ГлавнаяСтатьиФестиваль «СЛОВИША»: интервью с Василием Ивановым
Опубликовано 30.07.2018 в 10:15, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: Арсений Великрадский
Показов: 119

Фестиваль «СЛОВИША»: интервью с Василием Ивановым

Фестиваль музыкальных древностей «СЛОВИША» вновь звучит на новгородской земле. Мы предлагаем Вашему вниманию интервью с его участниками.

Сегодня мы беседуем с Василием Ивановым — музыкантом, этнографом и этноинструментоведом.Василий Иванов и группа СКМ

— Как Вы стали участником фестиваля «СЛОВИША»?

— Мы участвуем в фестивале второй раз и очень рады этому, ведь «СЛОВИША — единственный фестиваль в России, который точно совпадает с нашем форматом и стилистикой. Мы исполняем историческую русскую народную музыку, именно эта тема лежит в основе фестиваля музыкальных древностей. 

Текст опубликован благодаря поддержке компании «Кудесы», которая создает древнерусские украшения по старинным технологиям 

— Можно ли определить отличие средневековой музыки от современной?

— Средневековая музыка по своей структуре и смыслам практически не отличается от современной. Разница состоит в ингредиентах и изготовлении. Современная музыка — практически полностью электронная, она состоит из программируемых ритмов и синтезированных семплов, а средневековая (историческая и народная) делается полностью человеком. Человек выступает в роли драм-машины и в роли семплера. А во всем остальном отличий почти нет. Например, можно в точности исполнить какой-либо трек в стиле «техно» на гуслях и гудке, результат будет почти невозможно отличить от образцов архаического фольклора Балкан или Пиреней. Это как одна и та же картина, написанная маслом или сделанная в фотошопе. Между средневековой и современной музыкой меньше разницы, чем между ними и академической, нотной музыкой.

— Можно ли говорить о том, что на фестивале «СЛОВИША» идёт не только творческая, но и научая работа?

— Я думаю, что научная конференция — это и есть фестиваль для исследователей. В основном, это все площадки для демонстрации результатов исследований и плодов творческой деятельности.


— В чём особенности русской народной музыки? 

— У русской народной музыки множество особенностей, всех здесь не перечислить, но вот одна из них состоит в том, что это очень архаичная, почти даже первобытная музыка, которая исполняется на сложных, технологичных инструментах, таких как скрипки, балалайки гармоники — тальянки. Музыка оказывается настолько устойчивой, стабильной, что инструменты приходят и уходят, а она остаётся, и этот процесс не связан с техническим прогрессом, он шёл постоянно, веками, бок о бок с эволюцией человеческого общества и культуры. В этой эволюции волынки сменились тальянкой, а тальянка — хромкой, самой распространённой русской гармоникой 20 века. 

— Можно ли назвать тальянку русским инструментом?

— Тальянки — это предки современных гармоник, у которых клавиши не только в правой руке, но и в левой. В XIX веке их было множество разновидностей, в каждом регионе были свои виды тальянок. Они несли в себе местный колорит и формировали целый пласт музыки, который на сегодняшний день очень редко можно услышать в медийном пространстве. У нас на Северо-Западе сложились тальяночные традиции, в которых лежат истоки того фольклора который был записан собирателями во второй половине XX века.Василий Иванов и группа СКМ

Инструмент называется «русским», «карельским» или «болгарским» в быту и творчестве, но в науке сейчас принято считать, что музыкальный инструментализм — интернациональное и профессиональное явление. Скорее, музыкальный инструмент соотносим с географией, нежели чем с этносом. 

В этом отношении гармоники (и тальянки в их числе), конечно, русские народные инструменты, потому что делали их и играли на них русские крестьяне, но называются они по региону распространения — Псковская тальянка, Верховажская, Саратовская и тд.

— Во второй половине XX века молодёжь мало интересовалась средневековой и фолк-музыкой. Почему произошло повышение этого интереса сейчас?

— Тогда творческая мысль человека была направлена на электрическую музыку, она будоражила умы передовых музыкантов и композиторов. XX век — это век электричества, и музыка здесь не исключение. Но за несколько десятилетий человек наэлектризовал музыку настолько, что в ней потерялся сам человек, музыка стала механистичной, из неё ушла эмоция, психология, связи с исполнителем. Поэтому уже во второй половине XX века музыканты стали обращаться к «craft» и «hand made», чтобы найти нечто «настоящее» и «живое».

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Словиша»

— Сможет ли фестиваль «СЛОВИША» внести вклад в развитие русской музыкальной культуры?

— Да. Каждое такое событие создает яркий прецедент в информационном пространстве, создаёт новые коммуникации, а именно это и необходимо для развития.

— Есть много известных фестивалей средневековой музыки. В чём особенность фестиваля «СЛОВИША»?

— Я бы не сказал, что их много. Например, в нашей стране их нет вообще. Сейчас очень популярны фестивали исторической реконструкции, музыкальная составляющая в них очень слабая. Европейские медиевальные фестивали ориентированы скорее на подготовленного слушателя, они проходят в акустических местах, часто в храмах, там часто исполняется средневековая аристократическая или церковная музыка. «СЛОВИША» — фестиваль демократичный, мне кажется, он несёт в себе энергию народной стихии, созвучную вечевому строю древнего Новгорода. Историческое исполнительство в России только зарождается, оно не успело облечься в каноны жанров, поэтому каждый исполнитель представляет свою фантазию, своё представление о древней музыке, здесь присутствует молодежный элемент новаторства и эксперимента. 

— Что для Вас самое сложное в работе с фестивалем «СЛОВИША»?

— У нас много живых народных и исторических инструментов, которые очень капризны, но самое сложное — это успеть подключить их все в перерыве между группами, чтобы не затянуть время.

— Что придаёт сил и желания работать на фестивале?

— У фестиваля отличная команда организаторов, наших единомышленников, они собирают на фестиваль самые интересные коллективы (многие из которых наши друзья). Мне кажется, это лучшая мотивация.

Древнерусские традиции воплотились в украшениях, создаваемых компанией по «Кудесы»  практически вручную из экологически чистых металлов 

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: