ГлавнаяСтатьиЧасть 3. Новое время
Опубликовано 21.05.2016 в 15:00, статья, раздел Арт, рубрика Профессиональное искусство Великого Новгорода
автор: Татьяна Володина
Показов: 790

Часть 3. Новое время

Новое время. Новые проблемы. 1990-2013

Распад СССР привел к серьезным изменениям во все областях жизни новой страны, в том числе и в искусстве.

Главные изменения заключались в том, что вместе с советской идеологией ушла и государственная поддержка, столь привычная для старшего поколения мастеров. Обрушилась система Художественного фонда, и художники остались без относительно стабильного заработка. Нужно было учиться жить по новым правилам. Появление новых факультетов в университете и училище культуры и искусств потребовало привлечения большого числа художников к преподавательской деятельности. Д.В. Журавлев, Б.Л. Непомнящий, В.И. Фролов, В.А. Бабиков, А.А. Варенцов, А.С. Мищенко, В.С. Кутковой, Г.Н. Булганина, А.Г. Алентьев, Б.М. Яманов, О. В. Гулевич, А.Р. Олигеров в разные годы вели и продолжают вести курсы рисунка, живописи, руководят дипломными проектами будущих художников-дизайнеров, преподавателей рисования и черчения, художников-реставраторов и прикладников. Многие члены союза художников и давно живущие в Новгороде, и приехавшие сюда в 1990-е годы, связали свою судьбу с ДХШ. О.А. Васильев, сменивший в конце 1980-х годов А.А. Варенцова на посту директора, постепенно подобрал надежный и стабильный коллектив преподавателей, которые привлекательны для учащихся не только как педагоги, но и как активно работающие художники, участвующие в художественной жизни города.

Александр Варенцов - "Бездорожье"

В самом Новгороде, а также Боровичах, Старой Руссе активно работали студии Дворца культуры и техники имени Профсоюзов (руководитель Э. Н. Иванов), Дома пионеров (В. С. Рябов), НОСХа (Г. М. Штендер, В. М. Чехонадский), Дворца культуры Боровичского комбинате огнеупоров (В. П. Иванов). В 1970-е годы были открыты Новгородская детская художественная школа (А. А. Варенцов, В. В. Журавлев) и Старорусская школа искусств (Н. М. Локотьков), несколько позднее, художественные отделения появились в других районных городах. Все это постепенно формировало более активную и восприимчивую зрительскую аудиторию, открывало дорогу в искусство некоторым наиболее одаренным студийцам и выпускникам художественных школ, оказывало влияние на общее состояние художественной жизни, способствовало созданию особой творческой среды. Успехи профессионального искусства Новгорода - правильность стратегии, избранной руководством НОСХ.

Э.Н. Иванов - "За други своя"

Драматичная ситуация сложилась у художников, связанных с производством. Завод «Восстание», выпускавший изделия из стекла, в том числе и обладавшие художественными достоинствами, был перепрофилирован на производство минеральной ваты. Фарфоровые заводы, ставшие акционерными обществами, оказались не конкурентоспособны. Устаревшее оборудование, дефицит качественных глин и других материалов привел к тому, что производство сокращалось, новые образцы не создавались, художник и здесь оказался «лишним ртом». Заводы начали переходить в частные руки. Некоторым мастерам по росписи фарфора удалось приобрести какое-то количество «белья», что позволило им продержаться несколько лет, создавая выставочные произведения и авторские работы для художественных салонов. Но большинство художников-производственников вынуждены были либо переехать в Санкт-Петербург и Москву, либо начать работать в другом материале. Так, например, О. Н. Чуракова, интересный автор, работавшей и с формой и с росписью, занялась сначала лаковой миниатюрой, хотя и рассчитанной на салон, но обладавшей высокими художественными достоинствами, оригинальной и по образному языку и по технологии, а затем керамикой и интерьером.

Продукция завода "Возрождение"

Колоссальной утратой стала ликвидация музеев-лабораторий на заводах «Восстание» и «Пролетарий». Если значительную часть экспонатов стекольного предприятия, в конце концов, передали одному из музеев г. Чудово, то судьба образцовых изделий «кузнецовского» дореволюционного фарфора и авторских изделий советского периода не очень ясна. Менее всего проявивший себя в советское время завод «Красный фарфорист», пожалуй, единственный сохранил свой музей и постоянно пытается возобновить производство в новых экономических условиях. Сегодня его производственные корпуса с оборудованием (как действующим, так и не используемым) включены в один из туристических маршрутов, посетители могут не только увидеть, как возникает изделие из фарфора, но и пройти мастер-класс по отливки в форму и росписи. Само производство очень мало. Помимо бытового фарфора здесь пытаются наладить изготовление сувенирной продукции, которая пока не вполне соответствует критерию художественности.

Здание завода "Пролетарий" - состояние в начале 2000-х годов

С начала 1990-х годов и до сегодняшнего дня художник оказался предоставлен самому себе. Приватизация охватила не только предприятия художественной промышленности, но изменился статус многих выставочных площадок в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах, Дома творчества стали мало доступны, многие региональные творческие организации потеряли не только производственные, но и творческие мастерские, Министерство культуры РФ и музеи практически перестали покупать произведения современных авторов. Частные музеи в столичных городах ограничивались показом конкретных направлений современного искусства (чаще всего концептуального) или были авторскими. Система художественных галерей тоже стала, в основном, привилегией столичных или очень крупных городов. Многие галереи имеют не столько творческий, сколько эпатажный и коммерческий характер. Они, как правило, ориентированы на современную элиту, искусство традиционных форм обычно интересно для них только тогда, когда автор «раскручен», может быть коммерчески выгоден. В Новгороде попытка создания системы салонов и галерей отмечена еще в самом начале 1990-х годов.


А. Р. Олигеров - из цикла "Посвящение ненаписанным стихам"

Старшее и молодое поколение художников отдавало свои произведения в частные руки в надежде, что они найдут своего покупателя. Однако, объективная ситуация новгородского художественного рынка очень не стабильна, а сам рынок ограничен. Туристические потоки – сезонны, и, кроме того, туристы, в основном, настроены на средневековый Новгород, на приобретение соответствующего сувенира. Уровень доходов населения очень невысок, а потому покупательная способность невелика и, конечно же, приобретение произведений искусства по ценам, выставляемым авторами, оказывается не возможно. Выхода два – подстраиваться под спрос и возможности рынка или долго ждать своего покупателя. Устраивались выставки продажи и за пределами России, работы продавались за бесценок, иногда исчезали вместе с организаторами. Периодически возникала и возникает проблема творческих мастерских. Часть из них расположена в памятнике архитектуры (ансамбль б. Десятинного монастыря) и характер их использования зависит от Областного комитета культуры; другие принадлежат городу, и время от времени поднимается вопрос о выставлении их на аукцион. Огромные усилия прилагаются руководством организации на сохранение современного статуса этих помещений и их финансовой доступности для художников.


Чекмасов - "Грозовое небо. Десятинный монастырь"

Все это не могло не сказаться как на новгородской организации в целом, так и на жизни каждого отдельно взятого художника. Необходимо отметить еще один немаловажный фактор, оказавший влияние на современное состояние профессионального искусства Великого Новгорода. Он не связан напрямую с политическими и экономическими изменениями, но объективно усложняет общую ситуацию. За постсоветский период из жизни ушли многие художники старшего и среднего поколений – В.Ф. Филипченко, Г.М. Штендер, Л.П. Новикова, Т.А. Гаврилова, В.В. Журавлев, В.М. Чехонадский, В.И. Фролов, Э.Н. Курылев, Д.С. Кондратьев, Э.Н. Иванов, С.А. Сдобнов, В.И. Стуков, С.К. Моисеенко, З.В. Алексеева, А.С. Мищенко, И.А. Фадеева. Организация, которая в конце 1990-х годов насчитывала более 50 членов, должна была в сложившихся обстоятельствах превратиться в формальную единицу – ведь вступление в нее, казалось бы, потеряло всякую привлекательность для начинающих и уже немалое время работающих авторов.

А. С. Мищенко - "Весна в Новгороде"

Но случилось почти невероятное: в Союз художников по-прежнему стремились вступать, не смотря на возникшие альтернативные творческие организации. В начале 1990-х годов требования к претендентам были существенно снижены. К вступлению в Союз рекомендовали с областных выставок, поскольку в творческом календаре редкостью стали республиканские и почти на десятилетие исчезли зональные (региональные) выставки. Этот компромиссный шаг позволил сохранить и сам СХ РФ и многие местные организации. Вместе с тем изменение критериев приема в СХ заметно снизило общий творческий уровень организации. На областных выставках, на которые члены СХ давали произведения без выставкома, появились работы любительские, салонные, а порой и просто беспомощные. Начало изменяться и традиционное для Новгорода соотношение видов и жанров, возникли, потеснив старые, новые направления, иная стилистика. Идеологический пресс отсутствовал, уступив место свободе творчества, о которой мечтали поколения советских художников.

Продолжение читайте на следующей неделе...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: