ГлавнаяСтатьиЗаколдованная природа. Часть 1
Опубликовано 19.05.2016 в 16:45, статья, раздел История, рубрика Поиск Беловодья

Заколдованная природа. Часть 1

Помните ли вы школьный курс физики или химии? Биологии? Астрономии? В чем разница между гравитационными или электромагнитными силами? Как работает кровеносная система? Если не помните, то для вас, как сказал бы социолог Макс Вебер, природа еще не расколдована. Однако в любой момент, открыв книгу или сайт соответствующего содержания, вы сможете ее «расколдовать», узнав законы, по которым солнце светит, крутится земля и дует ветер.

Наши далекие предки были лишены такой возможности, поэтому в доме у них жили домовые и дворовые, в поле прятались полевики, леший мутил воду в озере, а ворота Беловодья охраняли птицы Сирин и Алконост. Пришедшее на Русь христианство, как известно, в глазах простого народа лишь заменило старые верования новыми: вместо скотьего бога Волоса стали молиться христианскому святому Власию, вместо Перуна – Илье пророку. Ну, и конечно, никуда из жизни русских людей не ушел главный герой этого пантеона – домовой, дух первопредка рода. Вообще, всех духов принято разделять на обитающих в жилище и хозяйственных постройках, и на тех, что любят порезвиться на природе.

Такие деревянные фигурки во множестве найдены на новгородских раскопах, они относятся к 13 - 14 векам. Некторые исследователи полагают, что это - древние изображения домового

Неизменным на протяжении столетий был принцип: окружающий мир таинственен и законы, по которым он существуют, неизвестны. Например, современному исследователю довольно сложно добиться, чтобы опрашиваемые люди (информанты, как их называют этнологи) рассказали что-нибудь о своем опыте общения с духами, населяющими природу. А все потому, что они (то есть духи) могут осерчать, что тайна их существования разглашена.

Исследовательский опыт на примере Новгородской области показывает, что почти все жители наших деревень старшего поколения даже в советские атеистические годы подкармливали домового (или дворового – во многих местах нашей области их не различают), чтобы он «жалел скотинку». Если, например, корова заболевала, то хозяйка выносила на двор разноцветные тряпки для семьи дворового: «Вот вам тряпочки, шейте своим деточкам».

Леший в представлении художника Б. Забирохина

Важно для наших предков было и то, что у всего должна быть своя причина, причем вполне конкретная, с рожками и хвостом. Пошел человек на реку и утонул – значит, его утянул на дно водяной. Часто в деревнях рассказывают байки (они называются быличками) о чертях. Главное действующее лицо таких рассказов – пьяный мужик, с которым приключаются разные несчастья: то заплутает в лесу, то застрянет в разветвленном дереве, то чуть не провалится под лед. И как бы вы думали – из-за чего? Из-за водки? – Ничуть: шишки пьяных не любят, вот и водят их, куда ни попадя.

Леший любит красть и подменять детей своими "чурбачками", всячески портящими жизнь приемным родителям. Кадр из фильма "Полено" чешского режиссера Яна Шванкмайера, обыгрывающий этот сюжет, распространенный в европейской мифологии.

Вообще, христианство активно боролось с древними верованиями, причем весьма просто: все духи были объявлены нечистью, которую нужно изгонять кадилом и молитвой. Но опять же, сути дела это не поменяло. В итоге, осталось персонифицированное Добро – Бог, и такое же персонифицированное Зло – коварные и строптивые черти, лешие и русалки. Кстати, вопреки расхожему стереотипу, созданному не иначе как мультфильмом «Русалочка», новгородские русалки вовсе не были сексапильными красотками в бикини. Жители Пестовского района, например, до сих пор описывают их, как «черных косматых баб», живущих на болотах и ждущих, как бы кого-нибудь в них утопить. Видимо, далеко нам до лазурных берегов – какая жизнь, такие и русалки… И это неслучайно. Ведь все многочисленные духи – олицетворение сил природы. Давно подмечено, что у людей, живущих в щадящем климате, и боги добрее, и черти веселее хвостами машут. У нас – не то. Изменчивая, недружелюбная и суровая заколдованная природа, скорее, может ассоциироваться со злом.

Если вдруг в доме у человека происходит несчастье, или же случаются неурожаи, или не выйти из леса – значит, опасных духов чем-то прогневили. Решить проблему просто: достаточно задабривать и одаривать домовых и леших, или же исполнять разные запреты.

Молитва от нечисти из Волотовского района, архив Лаборатории Этнологии и истории культуры Новгородского университета

Как-то во время этнографической экспедиции нам довелось разговаривать с одной ветхой-преветхой бабушкой у нее на дворе. Как назло, за нами, новгородскими гостями, увязалась местная дама, весьма и весьма «навеселе» (причем, не одну неделю), жившая в соседнем доме. Зайдя во двор к бабушке, она стала громко требовать внимания к своей особе. Нашей собеседнице было все равно, мы же тактично «игнорили» нежелаемого гостя. Видя полное равнодушие к себе, дама «навеселе» решила пустить в ход тяжелую артиллерию – редкостные и диковинные сочетания нецензурных слов. Если бы вы видели, как моментально изменилась в лице бабушка, с которой мы общались! В два счета, используя клюку, на которую опиралась, она выпроводила горе-соседку со словами: «Не смей материться у меня на дворе!» Разгадка такого поведения проста: любое неприличное поведение на дворе – знак неуважения к дворовому. Поэтому раньше строго запрещалось ругаться матом, справлять нужду или убивать мелких животных (ласок или змей) в месте, где стоит скотина. Иначе дворовой-батюшка и дворовая-матушка прогреваются и животные начнут болеть.

Дворовой. Худ. Б. Забирохин

По сравнению с миром наших предков, природа современного человека «обнищала» на разных духов. Да и для наших дедушек и бабушек проверить их наличие было простым делом. Например, увидеть лешего можно между ушами лошади, а домового – нагнувшись и посмотрев между собственных расставленных ног. Этим и занимались наши пращуры (ну, не только этим, конечно). И, разумеется, ничего не видели. А затем – ХХ век с его заводами, пароходами и спутниками, и советская власть с ее школами и комсомолами. Пришлось лешим потесниться, да и торфоразработки распугали всех русалок и водяных. Природа стала помаленьку «расколдовываться».

Однако, «расколдовалась» она не до конца. Конечно, теперь люди знают гораздо больше, чем их предки, но страх перед неведомым изжить оказалось не так-то просто. Конечно, легко не верить, например, в банника, мифичность которого легко проверить. Но как быть с тем, что проверить сложнее, или вообще невозможно? Об этом мы и поговорим в следующем выпуске.

Продолжение следует.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: