ГлавнаяСтатьиЮрий Никифоров: «Хор — это миниатюрная модель идеального общества»
Пасхальный глас:
ХОРошая работа
Опубликовано 21.05.2018 в 20:46, статья, раздел Искусство, рубрика Пасхальный глас
автор: Марина Чупракова
Показов: 664

Юрий Никифоров: «Хор — это миниатюрная модель идеального общества»

Сегодня нашей редакции стало известно, что академический смешанный хор Городского центра культуры и досуга имени Васильева стал победителем XXXVII Международного фестиваля церковной музыки в польском городе Белосток. Мы поздравляем музыкантов с победой, читателям предлагаем познакомиться с руководителем смешанного хора ГЦКиД им. Васильева  и руководителя Детской хоровой капеллы Дворца детского и юношеского творчества имени Лени Голикова — Юрием Никифоровым. Ведущий хормейстер Новгородской области рассказал нам о том, почему хор — мощнейшая сила, объединяющая взрослых и воспитывающая детей. Юрий Сергеевич Никифоров

— Как вы выбрали профессию хормейстера?

— Я с детства пел в хоре, но серьёзно музыкой я стал заниматься довольно поздно — примерно в 4 классе прошёл экстернатом курс музыкальной школы, потом поступил в колледж и консерваторию. В общем, прошёл довольно привычный и банальный путь. Очень много людей выбирают эту профессию, правда, не все становятся хормейстерами. Приехал в Новгород, искал работу. Пришёл во Дворец детского и юношеского творчества, здесь не было хормейстера, но была довольно сильная хоровая студия. Хоры такого уровня даже в Санкт-Петербурге редко встретишь! Поэтому я устроился на работу сюда и вот уже 20 лет работаю с Детской хоровой капеллой.Фото Надежды Васильевой (28).JPG

— Как изменился уровень хоровой культуры за эти 20 лет?

фото Карины Поляковой (13).jpg— Что касается детского хорового пространства, то оно деградирует. Когда я начал работать в Великом Новгороде, любая гимназия и школа была представлена достаточно богато на конкурсах хоровыми коллективами. Сейчас у нас в школах осталось хора. Это катастрофическая ситуация: никто не обращает внимания на неё, только разводят руками. Сейчас закрыта кафедра музыки в университете, где ковались музыкальные руководители для школ. Соответственно, сейчас этого образования здесь получить уже невозможно. Девочки, которые заканчивают колледж и что-то собой представляют в профессиональном плане, едут продолжать обучение в Петербург или в Москву, Петразоводск. Традиции хорового пения сохранила 25 школа (Олимп). Им нужен был руководитель музыки и руководитель хора, и по счастливой случайности, к ним устроился на работу беженец из Донбасса. Своих педагогов просто не было. Если в музыкальную школу нужен преподаватель по сольфеджио, то его просто не найти. Эта тенденция касается в целом нашего детского музыкального образования. В Новгороде она ярко выражена.

— Объясните обывателю, зачем хоровая музыка должна присутствовать в культурной жизни любого города?

— Хоровая музыка — древнейший музыкальный вид искусства. С ним может только поспорить ударная музыка. Истории фортепьянной музыки, допустим, не многим более 300 лет. Древнейшим образцам хоровой музыки 2000 лет. Хоровая музыка существовала на уровне синкретизма, проявления человеческого креатива. Люди пели издревле и Россия до революции пела не так, как сейчас поёт. До революции пели рабочие хоры. Это был главный инструмент мобилизации, сплачивания людей. Семейный хор был обычным явлением — в каждой большой семье образовывался хор. Пели школьные классы. В хоре виделась очень мощная сила воздействия: пение и слово несут в себе идею и воздействует на душу человека, его поведение в обществе. Хор — это мощная сила. Это кажется, что дети встали вместе и красиво спели — ах, как замечательно! На самом деле, хор — это сложнейший труд. Не раз приводил пример, что в Бразилиии даже ввели хоровую программу в тюрьмах для исправления наркоманов и преступников.Юрий Никифоров руководитель смешанного хора ДК Васильева

— Для детей пение в хоре — это ещё и хороший опыт самоорганизации?

— Сотворчество воспитывает наиважнейшие коммуникативные качества, которые ему потом пригодятся в жизни каждому человек. Вы можете возразить, что ребёнок занимается в классе и там тоже коллектив, социум. Безусловно, там есть "надучебные" воспитательные программы. Но хор сам, по сути, является общим организмом для них. У них есть общая сверхзадача и все действия они подчиняют ей. Они действуют сообща, они действуют в коллективе. Они должны ладить между друг другом, они должны слышать друг друга, строить контакт между друг другом. Хор — миниатюрная модель идеального общества, где всё должно быть согласовано и соразмерено. Дети в хоре ставят общую цель и, достигая этой цели, вместе радуются. В чём сложна музыкальная сфера: одни дети могут петь соло, а для других эта сфера закрыта, но в коллективе они расковываются, получают необходимую сферу успешности, которая им необходима для саморазвития. Если ребёнок не будет чувствовать себя успешным, тогда будет невозможно из него воспитать полноценную личность. Успех должен быть не через обман, не через иллюзию. Ребёнок должен пощупать плоды своего труда. Он должен понимать, что он нужен. Это не всегда удаётся в других сферах, где от ребёнка требуется именно индивидуальное самопроявление. Хор — это универсальная площадка для воспитания личности, где каждый ребёнок может найти свою нишу. Он может быть солистом, а может и не быть солистом, но замечательно держать интонационно партию. Ко всем детям в хоре одинаковое внимание, одинаковая любовь и одинаковая критика за неудачи.Юрий Никифоров Великий Новгород детская капелла

— Много ли вообще детей хочет петь в хоре? Или это желание родителей?

— Конечно, много. У ребёнка воспитывается мотивация, любовь к хору. Хор — это базовая основа для музыкального развития. Если ребёнок захочет петь в эстраде, он всегда запоёт. Ребёнок, обучаясь на эстрадном вокале, никогда не начнёт петь в хоре. Потому что он не приобретёт тех нужных слуховых навыков. А тот ребёнок, который выходит из хора, может и сольно петь, и на музыкальных инструментах играть. Это базовое академическое музыкальное образование. Петь в хоре — это очень благодатная работа, стоит затраченных усилий. И для педагога тоже. Я сейчас работаю и со взрослым коллективом, и с детьми, могу сравнивать. Там ты имеешь дело с музыкантами, с людьми понимающими и наученными, понимающими толк в жанрах, в музыкальной стилистике. Ты говоришь совсем на других языках. А в работе с детским коллективом приходится ещё и воспитывать ребёнка, а потом уже его учить. Они влюбляются в хор, вживаются в него.Юрий Никифоров Великий Новгород хормейстер

— Сейчас модно делать кавер-версии хитов всех времён и народов. Не хотели бы вы исполнить хором не только светскую и церковную музыку, но и что-нибудь современное?

— Я к этой теме отношусь совершенно спокойно. Ещё в первое десятилетие моей работы я воспитывал коллектив A’capellaFM мы с ними очень много играли кавер-версий. Это уже вкусные десерты для коллектива, которые не могут быть основным блюдом хора. Они, конечно, будут хорошо восприняты публикой. Мы пели и «Dear Friends» группы «Queen» и «Yesterday» группы «Beatles».

— За что вы любите свою работу?

— Не знаю, я всю жизнь нахожусь в этой атмосфере: с детства пел хоре, в ансамблях, учился и работал. Не знаю, как по-другому жить и чем заниматься. Я создаю многоголосную музыку. Считаю, что у меня это получается, и не знаю, получится ли сделать что-то полезное в другой сфере. Работа с хорами — это моя жизнь.Юрий Сергеевич Никифоров Великий Новгород

Отметим, что насладиться исполнением смешанного хора и ГЦКИД им. Васильева и Детской хоровой капеллы Дворца детского и юношеского творчества имени Лени Голикова вы сможете 24 мая в Новгородском кремле на Открытом концерте сводного хора Новгородчины и оркестра русских инструментов колледжа искусств им. С. В. Рахманинова на закрытии IV открытого Хорового фестиваля «Пасхальный глас».

Фото: Карина Полякова, Надежда Васильева (Дом творческой фотографии «МЫ»).

Смотрите видеозапись Гала-концерта IV открытого Хорового фестиваля «Пасхальный глас»

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: