ГлавнаяСтатьиПриглашение к путешествию...
Опубликовано 13.05.2016 в 11:00, статья, раздел Наследие, рубрика Поиск Беловодья
автор: Илья Мельников
Показов: 916

Приглашение к путешествию...

В мифотворчестве русского народа есть очень важная и красноречивая легенда: легенда о невидимом граде, идеальной стране или месте, наподобие рая на земле, которое существовало в далеком прошлом, но по разным причинам было скрыто от потомков. Его можно найти, лишь стоптав не одну пару лаптей по бескрайним дорогам необъятной России. Но, обретя эту желанную землю, русский человек получит не только идеал безмятежности, где не нужно работать, а вокруг текут молочные реки меж кисельных берегов. Самое главное – в этом неведомом царстве есть то, чего жаждет человек, отягощенный нищетой и угнетением – это справедливость.

Вот и отправлялись тысячи странников, нищих, паломников в поисках мифического Опоньского царства или Беловодья, которое чаяли обрести в Сибири, на Дальнем Востоке и в горах Алтая. Еще в начале прошлого века «беспашпортные» беглые крестьяне писали церковнославянскими буквами собственные «паспорта»: «такой-то такой-то, гражданин Небесного Еросалима».

Странник светлого града глазами Н. Рериха

Есть и более известный вариант этой легенды, например, многим знакомый град Китеж (помните оперу Римского-Корсакова?), который скрылся в водах озера Светлояр в дремучих керженских лесах на Нижегородчине. Воды озера укрыли жителей и «древлецерковную святыню» от ограбления и поругания татарских полчищ. Согласно преданию, он вновь станет видимым перед вторым пришествием Христа. Да что там Нижегородчина! Далеко ходить не надо: автор этих строк в наших Валдайских, Крестецких и Демянских пределах неоднократно слышал легенды о церквях, укрытых под водой озер или под землей от нашествия «поганой литвы», то есть шведов.

Почему миф о Беловодье, Опоньском царстве, Китеже и пр. стал одним из ключевых в русской мифологической «топографии»? Ответ мы уже частично озвучили ранее – для угнетенных людей всегда будет существовать некий яркий идеальный образ, утопия, наподобие тех, что в свое время придумали два великих «верующих» Фомы – Мор и Кампанелла. Этот образ в сознании людей легко сопоставляется с безотрадной реальностью как ее противоположность. И неважно, будет ли это легендарная страна Беловодье, Город Солнца или современная Европа (Америка/Азия и т. д., в соответствии со вкусами творца мифа). Смысл один – образ и того, и другого будет сильно идеализирован и, как следствие, мифологизирован.

Русская карта кон. XVII в. с изображением "Опоньского царства" - Японии. Когда-то русские люди верили, что на этих островах живут счастливые...

Однако, есть здесь и нечто более архетипичное, что роднит фантазии русских мужиков с античным мифом о Золотом веке. Для русского человека идеал может существовать либо в прошлом, либо в отдаленном будущем. В прошлом по преимуществу. Не сродни русскому характеризовать свое настоящее хорошими словами. Для сравнения, на «проклятом Западе» этим многие грешили, например, философ Гегель, объявлявший современную ему прусскую монархию чуть ли не идеалом государства.

В русской традиционной культуре Беловодье – это не просто рай на земле. Это идеализированный образ прошлого, живая «святая старина», сохранившаяся неприкосновенно во всем, начиная от принципов устройства общества и заканчивая религиозной жизнью, святыней, «древлим благочестием». Неслучайно особенной популярностью пользовалась эта легенда среди староверов, остро чувствовавших как социальную несправедливость, так и любовь к древним святыням.

"Рай", миниатюра из старообрядческой рукописи. Так его видел безвестный крестьянин более ста лет тому назад

Давно заросли тропинки, по которым странники и богомольцы спешили в далекое Опоньское царство, не услышишь в наше время звона подводных колоколов. Но миф о Беловодьи имеет большую ценность и сегодня. Одна из причин – познавательная. Неслучайно чутье предков подсказывало им искать разрешения проблем настоящего в прошлом. То, из чего складывается менталитет народа, что составляет фундамент его культуры, сформировалось в глубине веков. Речь идет не о пресловутых «духовных скрепах» и не о поверхностном идеологическом усвоении набивающего оскомину «великого прошлого». Мир ментальности народа чрезвычайно разнообразен. В нем могут уживаться совершенно различные по форме и часто ценностно противоположные явления.

В чем же проявляется ментальность? В самых простых вещах, начиная от предметов быта и заканчивая «выским» искусством. Вполне может статься, что о нас наши потомки будут судить по тому, что мы ели, как одевались и сколько раз в день чистили зубы. А вот о жизни наших предков нам расскажут бытовые мелочи (и не только мелочи), сохранившиеся в традиционной крестьянской культуре в том числе и жителей нашей области, которые сегодня исследуются историками, этнологами и культурологами, к числу коих автор имеет честь причислять и себя.

Расколдованный город из балета "Жар-птица" глазами Н. Гончаровой

Совокупность коллективных представлений русского народа можно уподобить мифическому Беловодью. Это та подводная часть айсберга, которая позволяет нашей культуре оставаться на плаву и (мы надеемся) «прирастать» новыми плодотворными формами. По мере сил мы попробуем вместе с вами найти путь в эту легендарную страну и исследовать, как жили, о чем думали, что читали, писали, рисовали, пели и слушали наши предки до того времени, когда в России стала проводиться активная европеизация всего жизненного уклада. Помочь в этом пути нам может современная наука, которая способна уберечь путника от ложных тропинок, ведущих к идеализации или, наоборот, к неприятию и непониманию своего прошлого. Она как бы расколдовывает древние и современные мифы, показывая, где, когда и почему они зародились и каково их будущее.

Итак, в путь, на поиски Беловодья…

Картинки из открытых источников.

Продолжение следует!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: