнеса давно перестала бы существовать), но когда люди слышат что-то выходящие за пределы шаблонов — они считывают это и тянутся к такой музыке. Детям очень нравится народная музыка и это хороший показатель, потому что детей трудно обмануть, они очень хорошо чувствуют искренность.

— Как Вы считаете, в современном мире средневековая музыка — это всего лишь хобби? Или она способна выполнять какие-то более серьезные функции?

— Серьёзное дело не может быть хобби. Невозможно что-либо делать по-настоящему хорошо, если это не твой основной род занятий. Музыка не исключение. Народная музыка ничуть не меньше музыка, чем любая другая, а если серьёзно, то и больше, чем многие другие жанры. Не очень понятно — какие более серьёзные функции может выполнять музыка. Музыка обладает определённой способностью влиять на человека, эмоционально влиять. Хорошая народная музыка влияет очень сильно («хорошая» в том смысле, что она сделана искренне и на высоком исполнительском уровне), может пробуждать в людях возвышенные чувства. А когда человек испытывает возвышенные чувства, то он точно не пойдёт грабить или совершать какие-то асоциальные поступки, наоборот, очень велика вероятность, что он будет совершать какие-то хорошие дела. Группа Отава ЁЭто хорошо, здорово и очень полезно для общества. В обществе, где люди находятся в возвышенном состоянии, не будет ни воровства, ни насилия. Пусть это звучит утопически, но это так. Мы все в нашей группе профессионально занимаемся народной музыкой, никто из нас не работает в офисе или на другой «настоящей» работе. Это трудно, но мы держимся.

— На Ваш взгляд, нужно ли знакомить со средневековой музыкой детей в школе? Или изучение этой части музыкальной традиции остаётся на личное усмотрение каждого человека в отдельности?

— Детей нужно знакомить с народной музыкой обязательно, но очень важно следить за качеством этой музыки. Академические государственные ансамбли, условно именуемые в народе «разлюли малиной» сильно дискредитировали народную музыку в нашей стране и, скорее, отобьют желание знакомиться с корневой музыкой и, как следствие, развиваться в этом направлении. Всё дело в том, что, как правило, подобные ансамбли зачастую исполняют суррогат фольклорной музыки, не имеющей под собой никакой основы и содержания. Для того, чтобы знакомить детей с настоящей народной музыкой, педагоги должны сами разбираться в сути вопроса, это очень важно.  Сейчас таких педагогов крайне мало. Это серьёзная проблема. Для ее решения в правительстве должны появиться люди, которые понимают разницу между суррогатом и первоисточником. И, если быть честным, шансов на это очень мало. Так что, вероятно, в ближайшее время подобным музыкальным образованием детей будут заниматься родители и интернет. К нам на концерты часто дети приводят своих родителей, после того как они увидели какой-нибудь из наших клипов. Родители, как правило, очень сильно удивляются и очень сильно радуются. Так что побочный эффект наших выступлений — это объединение семей, которые крайне редко ходят вместе на концерты.

— Что бы Вы пожелали другим участникам фестиваля «СЛОВИША». 

— Желаем радости бытия. Народная музыка в этом смысле может очень сильно помочь. Мы пока не бывали в Великом Новгороде, очень ждём этой поездки на фестиваль.

Послушайте музыкальный звон древнерусских украшений, которые создает компания «Кудесы» по старинным технологиям

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: