ГлавнаяСтатьиТайны и загадки Великого Новгорода от Павла Колосницына
Наука против обмана:
Раскопки ведутся с двумя основными целями -сохранение и изучение
Опубликовано 23.06.2018 в 11:15, статья, раздел Технологии, рубрика Наука против обмана
автор: Арсений Великрадский
Показов: 627

Тайны и загадки Великого Новгорода от Павла Колосницына

Павел Колосницын является заведующим сектором полевых исследований Центра археологических исследований Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого. Кроме этого учёный ведёт свой блог «Starcheolog».

Так же Павел Колосницын является активным участником проекта «Учёные против мифов», который идёт уже два года. Его задачей является борьба с мракобесием и засильем антинаучных мифов, создаваемых разного рода мошенниками с целью отъёма денег у, падких на дешёвые сенсации, граждан. Павел Колосницын

Сегодня Павел Колосницын ответил на вопросы, заданные ранее читателями «Области Культуры», в рамках сотрудничества нашего журнала и проекта «Учёные против мифов».

— Павел, обращают ли внимание современные археологи на легенды, или руководствуются лишь летописями для того, чтобы решить где и что искать?

— Скорее нет. Легенды практически не сохранили достоверных сведений о местонахождении исчезнувших поселений, могильников и прочих объектах. Эти сведения есть в исторических документах и старинных картах. Вот на них и обращаем внимание.

— Как и кто решает, где производить раскопки?

— Собственно говоря, раскопки ведутся с двумя основными целями -сохранение и изучение.
Большая часть археологических работ в настоящее время ведётся на месте будущего строительства. И археологи изучают то, что попало в зону застройки. Это приносит неожиданные, но нередко интересные находки. Так например в Великом Новгороде в прошлом году при охранных работах нашли раннесредневековые захоронения.
Лишь малая часть раскопок проходит с научными целями, когда специалисты выбирают наиболее интересные и информативные памятники или их части. Это например Троицкий раскоп в Новгороде или Пятницкий в Старой Руссе, где ведутся многолетние исследования.Старая Русса Пятницкий раскоп

— Есть ли археологические свидетельства погрома в Великом Новгороде, который устроил Иван Грозный, которые свидетельствовали бы о масштабах этого события? Или всё же это миф, и Иван Грозный был белый и пушистый?

— Археологических свидетельств опричного погрома Новгорода не найдено. Просто потому, что такие события оставляют мало археологических следов. Но о погроме и вообще о правлении Ивана Грозного нам сообщает множество других исторических источников, прежде всего письменных, которые позволяют довольно достоверно восстановить историю и итоги правления Ивана IV, который был совсем не белый и не пушистый.

Обратите внимание на статью «А был ли убит сын Ивана Грозного?» 

— Если у славян до Кирилла и Мефодия не было письменности, то как они отправляли друг другу сообщения? Как хранили информацию? Ведь без ведения записей не получится ни торговать, ни путешествовать.

— Почему не получалось? Представление о том, что письменность необходима, это перенос современных представлений в прошлое. Многое из того, что нам сейчас кажется элементарным, в древности не существовало.
Славяне, как и сотни других народов, долгое время обходились без письменности.

Почему? Всё очень просто — письменность долгое время была просто не нужна. Нам сейчас, во времена всеобщей грамотности, трудно представить, что человечество сотни тысяч лет обходилось без всякой письменности. Путешествовало, торговало, общалось, учило языки. Даже после изобретения письма большая часть людей обходилась без неё.славяне

Необходимость в записи языка возникает в двух случаях:

1 — государственные нужды — законы, налоги, хозяйственные записи, учёт подданных и т. д.
2 — передача текстов священного писания.
А уже потом письменность, как удобная система записи и передачи информации, начинает выполнять остальные функции.

У славян развитого государства долгое время не было, а для передачи религиозных представлений хватало устного способа. Как хватало его большинству населения России (да и других стран) вплоть до 20 века.
Когда же появилось государство и религия, требующие письменности, то была перенята существующая в тот момент кириллица, наиболее подходящая для передачи речи восточных славян.

— Когда и где были найдены самые древние славянские тексты? Что это за тексты?

— Старейшими кириллическими памятниками являются надписи на могильных плитах. Древнейшая из них — Добруджанская надпись, найденная в Румынии в 1950 г. и датированная 943 г. 

Древнейшей надписью оставленной восточными славянами считается слово — ГОРОУХЩА, выцарапанное кириллицей на глиняном кувшине (корчаге), обнаруженной в 1949 году при раскопке кургана возле Гнёздово под Смоленском и датированной второй четвертью — серединой X века. До сих пор нельзя однозначно сказать, что имеется ввиду. Обозначает это слово сосуд для хранения горчицы, или имя владельца. 

Проект Павла Колосницына «Полевой дневник археолога»

Самый древний пространный текст на Руси это «Новгородская псалтирь», написанная на восковых церах книга, датируемая началом 11 века. Содержит полный текст псалмов 75 и 76 и часть псалма 67, записанных той же кириллицей на старославянском языке, а так же ряд других кратких надписей
Новгородская псалтирь
Есть ещё и другие ранние кириллические надписи. Например, найденные опять же в Новгороде деревянные цилиндры-пломбы, датируемые концом 10 века. Это своеобразные запорные устройства, предназначенные, вероятно, для опломбировки мешков с данью.

Распространение грамотности происходит после принятия христианства и более-менее массовым становится к середине 11 века. Именно в это время появляются берестяные грамоты.
Кроме кириллических надписей на территории Древней Руси найден ряд надписей другими алфавитами (например, рунами). Но это единичные находки, относящиеся к другим языкам.

Все остальные идеи о древнеславянской письменности не имеют под собой оснований и относятся к разряду фантазий и домыслов.

— Каким веком датированы самые древние находки на Рюриковом Городище? 

— Если не считать находок эпохи неолита и раннего железного века, то самые ранние слои датируются VIII — первой половиной IX века.

— Что это за предметы?

Прежде всего фрагменты керамических горшков.

— Можно ли сейчас что-то определённое сказать об этническом составе населения Рюрикова Городища VII — X веков? 

— Его история начинается с поселения ильменских словен, а находки в последующих слоях (фибулы скандинавских типов, железные гривны с молоточками Тора, две бронзовые подвески с руническими надписями (причём одна скопирована с другой), серебряная фигурка Валькирии и др.) свидетельствуют о пребывании здесь довольно большой группы выходцев из Скандинавии, к XI в. постепенно растворившихся в славянском населении.вълхъва

— Рюриково городище это Словенск?

— Нет. Словенск это, судя по всему, вымышленный город из поздних легенд. В письменных источниках он появляется только в 17 веке на страницах «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», которая представляет собой позднелетописную легенду XVII века о заселении окрестностей Новгорода племенем словен, об истории до Рюрика и об эпических предках русского народа. Довольно популярный в то время жанр. Словенск был придуман неизвестным автором для объяснения происхождения названия Русы.

— Легенды о чуди белоглазой возникли на пустом месте? Или всё же нет дыма без огня?

— Смотря что вы имеете в виду под огнём. Если существование неких мистических существ, подземных карликов, скрывающихся от людей, то на пустом месте. Нет никаких неизвестных науке таинственных карликов. А рассказы о чуди это обычные фольклорные легенды.

Но возможно, исходя из самого слова чудь, которое представляет собой древнерусское название финно-угорских племён живших на севере Руси, в этих легендах отразились воспоминания о контактах с ним и их исчезновении.

— Найденные в Великом Новгороде берестяные грамоты написаны только по-древнерусски. По крайней мере в интернете нет берестяных грамот на иностранных языках. Новгородцы не общались с заграницей или просто не владели иностранными языками? Или международные связи Новгорода сильно преувеличены?

— Нет. Имеется несколько грамот, написанных по-церковнославянски (а это другой язык), а также пять текстов на неславянских языках: по одной на карельском (знаменитая берестяная грамота № 292 с заклинанием против молнии), латыни, греческом, немецком — новгородские грамоты; на руническом древнескандинавском — смоленская грамота. берестяная грамота № 292 Новгород Великий

Иностранных текстов немного, потому что письмо на бересте это способ придуманный на Руси и применявшийся для коротких записок, записей и писем, предназначавшихся для внутреннего пользования.
А из других источников мы знаем, что новгородцы и другими языками владели и «международные связи» завязывали.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: