ГлавнаяСтатьиМонгольская каллиграфия
Опубликовано 25.05.2016 в 13:30, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 447

Монгольская каллиграфия

«Каллиграфия - умственный процесс, который даёт ощущение великого счастья и способность к глубокому самосознанию. Вы настолько погружаетесь в творческий процесс, что ваш дух полностью освобождается. Это - окончательная свобода…монгольская каллиграфия способствует развитию языка, философской мысли и критического мышления. Также занятие каллиграфией известно как средство снятия стресса, обретения душевного равновесия и глубокого расслабления. По моему мнению, в этом - основная сущность нашей кочевой цивилизации»


Ч. Жамьянсурэн.
Специалист по монгольскому языку
и культуре при Монгольском национальном университете

Монгольская каллиграфия

С недавних пор каллиграфия в Монголии стала постепенно выходить из тени, и всё большее количество художников стало приобщаться и находить себя в этом традиционном виде искусства. Тем не менее, самим монголам, а также всем заинтересованным лицам по всему миру, ещё только предстоит познакомиться с природой и значимостью монгольской каллиграфии. В кратком описании всей истории монгольского искусства Ц. Уранчимэг, историк-искусствовед, указывает, что историю искусства Монголии можно разделить на пять (фактически шесть) этапов: Древнее искусство Монголии, от Верхнего Периода Палеолита (40000 - 1200 лет назад), Искусство Империи степей (III в. до н. э. - I в. н. э.), Искусство Монгольской империи (1206 -1368 гг.), Буддийское искусство Монголии, искусство XIX столетия и искусство XX столетия.
Древнее искусство Монголии, первый период, с которого ведут отсчёт развития монгольского искусства, в основном, ассоциируется с изобилием наскальных рисунков, найденных по всей стране. Рисунки были вырезаны или нарисованы на камнях, скалах, утёсах. В основном, эти рисунки изображали животных и сцены охоты. Однако эти изображения не являются реалистическими. Уранчимэг описывает их как размышления древних людей.
Следующий период (искусство Империи степей) был полностью ознаменован влиянием гуннов, или Сюн Ну, и длился с третьего столетия до нашей эры до первого столетия нашей эры. В эту эпоху животные часто использовались как объекты изображения в художественных работах. Например, превосходно выполненные войлочные ковры часто изображали экспрессивные моменты схваток животных, что свидетельствует о тонком знании поведения этих существ. Последующие империи Сяньби и Жужаней (Жужуань), для сравнения, вообще не оставили никаких следов в плане изобразительного искусства. Но каждое последующее государство вырабатывало свой собственный стиль изобразительного искусства.
Обычно работы вырезались на деревянных блоках. В середине шестого столетия Тюркская империя заняла прочные позиции в результате победы над Жужанями. Императору впервые дали титул хана, а империю назвали Каганат. Кочевники-тюрки первыми создали фонетическую письменность в пределах этого региона и оставили после себя большое количество памятников. Среди наиболее известных памятников можно упомянуть статуи «каменных мужчин». «Каменные мужчины» олицетворяют тюркских воинов, одетых в длинные одежды, в одной руке держащих чашу с огнём, а в другой - рукоять ножа. Однако в 740 г. тюрки потерпели сокрушительное поражение от уйгуров. Уйгуры - это полукочевой народ, который, помимо животноводства, весьма успешно вёл сельскохозяйственные и торговые дела, в частности, контролировал прибыльные торговые рынки по легендарному Шёлковому пути. Уйгурские города также были важными культурными центрами. Там были храмы и дворцы, украшенные тщательно проработанными фресками, на которых изображались как сцены из повседневной жизни, так и сцены на буддийскую тематику. Уйгурские картины и фрески сохранились до сих пор и, наряду со скульптурой, живописью и прикладным ремеслом, рассматриваются как шедевры центральноазиатского искусства. Интересно отметить, что уйгуры имели письменность, основанную на алфавите, которую впоследствии переняли монголы в период расцвета Монгольской империи. Сегодня это - традиционная монгольская каллиграфия. До сих пор сохранились мемориальные памятники с уйгурским письмом как дань памяти высокоразвитой культуре того периода. Однако Уйгурская империя, как и предшествующие ей империи, тоже пала, не устояв перед натиском киданей в 840 году. Кидани были полукочевым народом, создавшим два типа письменности. Один не был похож ни на одну письменность в Азии, другой имел сходство с китайским письмом. Кидани достигли высот в ряде искусств, включая литературу, архитектуру, музыку и танцы. В эпоху расцвета их могущества были созданы многие пейзажи, портреты и жанровые картины.
В 1206 году, по велению судьбы, человек по имени Темуджин объединил все монгольские племена. Впоследствии он был объявлен Чингисханом, Великим Ханом Монголии. В результате его завоевательных походов была образована самая крупная империя в мировой истории. В то время монголы играли важнейшую роль в процессе обмена идеями в области искусства и культуры между Азией и Европой. Чингисхан выбрал столицей Великой монгольской империи город Каракорум.
Буддизм был привнесён в Монголию через Шёлковый Путь. Однако только в шестнадцатом столетии Алтан Хаан принял в качестве национальной религии Монголии северную ветвь буддизма - ламаизм, когда Алтан Хаан даровал титул Далай-ламы Содномжамсо, самому выдающемуся монаху Тибета. В 1586 году первый ламаистский монастырь был построен на остатках Каракорума. Вплоть до двадцатого столетия монастыри строились в крупных масштабах по всей стране. В XIX столетии центром развития монгольского искусства была Урга, столица Монголии. Как и Хархорум, Урга, сейчас известная как Улан-Батор, стала местом, где встречались самые квалифицированные художники и мастера. В этот период живопись танка была самым распространённым стилем искусства и создавалась различными методами, такими как нагтан, мартан и гартан. Поскольку в то время все художники и образованные люди были монахами, танка являлись средством духовного самовыражения в рамках традиционной буддийской культуры.
В Монголии к моменту Народной революции 1921 года насчитывалось 755 буддистских монастырей и 120 000 монахов и священников (при общем населении страны в 650 000 человек), треть мужского населения были монахами. В 1928 году к власти пришел Хорлогийн Чойбалсан, который уничтожал буддийские монастыри и «врагов народа». Жертвами политических репрессий, происходивших в 1937–1938 годах, стали 36 000 человек, больше половины из которых составили буддийские монахи. Религия была запрещена, сотни монастырей и храмов уничтожены (полностью или частично уцелели только шесть монастырей). В 1949 году в Улан-Баторе был снова открыт единственный монастырь, но свобода вероисповедания была обеспечена только в конце 1980-х годов, когда началось возрождение традиционного буддизма, шаманизма, ислама (среди казахов).
К 1940-м годам, спустя приблизительно два десятилетия после образования Народной Республики Монголии, советский стиль социалистического реализма стал доминирующим стилем искусства. Живопись социалистических ценностей, изображающая жизнь пастухов и рабочих, стала привилегированным стилем искусства.
Возможно, в XXI веке одним из наиболее одарённых современных художников-каллиграфов НРМ, является Д. Баттумур. О его творчестве и о современной каллиграфии древнего благородного государства Монголия мы расскажем в следующей статье.

Фото из открытых источников и личного фотоархива автора

Источники:
Жуковская Н.Л. Монголия. Мир кочевой культуры. - Инфра-М, 2012;
Проненко Л.И. Каллиграфия для всех. - М.Книга, 1990;
Д.Дж.Е.Холл Культура Азии. - Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: