ГлавнаяСтатьиРыцарь кубков (2015)
Опубликовано 27.05.2016 в 18:15, статья, раздел Кино, рубрика Слепая зона

Рыцарь кубков (2015)

Рик устал от всего, в его душе пустота. Он кочует от женщины к женщине, пытаясь разобраться в себе.

Название: Рыцарь кубков
Оригинальное название: Knight of Cups
Год: 2015
Жанр: Драма
Страна: США
Режиссер: Терренс Малик
В ролях: Кристиан Бейл, Кейт Бланшетт, Натали Портман


Терренс Малик – настоящий художник, отчаянно стремящийся к недостижимому идеалу, упорно игнорирующий все условности современной культуры, пренебрегающий не только мнением публики, но и наградами за своё творчество. Его подход очень точно характеризует, например, тот факт, что после съёмок фильма «Дни жатвы», режиссёр потратил на его монтаж целых два года. Или то, что он не давал интервью уже более 35 лет. Затворник в жизни и авантюрист на съёмочной площадке – он настроил против себя многих актёров, с которыми работал, а публику невольно разделил на два лагеря: одни считают его философом и визионером, другие – самовлюблённой пустышкой, погрязшей в самоповторах. В 2015 году вышел его новый фильм, такой же противоречивый, как и все предыдущие.

«Рыцарь кубков» – это странствие по местам, где ты всегда чужой, и по душам, в которых есть пристанище, но лишь на время. Это попытка совладать с отупляющим чувством беспомощности перед неумолимостью времени, перед скоротечностью переживаний. Герой фильма ступает в воду жизни, омываемый судьбами людей, словно волнами, и пытается соединить временное и вечное в единственной точке соприкосновения этих сущностей: в повторении. Недолговечность каждого переживания можно победить, лишь пережив его с новой силой. Полюбив повторяемость, можно полюбить саму жизнь, и пройти свой путь без страха упустить что-то важное. «Рыцарь» путешествует по жизни, и свет в глазах людей становится для него светом путеводных звёзд.

Все фильмы Малика настраивают на общение с окружающим миром и самим собой в обход лексикона. Они не о смысле жизни, а о мгновении жизни, об ощущении её внутри и вокруг себя. Сюжет «Рыцаря кубков» не так важен. Вместо сюжета – последовательность образов и символов, выражающих не столько мысли, сколько внутреннее состояние: пустыни, пересохший фонтан, развалины домов. Рыбы плывут в лучи света, собаки пытаются ухватить игрушку под водой, а высоко в небе пролетает самолёт. Сценария нет – есть цитаты из Платона и Баньяна, а монологи являют собой поток сознания, в котором мысли скачут от выступа к выступу над чёрной пропастью экзистенциального ступора. Этот фильм не смотришь, а ощущаешь. Каждая сцена – как воспоминание, и мир вокруг растворяется за границами сужающегося фокуса.

Про то, что «Рыцарь кубков» красив, даже говорить неловко. Малик и красота – это практически синонимы. Причём это заметно во всём: в съёмках, в музыке и даже в сюжетных темах. Степные просторы, рвущиеся ввысь небоскрёбы, роскошные интерьеры – сколько пространства, света и гармонии в каждом кадре! Классические шедевры Бетховена, Пахельбеля и Корелли создают впечатление вечной и неразрушимой красоты, а гипнотические сочинения Гейра Йенссена и Арво Пярта намекают на непостижимую глубину.

На мой взгляд, «Рыцарь кубков» совсем немного не дотягивает до «Древа жизни». Может быть, потому что динозавров не показали, я не уверен. Но после невнятного фильма «К чуду», убитого озадаченно растопыренным Аффлеком и непрестанно вращающейся вокруг своей оси Куриленко, этот фильм смотрится совершенно на другом уровне.

Фото взяты из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: