ГлавнаяСтатьиЗаколдованная природа. Часть 2
Опубликовано 26.05.2016 в 19:07, статья, раздел История, рубрика Поиск Беловодья
автор: Илья Мельников
Показов: 643

Заколдованная природа. Часть 2

Представьте себе один из совхозов Новгородской области в не такие уж далекие 70-е. Май месяц, начало выпаса скота. Председатель совхоза, женщина средних лет, партийная, осматривает коровники перед первым выпасом. Затем она снимает с себя пояс и расстилает его на пороге коровника. Все передовые совхозные коровы должны непременно пройти через этот пояс, который как бы «привязывает» их к родному стойлу. Если этого не сделать – скот после выпаса не будет возвращаться обратно.

Теперь представьте другой случай, почти анекдотичный. То же время, та же эпоха, та же Новгородская область. Священник сельской церкви пишет жалобу уполномоченному по делам религии. Оказалось, он по совету своего коллеги обратился к некой бабке-колдовке, живущей в соседней деревне. Та, хоть и взяла деньги, но разлада в семье не исправила, как обещала. Деньги вернуть отказалась. Так разгорелся конфликт интересов зарегистрированного и незарегистрированного «служителей культа».

Наконец, обратимся к современности. На странице почтового ящика Mail.ru мы увидим баннер, пройдя по ссылке которого непременно узнаем, что нам нужно, а чего не нужно делать, чтобы день сложился благоприятно. Для высчитывания «натальных карт» созданы online-программы, в газетах объявлений потомственные сибирские целительницы обещают снятие порчи и помощь в бизнесе. Справедливо встает вопрос: почему в эпоху, которую часто называют «техногенной», в эпоху колоссального рывка в развитии науки и техники, махровым цветом расцветают различные магические суеверия? Попробуем разобраться на примере нашего родного прошлого.

Книга "Аристотелевы врата", XVI в. - средневековое русское пособие к составлению гороскопов

Магические знания славян тесно связаны с представлениями о персонифицированных силах природы (о них уже мы рассказывали ранее). Однако, в древности считали, что методы воздействия на леших и кикимор могут быть разные. Хрестоматийный пример дикаря, бьющего собственный идол в отместку за невыполнение своего пожелания, не столь далек от истины. Конечно, можно подкормить строптивого духа, но если и это не помогает, в ход могут пойти и более весомые аргументы. Например, целый ряд обрядовых манипуляций со специальными заклинаниями, которые у нас обычно зовутся заговорами.

С другой стороны, помимо различных родовых и природных духов, в представлениях наших предков были некие загадочные силы, которые подчиняются причинно-следственным связям. Например, если кто-либо из семьи заболел заразной болезнью, умер, но в доме остались его вещи, а родственники активно контактировали с телом умершего, как следствие могла умереть и вся семья. Причинно-следственная связь для нас проста и понятна, но в глубокой древности любили все немного усложнять. Вместо действительной причины массовых моров и поветрий их причину видели в действии духов смерти, мести покойников и т. д. Отсюда – запрет на контакт с телом умершего для родни и традиция раздавать его вещи, действующая до сих пор.

У всех народов были свои священные растения. Русские - не исключение. Почти вся народная календарная ритуалистика в одном фото: верба, принесенная в Вербное воскресенье - верное средство от пожара, также увеличивает удой коровы; верес защитит от злых духов (приносится на Чистый четверг), а березка с Троицы - так тем более (наша ведь, русская!). Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ, Пестовский район, 2015 г.

Таким образом, различные ритуальные запреты и предписания появились от неправильного понимания причины и следствия, в случае, если они были (например, приметы). Если же причинно-следственной связи вообще не было, то ее легко было придумать. Как? Элементарно: если одна вещь внешне похожа на другую, то, воздействуя на одну из них, можно на расстоянии воздействовать и на другую. Например, вот как лечили бородавки бабки-знахарки Новгородской области: по количеству бородавок завязывались узелки на нитке, потом со специальным заговором нитка бросалась в землю. Приговаривали: «Как сгниет эта нитка, так пусть у рабы Божьей такой-то сгинут бородавки». Когда нитка сгнивала, бородавки должны были пройти. Такой вид магии ученый Джордж Фрэзер называл магией подобия.

Тетрадь с заговорами от болезней и рецептами, Ленинградская область, 1950-е гг. Фото из личного архива автора

В другом случае, наши предки верили, что вещи, контактировавшие с человеком, или же, что еще лучше, части его тела (ногти, волосы, если повезет, то и что-нибудь посущественнее) сохраняют связь с человеком на расстоянии. Такой вид магии называется магией контакта. Поэтому, чтобы навести порчу на человека, лучше всего похитить у него какую-либо личную вещь, а еще лучше – занять за ним очередь в парикмахерской или косметическом салоне.

Магические законы, в отличие от домовых и кикимор, слепы и действуют, особо не разбираясь. В Валдайском районе, например, захотела свекрова навести порчу на невестку, и для этого посыпала на землю во дворе наговоренного песка. Да вот незадача – первым на него наступил ее же сын. Вместо невестки порча перешла на него.

Люди, обладающие магическими знаниями, традиционно делились на хороших и плохих. Хороших до сих пор в деревнях зовут бабушками, реже – знахарками. Плохих – колдовками, колдушками и колдунами. Особенно активны они на Чистый четверг (последний четверг перед Пасхой), в канун Крещения и на Иванов день.

Очень опасны колдуны и колдовки во время обрядов перехода, например, на свадьбе. Картина художника В. Максимова (кстати, уроженца соседней Петербургской губернии) изображает как раз такой неприятный момент - приход колдуна на крестьянскую свадьбу.

Вся жизнь крестьянина была окружена огромным количеством суеверных обрядов и символических действий, рожденных буйным воображением наших предков-язычников. Возьмем выпас скота – важнейшую часть сельскохозяйственного цикла. На праздник Егория 6 мая, даже если лил дождь или же травы было еще мало, скот выгонялся для специального «обхода». Пастух, который, как поговаривали, знался с самим лешим, один или три раза обходил вокруг стада. Такие же «обходы» делали люди у себя на дворе по отдельности. Магия подобия налицо – круг, очерченный пастухом, подобно невидимой ограде не будет позволять коровам разбредаться. Во время выпаса пастуху нельзя было брить бороду: опять же, потеря бороды – потеря стада.

Подобными махинациями пробавлялись наши предки на протяжении столетий. И самое парадоксальное – некоторые из этих махинаций оказывались иногда вполне эффективными. Тут сказалась и действенность некоторых примет, и сила убеждения или благотворные действия лекарственных трав при лечении знахарей, и простое совпадение по теории вероятности. Наконец, некоторые из магических ритуалов принципиально невозможно проверить. Например, если одеть на одежду булавку от «осуда» (это примерно то же, что и сглаз), в вашей жизни мало что поменяется. К тому же, если вы все же почувствуете недомогание и усталость (верные признаки того, что вас «осудили»), всегда можно списать все на простую болезнь. А как же иначе – ведь от «осуда»-то вас защищает булавка!

Благодаря всему вышеперечисленному, магические верования, пришедшие из глубины первобытных веков, дожили до наших дней. Но и это не все. Представьте, что есть некие силы, которые вам неизвестны, но действие которых вы можете наблюдать. Ничего не напоминает? Тогда возьмите свой мобильник и позвоните другу. А потом попытайтесь подумать, как вам удалось поговорить с человеком на большом расстоянии, как устроен механизм вашего телефона, как он может принимать и подавать сигналы и т. д. Если для вас (как и для меня) все эти платы и микросхемы – тайна за семью печатями, то ваш мобильный – не более, чем магическая коробочка, позволяющая быстро и оперативно беседовать с нужными людьми. Что же тогда мешает нам выдумать и кучу других «неведомых» сил и коробочек, «пока что неизвестных науке»?

Просто деревяшка? - А вот и нет: ею на протяжении нескольких поколений "лечили" людей в Боровичах. Фото из архива лаборатории этнологии НовГУ, 2006 г.

В глубине сознания человечества до сих пор сидит образ прирученного зверя – природы, время от времени выходящей из повиновения. Не менее сильно и стремление ее контролировать. Не через науку, так через магию в современной ее форме – гороскопы, экстрасенсов, народных целителей. Магия и наука на первый взгляд схожи, как это подметил в свое время упоминавшийся Фрэзер. В основе законов науки и магии лежат причинно-следственные связи, а не прихоть коварных духов и богов, только магия понимает эти связи неправильно. Поэтому неудивительно, что и сегодня люди часто их путают, причем и в довольно развитых обществах.

В нашей стране дело усложняется традиционным пиететом к прошлому. Посмотрите, какой образ создают себе различные целители. Одно только название «потомственный» и «народный» способно расположить к себе среднестатистического жителя нашей страны. Поэтому сегодня многие в случае неудач в семье, проблем со здоровьем и т. д. бегут к «бабушкам» или же собирают крещенскую воду от трех разных церквей, приписывая ее смешению магические свойства.

Так рождаются все новые и новые формы магической обрядности, ожидающей своего исследователя, для которого они предоставляют возможность вживую прикоснуться к глубокой древности, когда окружающий мир был полон неразрешимых загадок. Однако, нельзя сказать, что все эти верования сохранились в таком уж неприкосновенном виде. Природу пытались неоднократно «расколдовать», и первым шагом на этом пути для наших предков-славян было распространение христианства, которое в русском изводе приняло весьма своеобразную форму. Но об этом мы поговорим позже.

Продолжение следует…

(В статье использованы материалы Лаборатории этнологии и истории культуры Новгородского университета, а также «Материалы о деятельности сектантских организаций Новгородской области» фонда Уполномоченного по делам религиозных культов при Совмине СССР в составе Государственного Архива Новгородской области).

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: