ГлавнаяСтатьиГеннадий Данилов: «Прежде всего, нужно думать об общем деле»
Опубликовано 23.05.2018 в 13:50, статья, раздел Искусство, рубрика Пасхальный глас
автор: ОК-журнал
Показов: 295

Геннадий Данилов: «Прежде всего, нужно думать об общем деле»

В преддверии завершения IV открытого Хорового фестиваля «Пасхальный глас» мы продолжаем вас знакомить с ведущими хормейстерами Великого Новгорода.    О творчестве Мужского вокального ансамбля «Откровение» Покровского собора, о его участниках и о духовной музыке рассказывает его руководитель Геннадий Борисович Данилов.

— По профессии я фрезеровщик. Отработал 44 года за станком. Но помимо этого пою в церкви уже более 35 лет. Простой певчий. Нет никаких рангов и званий. Только управляю мужским ансамблем «Откровение», что при Покровском соборе. Геннадий Данилов

— А как получилось, что вы стали управлять мужским хором?

— Три года назад на Пасху настоятель храма — отец Игорь, попросил меня с мужиками поддержать в алтаре — запевать. Мы пришли. Спели. Получилось хорошо. И он сказал: «Не пора ли заняться»?
А ровно 20 лет назад у меня был духовник отец Агафангел, царство ему небесное. И этот ансамбль мы создали в 1996 году. Но тогда в нём были совсем другие люди, из которых остался только один человек. И вот мы года три попели, а потом один умер, второй в Питер поехал учиться... Так все и разлетелись. А ведь когда-то вместе с нами пел Борис Кириллович Зорин. 

А в нашем хоре поют люди разных профессий. Это и врач, учитель математики, звукорежиссёр, программист, и музыкант, и ещё два дьякона из Софийского собора. Геннадий Данилов Фото Карина Полякова и Надежда Васильева

— Какую музыку вы исполняете?

— Разную. Но чаще всего поём церковную музыку. Хотя есть и народные песни. Поём по нотам, хотя специального образования у меня нет. Нотную грамоту изучил в церкви. Церковь учит всему. Ещё пою в академическом городском хоре. 

— А что, по вашему мнению, воспитывает хоровое пение в людях?

— Много чего... Во-первых воспитывает любовь к тому делу, которым ты занимаешься. Во-вторых терпению учит, и смирению. Ведь главное, чтоб человек думал не только как красиво он сам поёт, а о том, как звучат все вместе. То есть нужно, как минимум слышать третьего-четвёртого человека слева и справа, одновременно чётко видеть руководителя, и отмечать всё, что он показывает. А в хоре же люди разные. Вот мне 66 лет, а есть и те, которым по 30. И когда руководитель создаёт тёплую и добрую атмосферу в коллективе, не взирая на разность возрастов, то хор будет звучать, и всех будет объединять духовное начало. А в церкви это очень хорошо чувствуется. Там же нет электронной аппаратуры. Всё на навыках, на чувствах. А навыки со временем приходят.
Я первый раз по нотам «Херувимовскую песнь» спел примерно в 1983 году. Это было счастье. А сейчас я уже не помню, сколько перепел песнопений. Геннадий Данилов Фото Карина Полякова и Надежда Васильева

— Как вы считаете, с какого возраста ребёнку можно слушать серьёзную музыку?

— А чем раньше, тем лучше. Думаю так. Вплоть до того, что с пелёнок. А сейчас я себя ловлю на том, что чем старше я становлюсь, тем больше меня тянет к классике. Хотя я могу слушать и бардовские песни и романсы. Вот недавно мы пели «Глорию» Вивальди... Это совсем другая музыка. Звучит не как православная. Но всё это звучит и требует должного внимания. И от руководителя много зависит. А у нас руководитель замечательный — Юрий Сергеевич Никифоров. Работает в Доме Творчества имени Лёни Голикова, и руководит городским хором. 

— Какую внутреннюю задачу Вы ставите перед собой перед выступлениями?

— Главное, чтобы коллектив пел слаженно. Нужно и репертуар подобрать именно для этого коллектива, и конечно соответствующее цели выступления. Поём ли мы на Пасху или это Рождественский концерт... Все они предполагают определённый репертуар. А у меня очень большая библиотека музыки. И я просто пробую. Начинаем петь... Если идёт — берём в репертуар и работаем над произведением. А не идёт — пока не трогаем. И ребята, когда видят результат, то дело идёт лучше. И я замечал, что чем больше я им даю нот, тем больше им хочется их исполнять.
Сейчас перед пасхой готовили некоторые произведения от 5 до 9 страниц нот. А для мужского хора в 7 человек — это много значит. А без благословения не сделаешь ничего. 

— Значит можно сказать, что Вы Регент или хормейстер?

— Да нет, пожалуй. Но это не значит, что я к этому не стремлюсь. Это лишь моя инициатива. Батюшка благословил и я это делаю.Геннадий Данилов Фото Карина Полякова и Надежда Васильева

— А с чем бы Вы сравнили работу руководителя хора?

— Ну, как я на производстве работал старшим мастером... От того, как мастер сумеет разобраться в деталировке, кому какую работу дать, исходя из квалификации, как и чего требовать, в зависимости от исполнительского мастерства, зависит успех дела. И в хоре точно так же. И как футбольную команду создать. Набери звёзд... но не факт, что команда заиграет. А возможно, нужен один человек, который соберёт народ вокруг себя, задаст определённые цели и хор будет стремится выполнить их.

А вот у молодёжи часто бывают понятия такие «Я звезда, и остальное не волнует». Да не это должно быть главным. Нужно прежде всего думать об общем деле. Главное, чтоб был результат. И надо знать, для кого он предназначен.
Вот дома на кухне я пою и бардовские песни и романсы... А тут уже выносишь исполнение на суд зрителя. А вот, например, если концерт для ветеранов, которые прошли Отечественную войну... Там люди, которым по 90 лет... Там дай им наш обычный репертуар, они и слушать не будут. А когда начинаешь: «Споёмте друзья, ведь завтра в поход...», затрагиваешь их души, и всё, у них уже другие лица, и они слушают. Геннадий Данилов Фото Карина Полякова и Надежда Васильева

А вот спели «Сохрани, Господь, и спаси...», про Русь святую. И когда в конце аккорд растекается на четыре голоса... У слушателей даже глаза слезятся, и аж мурашки по коже. Это значит такие песни стоит петь. Это много значит. Нужно радеть за то дело, которым ты занимаешься.

— Какую музыку Вы слушаете дома, когда отдыхаете?

— Больше сейчас слушаю духовную музыку. Мне сейчас приходится много перелопачивать нот для хора, и я стараюсь ещё узнать произведение на слух. В смешанном составе я много лет пропел. У меня опыт большой. А с мужским хором, там немножко по-другому, и пока опыта не хватает. 

Основной упор делаю на произведения, исполняемые в Сергиевом Посаде. Там раньше архимандрит Матфей Мормыль регентом был. Сейчас Никон Жила в Сретенском монастыре. У меня много друзей поют в его хоре. Они мне все дети. Я с их отцом Василием Середой дружу уже 45 лет. А они у меня все на глазах выросли. Теперь у них у всех такие голоса, мама не горюй! И ещё у них нет никакого зазнайства или высокомерия. А я сам в Питере много пел в разных коллективах. И там прекрасно знают, что у меня нет никакого образования, и я простой фрезеровщик. Но спокойно это воспринимают. И чем для меня Питер хорош — там главное, это слово регента. Хоть какой будь заслуженный или народный артист... Геннадий Данилов Фото Карина Полякова и Надежда ВасильеваНикто не имеет права делать замечания во время службы. Поправки сделает регент, и то он сделает это не унижая твоего достоинства. Потому что человек — это живой материал. И там люди с консерваторским образованием. Многие учились по 18 лет... Ох, если бы я 18 лет учился петь, то моя жизнь сложилась бы иначе. А так, когда нет образования, но есть благословление настоятеля отца Игоря, я радуюсь и благодарю Бога что даёт мне это. 

— А в чём Вы видите своё счастье?

— В воспитании детей. У меня трое детей и шесть внуков. У меня всё хорошо. Старший сын закончил военно-космическую академию, одна дочка закончила университет, нотариусом работает, а вторая дочка закончила консерваторию и университет в Питере. И внуки есть — пять пацанов и девочка. И вот в няньках сижу постоянно. На старости лет самая моя радость — быть хорошим дедушкой и запевать в хоре.

Фото: Надежда Васильева, Карина Полякова (Дом творческой фотографии «МЫ»).

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: