ГлавнаяСтатьиФестиваль «Словиша»: интервью с Денисом Сухим
Опубликовано 27.07.2018 в 10:15, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: Арсений Великрадский
Показов: 856

Фестиваль «Словиша»: интервью с Денисом Сухим

Фестиваль музыкальных древностей «Словиша» вновь звучит на новгородской земле. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с его участниками.

Сегодня мы беседуем с Денисом Сухим, музыкантом из Белоруссии. Дзяніс Сухі

— Денис, расскажите пожалуйста о своём участии в фестивале «СЛОВИША»?

— Пригласил меня на фестиваль Антон Каменский. До этого про фестиваль не слышал.
На фестиваль приедем группой «Колісьнія» (дословно «когдатошние»). Представим такие инструменты как — дуда, скрипка, цимбалы.

Текст опубликован благодаря поддержке компании «Кудесы», которая создает древнерусские украшения по старинным технологиям

— Популярна ли в Беларуси средневековая и этническая музыка? Делает ли что-то
правительство для того, чтобы воспитать музыкальную культуру у белорусской молодёжи?

— Я общаюсь в кругу единомышленников, и мне кажется, что этническая музыка популярна, хотя это далеко не так. А делает ли что-нибудь правительство... У меня мало информации. Мои занятия не поддерживаются. Хотя, возможно, просто и не знаю, что есть такая поддержка. Профессионально занимаюсь изготовлением музыкальных инструментов и не только. Исполнительство — хобби, скорее.

— В чём особенности белорусской народной музыки? Расскажите подробнее о дуде? Можно ли назвать этот инструмент белорусским?

— Довольно сложный и неоднозначный вопрос. Надо очень хорошо владеть информацией о других культурах. В отличие от русской — многое похоже. Даже в белорусских регионах есть много различий. Но любая традиционная музыка очень близка к природе. 

А с друзьями мы занимаемся традиционным исполнительством. Нас приедет трое человек и мы будем представлять эти инструменты. Всё, кроме скрипок, дуды и цимбалы, мы изготовили сами. 

Станислав Чаус, сотрудник национального художественного музея, заведует фондами. Я занимаюсь профессионально изготовлением инструментов. Делаю колёсные лиры, дуды, и другие инструменты. Сергей Чубрик тоже мастер. Делает тоже колёсные лиры, цимбалы и дуды в свободное от работы время. Дзяніс Сухі
По поводу дуды была такая история... В 20 и 30 годах XX века в СССР выбирали для каждой из республик свой национальный инструмент. В Белоруссии выбор сначала пал на дуду. Но деятель культуры Жинович, исходя из трудности настройки и сложности игры в оркестре, предложил цимбалы. И так традиционным национальным белорусским инструментом стали считаться цимбалы. Хотя дуда тоже была достаточно популярна. 

Среди реконструкторов и фольклористов есть аудио и видео воспоминания из экспедиций, которые проводили ещё в конце 70 и 80 годов ХХ века. Они показывают, что один из вариантов названия дуды — «великолитовская», это отсылает нас к Княжеству Литовскому. Ведь ареал распространения дуды шире современных границ Беларуси, он распространяется и на южную Латвию, Литву и даже Смоленщину. Несомненно, ядро традиции лежит на Белорусских землях. У нас она закрепилась в традиции сильно и крепко. Это и праздники и песни... Даже существует колядная песня про изготовление дуды. Потому однозначно называть дуду только «белорусской» не совсем корректно, но можно. 

— Отличается ли дуда от волынки?

— Да. Это, кстати, самый частый вопрос. У простого человека чаще всего возникает ассоциация с шотландским инструментом. Если перевести дословно, то такой инструмент называется «Большая горская волынка». 

Этот тип инструмента распространён в Европе. И в каждой стране есть не по одному типу волынок. Даже в Шотландии есть несколько видов. Самый известный — это Хайгланд (Highland). Он известен под таким именем среди дударей и волынщиков. А в XX веке таким инструментом была итальянская цампонья (Zampogna). Композиторы в XIX веке писали пьесы для цампоньи с оркестром. Дзяніс Сухі

У нас волынка называется дудой, потому применяю это слово. Одна из самых дударских стран, как ни странно, это Болгария. Болгарский инструмент называется «гайда». А играющий на ней называется «гайдар», в Словакии же это «гайдош». Свой тип такого инструмента есть повсеместно в Испании, Франции, Чехии, Словакии... В одних странах сохранилась преемственность традиции, а в других эта традиция была воссоздана или реконструирована. 

Что касается волынки или дуды в России, то здесь такой сильной традиции не было. Было влияние белорусской или великолитовской дуды на приграничные районы. А так же наблюдается влияние финно-угорских инструментов у удмуртов и мордвы. 

Этнографами описаны инструменты у финно-угорских народов, которые населяли нынешнюю Ленинградскую область. До сиих пор ведутся дискуссии на тему «была ли русская волынка», вопрос до сих пор открыт.
Недавно в Старой Руссе был найден фрагмент волынки, если не изменяет память, XII века. Это сенсационная находка в мировом масштабе. В Европе именно в это время стали появляться такие инструменты, а в некоторых странах даже позднее. Но пока непонятно — был ли это местный или завозной инструмент, так как Новгород являлся большим торговым городом. 

Этот фрагмент интересен тем, что инструмент был двухканальный. А такие инструменты — это Балканы, Карпаты, гуцулы, Венгрия, Польша.дуда

— Во второй половине XX века молодёжь мало интересовалась средневековой и фолк-музыкой. Почему произошло повышение этого интереса сейчас?

— В советское время традицию и не поддерживали, даже уничтожали. Приходили массовики-затейники и приводили народную традицию к общему знаменателю. Рухнул Советский Союз и стало больше информации. Я думаю, в обострении интереса к этно- и средневековой музыке большую роль играет и общемировая тенденция. Процесс начался ещё в 70-80 годы XX века, но к нам всё позднее доходит и у нас это выпало на 90 годы XX века. Разные люди в понятие этно- и фолк-музыки вкладывают разный смысл. Мы ездим в экспедиции, ищем старых скрипачей. И если старые дудари все уже умерли, то у самобытных скрипачей всё же удаётся поучиться.

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Словиша»

— Сможет ли фестиваль «СЛОВИША» внести вклад в развитие белорусской музыкальной культуры?

— Сложный вопрос. Возможно. Фестивалей много не бывает. Это общение, обмен опытом... Фестивали дают вдохновение и смысл. На фестивалях начинаешь понимать, что ты этим делом занимаешься не зря. В Великом Новгороде и на фестивале «СЛОВИША» я пока ещё не был, и мне было бы очень это интересно.

— Есть много известных фестивалей средневековой музыки. В чём особенность фестиваля «СЛОВИША»?

— Пока не знаю. По крайней мере, Великий Новгород является городом, где ведутся археологические раскопки, Средневековье прямо под ногами. Надеюсь, что удастся окунуться в средневековую атмосферу, пообщаться с людьми и получить порцию вдохновения.

— Что для Вас самое сложное в работе с фестивалем «СЛОВИША»?

— Пока ещё никакой работы не было. Есть дата, надо собраться и приехать. С приездом решилось всё интересно. Сначала Антон Каменский меня одного пригласил, чтоб я провёл мастер-класс, рассказал про дуду, поиграл... Но из Минска идёт достаточно неудобный поезд. Он выезжает рано, приезжает в час ночи, и долго стоит в Орше.  

Тогда я подумал, что проще будет приехать на машине. Это около 700 километров. И если ехать на машине, то места ещё есть. Хотел ехать с женой, потому что у неё в Новгороде живёт дядя. Потом решили с группой. Антон одобрил идею. Мы достаточно много ездили по фестивалям, были в Литве, Польше, Австрии, Украине...

— А что придаёт сил и желания работать с фестивалем?

— Это больше вопрос к организаторам. А я просто приглашенный гость. Нам интересно посмотреть на организацию фестиваля, увидеть город, выступить, поделиться эмоциями со зрителем. 

Мы играем не сценическую музыку, а танцевальную. Традиционная танцевальная музыка сейчас более востребована. У нас в Старом Городе часто проходят такие дискотеки.

У нас с дудой есть два направления: «медивальное» и «фольклорное» — традиционное. Медивальное — это средневековое. А второе — более близко к фэнтези. Там уже другая манера игры, по-другому строятся инструменты.  

— Что бы Вы пожелали участникам фестиваля? 

— Всего хорошего. Заниматься и дальше тем, чем занимаются. Выходить на новый уровень. И чтоб этот фестиваль придал силу и был ориентиром.

Древнерусская музыка хорошо сочетается с древнерусскими украшениями, что создает компания «Кудесы» по старинным технологиям.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: