ГлавнаяСтатьиНеигровое кино: Включите мозг!
Опубликовано 28.07.2018 в 15:15, статья, раздел Театр и кино, рубрика Киновзгляд
автор: Юлия Сергеева
Показов: 349

Неигровое кино: Включите мозг!

Неигровое кино, как и любое искусство, нуждается в продвижении и поддержке хотя бы на первых порах. Далее — дело естественного отбора во всех смыслах. На хорошее документальное кино зритель пойдет, но только если оно действительно будет хорошим. 

И тому пример фильм Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная», кинопоказы которого прошли в десятках городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Самаре, Саратове, Кирове. В крупных городах были аншлаги, и съемочная группа получила много хороших отзывов о картине. фильм Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная»В двух кинотеатрах фильм шел больше месяца. На каждом показе зрители спрашивали: будет ли продолжение истории? И режиссер решила: «продолжению быть!». Хотя это даже не совсем продолжение, это новая самодостаточная серия, с кучей новых и интересных экспериментов. «Мозг. Эволюция» — сиквел. Съемочная группа затронет тему эволюции: куда мы идем и как меняемся? И что остается неизменным в нас? Я поговорила с режиссером о съемочном процессе, второй серии и о финансировании авторского кино: 

— Юля, кому нужно неигровое кино? И зачем? 

— В моем случае, наверное, не просто «кому нужно неигровое кино», а «кому нужно научно-популярное неигровое кино»? У меня нет конкретного ответа на этот вопрос, но, во всяком случае, если оно нужно мне и еще десяти людям, которые со мной работают, то оно нужно еще кому-то. Когда я снимала первый фильм, мне казалось, будет круто, если мы просто его сделаем, доведем до финала. Но, после того, как случились аншлаги и прокат (прим. авт — фильм посмотрели более 4 тысяч зрителей в кинотеатрах и киноклубах и сейчас он лежит на онлайн-платформе и скоро его покажут на «Культуре»), я точно знаю, что из всех моих фильмов это — самая удачная дистрибуция. В общем, после этого у меня как-то вопроса «кому нужно кино» — не возникает. Более того, мне часто на показах говорили, что такое кино нужно, снимайте еще. Поэтому я перестала себя терзать на тему «кому нужно неигровое кино и зачем?»

— Что уже готово к производству второй серии? 

— У нас уже было более 9 съемочных дней, отснято немало материала, есть договоренность с героями, есть сценарный план. Выбраны локации, найдены эксперты, собраны истории, но проблема финансирования осталась. В этой связи запущен краудфандинг и мы очень рассчитываем на поддержку будущих зрителей! Сейчас снимаем, частично, на мои деньги, а частично на деньги от проката фильма «Мозг: вторая Вселенная».

— Это уже четвертая твоя краудфандинговая кампания. Две проводились на фильм «Мозг. Вторая Вселенная» (2017 г.) и одна на завершение «Детства на берегу реки» (2014 г.). Что можешь сказать по своему опыту: система «народного кошелька» работает? Кто жертвует на авторское кино? 

— Работает ли система краудфандинга? Тут нужно осознавать, что в мире постоянно что-то меняется, каждый день нужно быть готовым к новым сюрпризам. Когда я запускала краудфандинг в первый раз, то люди не знали — что это такое. Приходилось все время объяснить. Первый раз мы собирали 50 тысяч всего, это было так же сложно, как во второй раз собрать 450 тысяч. Сейчас сложно потому, что опять изменения: поменялась политика социальных сетей, они не хотят показывать ссылки на сторонние ресурсы. В первые дни после старта кампании, я посмотрела статистику переходов на Planeta. ru и поняла, что переходов на страницу проекта гораздо меньше, чем репостов в соцсетях! И, конечно, экономическая ситуация сейчас не очень хорошая, стало гораздо меньше меценатов, которые готовы поддерживать кино. Наш прошлый проект поддерживало гораздо меньше людей, но было больше спонсоров, которые вносили крупные суммы. И я даже не знаю, что это за люди. Хотя я всех звала на показы, но многие, кто жертвовал, отказались даже от того, чтобы им выразили им благодарность в титрах. Писали мне на почту «Главное, чтобы у Вас фильм получился». 

— Есть ли реальная помощь от коллег по цеху? Или только от друзей, близких?

— У меня в друзьях много коллег по цеху и трудно отделять одних от других. Коллеги, конечно, помогают настолько, насколько возможно. Каждый из нас — документалистов — вынужден искать деньги на фильм. Но и азарт профессиональный есть: коллегам по цеху тоже хочется, чтобы кино получилось. И я чувствую их моральную поддержку. 

— Мне понравилась твоя фраза «не бюджет зависит от замысла, а замысел мы пытаемся приспособить к бюджету»... Смешно и грустно, конечно. Давай немного статистики и цифр, чтобы было нагляднее: сколько у тебя френдов в соцсетях и какой процент поддерживает сбор? 

— Я не очень отслеживаю статистику. Наверное, большей частью поддерживают друзья и друзья друзей. Потому что самая большая проблема — распространить информацию. СМИ практически не пишут о краудфандинге. Более того, даже о премьере фильма «Мозг. Вторая Вселенная» в Москве никто не написал, кроме «REALISTFILM. INFO» и одного блогера. Зато много писали в Питере, Самаре, Екатеринбурге. фильм Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная»

— У себя в фейсбуке ты писала, что тебе даже уже снятся какие-то идеи по созданию фильма. Удалось реализовать задумки мозга, который думал за тебя во сне? Что это за эпизоды?

— С эпизодом, который приснился, вышло забавно. Как и в первом фильме, так и здесь, проблема в том, что говорить с учеными мы можем много, а вот как визуализировать это? Многие эксперименты это ЭЭГ и компьютер. Или ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) и компьютер. Но мне недавно рассказали про эксперимент, в котором исследуется реакция человека на паука (страх), и мне приснилось, что я его снимаю. Я на следующий день списалась с ребятами, которые этот эксперимент проводили и попросила повторить для фильма. Надеюсь, получится. фильм Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная»

— Какую ты литературу читаешь в подготовке над сценарием, съемками?

— Сначала я читала просто книги о мозге. Были книги «Как работает мозг», «Мозг и душа», «Сила воли», читала про нейропластичность. «Nudge» — но это скорее про поведение. Но чаще я слушаю лекции в сети или статьи читаю. Некоторые книги, кстати, просто не идут: вот, например, у меня ощущение, что уже все прочитали Канемана («Думай медленно, решай быстро»), кроме меня. А я прочитала сто страниц и не могу сдвинуться — пропал интерес, никак не могу себя заставить дочитать.

— Я знаю, что тебя хорошо поддержала фирма «Экспортлес». Это спонсор прошлого фильма (примерно пятая часть бюджета), в этот раз они тоже поддержали проект. Какой резон компании из Сибири, занимающейся лесом, поддерживать фильм про нейронауку? 

— Про спонсоров — непростая тема. Мы с января ищем спонсоров, обращались в три десятка компаний, в десяток фондов, и никто пока не поддержал, а «Экспортлес» поддержал только потому, что я лично знаю его основателя и обратилась к нему. 

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Киновзгляд».

— Зачем показывать науч-поп в кинотеатрах — можешь объяснить? Просто в планшетах его нельзя посмотреть?

— Да, можно, конечно, смотреть по ТВ и в планшете, но кинозал — то место, где — процитирую замечательного драматурга и педагога Николая Фигуровского — «люди учатся жить, мыслить и чувствовать сообща», там рождается некий общий эмоциональный фон, в другом месте вы этого не найдете. Если зритель зайдет в кинозал, то он, скорее всего, выйдет уже только после картины. А ТВ, во-первых, каждую секунду борется за внимание зрителя, а во-вторых, постоянно объясняет, что было 10 минут назад, т. к. возможно, зритель этого не видел — смотрел другой канал. В кино — другая драматургия. Меня учили делать именно кино. Есть еще некоторые нюансы и разница между кино и ТВ: например, работа со звуком, изображением, цветом. И мне самой больше нравится смотреть кино в кинозале, поэтому я и делаю соответствующее кино. фильм Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная»

— Ну, а теперь ближе к самому сиквелу... Где вы будете снимать картину?

— Сегодня снимали в Московском зоопарке (надеемся с ними провести совместные эксперименты), снимаем в Высшей школе экономики, там есть различные лаборатории.

— И какие новые технологии и новые лаборатории по изучению Мозга есть в Москве?

— Зимой была в замечательном месте в Питере, в институте трансляционной биомедицины. Это 12 новых лабораторий, там есть интересные приборы — для оптогенетики, например. Проводят генетические эксперименты на мышах. Для того, чтобы поехать в Питер, нам нужен бюджет, которого пока нет. А так там очень, конечно, интересно. Я как в космосе побывала и услышала столько нового о генной инженерии. Что-то потрясающее. Из новых технологий, пожалуй, оптогенетика — одна из самых интересных. Недавно снимали эксперименты с айтрекером (прибор для исследования движения глаз). Это не новый метод, ему больше ста лет. Методы могут быть старые, но технологии все время модернизируются, эксперименты проводятся разные, наука идет вперед.фильм Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная»

— Ты еще не разочаровалась в съемках науч-попа? 

— Я сняла всего один научно-популярный фильм, о чем можно говорить пока? Точно также меня, наверное, можно спрашивать: не разочаровалась ли я в шахтерах, волейболистах или фермерах?.. Я снимаю разные фильмы, на разные темы. А буду ли я дальше продолжать снимать науч-поп? Не знаю. Сложно прогнозировать. Любой фильм снимать сложно. Каждый раз приходится вникать в тему, разбираться заново. Не думаю, что над науч-попом сильно сложнее работать, здесь просто нужны другие приемы. Ну и сложно то, что у нас этот жанр почти вымер, поэтому находишься немного в вакууме. Много ТВ-программ и телефильмов, очень мало хорошего научно-популярного (или научно-познавательного, можно по-разному называть) кино.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: