ГлавнаяСтатьиФестиваль «Словиша»: интервью с Варварой Летягиной
Опубликовано 23.07.2018 в 10:15, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: Арсений Великрадский
Показов: 391

Фестиваль «Словиша»: интервью с Варварой Летягиной

Фестиваль музыкальных древностей «СЛОВИША» вновь звучит на новгородской земле. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с его участниками.

Сегодня мы беседуем с Варварой Летягиной, уникальным специалистом по доандреевской балалайке.Варвара Летягина

— Варвара, как Вы стали участвовать в фестивале «СЛОВИША»?

— Я работаю хранителем экспозиции «Открытые фонды музыкальных инструментов» в Шереметевском дворце — Музее музыки. На фестиваль меня позвал один из организаторов — Антон Каменский. Он предложил мне сделать лекцию-концерт о «доандреевской» балалайке. 

Текст опубликован благодаря поддержке компании «Кудесы», которая создает древнерусские украшения по старинным технологиям 

— Можно ли определить отличие средневековой музыки от современной?

— Прежде всего, средневековая музыка основывалась на традициях, присущих той местности, в которой исполнялась. Кроме того, музыканты были ограничены тем инструментарием, которым располагали. Сейчас музыканты вроде бы ничем не ограничены — ни жанрами, ни выбором инструментов. Пределы должны быть только в фантазии. В этой связи удивляет — насколько иногда современная поп-музыка или рок-музыка однообразна, учитывая современные безграничные возможности. Варвара Летягина

— Можно ли говорить о том, что на фестивале «СЛОВИША» идёт не только творческая, но и научная работа?

— Да, зачастую организаторы приглашают не только музыкантов-исполнителей традиционной музыки, но и ученых, исследователей, музейщиков. 

— В чем особенность доандреевской балалайки? 

— Так называемая «доандреевская» балалайка бытовала в русской деревне как минимум с конца XVII по конец XIX вв. О балалайке мы находим упоминания в письменных и изобразительных источниках, а самый старинный инструмент данного типа хранится у нас в Шереметевском дворце — Музее музыки. Это долбленая балалайка середины XIX в. А всего в нашем музее хранится 14 традиционных балалаек. Благодаря сотрудничеству музея с мануфактурой «БалалайкерЪ» и петербургским мастером и музыкантом Василием Ивановым нам удалось сделать копии трех музейных балалаек, и возродить традицию игры на этих инструментах, забытую почти на 100 лет. Доандреевская балалайка

— Можно ли назвать этот инструмент «русским»?

— Что касается этнической принадлежности, то могу сказать, что я играю на русских балалайках. Ведь они веками бытовали в русской деревне, мы играем на них русскую музыку. Но мы не знаем изначальной истории «откуда есть пошла русская балалайка», поэтому ученые спорят о разных версиях происхождения инструмента: тюркская, европейская, и, конечно, русская. Патриот во мне склоняется к последней версии, а учёный не исключает ни одной. 

— Во второй половине XX века молодёжь мало интересовалась средневековой и фолк-музыкой. Почему повысился этот интерес сейчас?

— Я бы так не сказала, поскольку фолк-музыкой начали интересоваться ещё в 1970-ые годы. Волна интереса возникла как раз после того, как археологи явили миру уникальные находки музыкальной культуры Средневековой Руси. Кроме того, интересу поспособствовали экспедиции Ленинградской консерватории, которые в свою очередь открыли, казалось бы, умершую гусельную культуру. 

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Словиша»

В советское время на смену традиционной культуре пришла эстрадная «народная» культура СССР. А за последние годы музыканты и фольклористы проделали огромную работу, чтобы объяснить большую разницу между этими жанрами. И многие люди только-только стали узнавать — как же звучит настоящая русская песня и как выглядят русские гусли. Именно благодаря работе Владимира Ивановича Поветкина в области реконструкции и популяризации древнерусских музыкальных инструментов я многие годы назад и загорелась любовью к инструментоведению, которому посвятила свою жизнь. Для меня очень важно поддерживать сотрудничество с нынешними сотрудниками его Центра, которые бережно хранят память о своём выдающемся создателе и старинных музыкальных инструментах. Так что Центр музыкальных древностей В. И. Поветкина всегда вносил и будет вносить неоценимый вклад в развитие нашей музыкальной культуры. Варвара Летягина

— Есть много известных фестивалей средневековой музыки. В чём особенность «СЛОВИШИ»?

— Важна сама территория. Великий Новгород — это уникальный старинный русский средневековый город. Не всегда средневековые фестивали так органично располагаются в других городах, как получилось в Великом Новгороде. Кроме того, организаторы фестиваля «СЛОВИША» делают основной упор на аутентичное звучание. Сейчас на многих фестивалях исполняются обработки средневековой музыки. Не могу сказать, что такие фестивали хуже, просто важно понимать разницу. 

— Что бы Вы пожелали участникам фестиваля и его зрителям?

— Мне важнее всего, чтобы русские люди не забывали — как пели и на чём играли их бабушки и дедушки, чтобы гордились ими. Благодаря интернету есть столько возможностей ознакомиться с аудио-, и —видеозаписями, книгами и музейными предметами! Мне хотелось бы, чтобы люди знакомились с традиционной культурой не по большим праздникам раз в год, а воспринимали её как свою, жили с ней долго и счастливо.Варвара Летягина

Древнерусские традиции воплотились в украшениях, создаваемых компанией по «Кудесы»  практически вручную из экологически чистых металлов 


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: