ГлавнаяСтатьи Часть 3
Опубликовано 13.05.2016 в 13:00, статья, раздел Арт, рубрика Фотография как метод переживания

Часть 3

Обогатить теорию светописи своими размышлениями вряд ли получится (да и задачи такой не ставилось!), а вот, глядишь, быть полезным, как подсказка для тех, кто еще не очень в теме, думается, дело посильное. Что называется, проложил в лесу тропинку – поставь вешки для других.

О фотографии нынче пишут, а паче того – рассуждают все, кому не лень. А кому лень, кроят снисходительную мину: мол, чего тут и рассуждать-то? Фотография – она и в Африке фотография. Купил какую-никакую камеру – и снимай себе всласть!..

Одна наша слушательница рассказывала про свою знакомую, которая вчера купила «зеркалку», а сегодня дала в Интернете объявление: «профессиональный фотограф предлагает свои услуги…» Причем, никакой камеры до этой покупки у новоявленной «профи» вообще не было.

Сам бы отнесся к этой истории как к свежему анекдоту, если бы не был уверен в источнике. Да и не смешно чего-то…

Фото Дианы Прокопенко

О проблеме доступности, кажущейся легкости фотографии с прискорбием писал Александр Лапин, пожалуй, самый значительный исследователь современной светописи и преподаватель этого предмета сразу в трех солидных ВУЗах, включая ВГИК. Дадим ему слово: «Фотографическая техника за последние 10-20 лет сделала потрясающий скачок, появились «думающие» камеры, качество… достигло, кажется, своего максимума… Все это, конечно, хорошо. То есть было бы совсем хорошо, если бы количество хороших фотографий росло пропорционально прогрессу техники. Но этого почему-то не происходит. И, по всей видимости, не произойдет. Настоящих, талантливых фотографов больше не станет. Талант – это игра природы, случайное совпадение генов. А вот количество фотографий средних, ненастоящих, растет и будет расти просто катастрофически».

Фото Алексея Бирюкова

Так может, не стоит и копья ломать, раз уж дело дрянь до такой степени? Ну что ты внушительного можешь добавить ко всему сказанному о фотографии, если… «профессиональный фотограф предлагает…»? Но вот как раз наоборот: живешь с ощущением необходимости «добавить», выполнить, так сказать, свой профессиональный долг, раз уж Господу было угодно поставить тебя перед жаждущей аудиторией. Хотя бы потому, что (снова Лапин) «ни один вид человеческой деятельности, а тем более творчество или искусство, не может развиваться без его осмысления, без теории. Отсюда проблема теории, вернее, полного ее отсутствия».

Фото Алексея Иванова

Обогатить теорию светописи своими размышлениями вряд ли получится (да и задачи такой не ставилось!), а вот, глядишь, быть полезным, как подсказка для тех, кто еще не очень в теме, думается, дело посильное. Что называется, проложил в лесу тропинку – поставь вешки для других. В конце концов, все очень переболено, потому что в свое время пронзило душу как озарение. Ну, люблю ее – что поделаешь!..

Так вот, любовь к фотографическому творчеству, как бы пафосно это ни прозвучало, - главный в этом деле инструмент. Это не фигура речи – это истина. Только уточним: любовь к творчеству, а не к мечте стать знаменитым или, на крайняк, широко известным в узких кругах. На всякий случай, Андрей Тарковский: «Не понимаю, почему слава – предмет мечтаний, так называемых, деятелей искусств. Скорее всего, тщеславие - признак бездарности».

Фото Антонины Улитенко Фото Сергея Бородина

Но сейчас не об этом. Поразмышляем о проблеме фотографии как таковой, о ее очень своеобразном способе существования в ряду других искусств и о методике создания самого светописного произведения.

Несложно представить себе путь, который проходит художник от замысла живописного произведения к окончательному результату, который, кстати, может сильно отличаться от этого замысла, а то и не иметь с ним ничего общего. Процесс, как правило, длительный, мучительный, изнуряющий, доставляющий при положительном исходе дела величайшее удовлетворение автору, но неизменный в своей основной парадигме. У фотографа все совершенно по-другому. Во-первых, «ядерный взрыв» в долю секунды (как мы выяснили ранее). Во-вторых, в силу именно фотографической специфики автор снимка идет прямо в противоположном направлении – от результата к его осмыслению и анализу полученного (или уж неполученного) образа. И, как настаивает Лапин, «в фотографе должен умереть автор и родиться зритель». Причем, заметим - уже на съемке! Совет, который настойчиво даю слушателям: когда фотографируете, мысленно «снимайте кино», словно смотрите на экран, где демонстрируется происходящее. И нажимайте на кнопку, чтобы сделать доминантный кадр – этакую афишу вашего «фильма».

Фото Екатерины Брезгиной

Абсолютно все серьезные исследователи фотографии согласуются в том, что смысл, идейно-философское наполнение снимка находятся за пределами рамки кадра. (Это о центробежности фотографии). Более того, фотограф всегда видит в своем снимке то, чего там объективно нет. И наоборот, может совершенно не замечать того, что там объективно присутствует или внезапно возникает. Как пишет в своей книге «Фотография и ее предназначения» Джон Берджер, «Показанное на снимке наводит на мысли о том, что на нем не показано. Фотография действенна, когда выбранный момент, запечатленный на ней, содержит частичку истины,.. которая обнажает то, что на фотографии отсутствует, в степени не меньшей, чем то, что на ней присутствует». Или по Лапину: «Почти всегда зритель видит в фотографии не то, что видит, а что думает».

Фото Екатерины Веселовой

А ведь мы, несмышленыши, ищем в самом снимке весь смысл и всю суть сразу и обязательно раздражаемся, если по простоте душевной не находим ни того, ни другого. Ну, в самом деле, ну чего тут потрясающего – дерево и труба?! Добро бы, пейзажик симпатичный какой или, на худой конец, кошак умилительный, ну там, девушка симпатичная… А то – подумаешь, какой шедевр! Лучше бы виды родного города снимал!..

А это, кстати, в родном городе и снято. Но только, разумеется, не с целью умилить незадачливого зрителя…

У Ролана Барта есть такая, в общем-то, небольшая, но очень мощная книжка – «Камера люцида» (т.е. светлая камера – парафраз на тему «камера обскура», т.е. темная камера). И в ней приговор всем нам, зрителям серым: «…Любое фото случайно и поэтому находится за пределами смысла… В основе своей Фотография бывает подрывной не тогда, когда пугает, потрясает и даже бичует, но когда она пребывает в задумчивости».

Фото Павла Ропшина

Другая книга другого автора: Наль Подольский, «Ген художника в фотографической реальности». Читаем: «…Многие… качества фотографии проявляются лишь после прочтения ее зрителем. Отсюда – существенное соучастие зрителя в создании художественного произведения, которое ни в каком другом виде изобразительного искусства не бывает так активно, как в фотографии». И далее: «У людей, привычных к визуальному общению с художественными произведениями, постепенно вырабатывается специальный перцептивный орган, некий симбиоз воображения, разума и зрения – «разумный глаз» (иногда «искусный глаз»). «Разумный глаз» важен как для художника, так и для зрителя».

Стало быть, зрителем не так-то и просто быть. Это нам на ум не приходило! Мы же, все еще не оправившись после подросткового максимализма, так и норовим ежеминутно суждение выносить по любому поводу. А фотография – чем не повод! В живописи или, скажем, в симфонической музыке еще поостережемся – тут все-таки как-никак разбираться нужно. А фотография – чего тут мудреного?! И как раз «мудрим» себе почем зря…

Фото Павла Шепелева

На самом же деле все действительно предельно просто. Надо только осознать, что «образ мы не способны понять, а способны ощутить и принять». (Андрей Тарковский). Если, конечно, способны. Что до простоты, то это, как известно, самое сложное в искусстве…

Так вот о переживании как о методе. Еще раз Тарковский: «Посредством искусства человек присваивает себе действительность через субъективное переживание». Здесь бы и точку поставить, поскольку и добавить уж, вроде, нечего. Но хотелось бы все-таки продолжить, используя, как мне кажется, очень весомый повод.

В практике нашего студийного обучения есть такая форма как творческий отчет. Наши слушатели выбирают себе тему и излагают в этой связи свои соображения, иллюстрируя их авторскими фотографиями. Листая один из таких творческих отчетов, упираюсь в откровение: «Вначале я старался ловить моменты, теперь я ловлю чувства. Свои собственные! Фиксируя кадр в тот момент, когда эмоции достигают максимально высокого уровня, когда происходящее максимально отражает мое отношение к сложившейся ситуации». Еще одна цитата из того же источника: «Не мегапиксельность, качество объектива или толщина портфолио отличают хорошего фотографа, а человеческие качества и цели, им самим перед собой поставленные». И еще: «Образ, запечатленный фотографией, заставляет переживать, размышлять и приходить к умозаключениям – фотография формирует личность. Фотография формирует культуру!» И наконец: «Абсолютно все фотографы берут на себя ответственность за каждый свой опубликованный снимок. Быть фотографом значит не только уметь правильно экспонировать и компоновать кадр. Быть фотографом - значит понимать, что такое хорошо и что такое плохо, что такое доброта и что такое любовь».

А вот теперь уж точно добавить нечего.

Фотографии из архива Дома творческой фотографии "МЫ" имени Александра Овчинникова.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: