ГлавнаяСтатьи Крафтеры. Cоздание небывалого
Опубликовано 19.05.2016 в 18:15, статья, раздел Жизнь, рубрика Homo Ludens. Человек Играющий
автор: Михаил Штиллер
Показов: 572

Крафтеры. Cоздание небывалого

В стародавние времена их называли «ремесленники», чуть позже стало понятно, что для определенных целей надо выделить цех ремесленников, которые делают не конкретные товары, к примеру, сапоги или шапки, а трудятся многогранно – но для одной отрасли, театральной. Их стали называть «бутафорами». Сейчас бутафор – это профессионал высокого уровня, а как назвать того, кто самоучкой прошел весь путь от подмастерья до кузнеца, или научился лить камни из эпоксидной смолы? А кто таков тот, кто одновременно мастерит крылья для фей, пряжки для королевских туфель и работает бухгалтером? Имя им – «крафтеры».

Что в имени тебе моем

Без разницы, как их называть – главное, что крафтеры делают то, что нужно. По рисункам, образцам, фильмам и книгам, просто исходя из фантазии клиента или своей собственной. иногда это копии, иногда даже реплики, чаще всего – свое видение предмета или даже попытка показать высший класс своего мастерства. Крафтер может быть универсальным, а может быть заточен только, например, на производство миниатюрок на 3D-принтере. Или выжигание по коже. Но, как правило, крафтерам скучно заниматься чем-то одним, и они постоянно совершенствуются. Есть еще одна разновидность – фандомный крафтер, когда он делает все что угодно, от свечек до тронов, но – принадлежащее только одной вселенной. Или даже только одному герою.

Как правило, ролевики – все крафтеры в той или иной мере. Косплееры крафтят еще больше, пре реконструкторов и говорить нечего. Но, знаете, друзья, первые места на косплей-фестах все равно обычно занимают профессиональные бутафоры. Они не всегда раскрывают свои карты, и организаторы не всегда знают, что это – мастера-художники. Нечестно? Да, в какой-то мере. Но никто же не мешает людям заказывать костюмы у них же или повышать свой уровень до такого же космического. Эх, да ладно – все равно обидно, когда ты старался-старался, а вышел вот такой вот спец, и всех побил. К сожалению, пока единой системы оценки крафтеров с присвоением разрядов нет, как и с косплеерами существуют разночтения. разве что определились с номинациями профессиональный косплей, любительский и внеконкурс.

Так что крафтер, будем честны, все-таки дилетант, хотя бы поначалу. И мастера-учителя у него под рукой тоже, как правило, нет. Кое-что у него получается лучше, кое-что – хуже, кое-что лучше вообще никому не показывать бы, но многие выставляют свои поделки на общее обозрение и, знаете, покупают. Недорого, но покупают. А с первыми продажами появляется уверенность в себе, а там и опыт, и качество растет, и бизнес налаживается любимый, а не в офисе сидеть за столом и клацать на кнопочки. И как ты при этом называешься – вовсе без разницы.

Первый шаг дороги в тысячу ли

Зачесались ручки? Захотелось попробовать себя в чем-то волшебном? Сначала подумайте: а кому нужны ваши поделки. Цветы из фоамирана прекрасны, но нужны очень ограниченному количеству людей. Брошки из эпоксидки, деревянной основы и акрила? Расписные кошечки? Брошки из лент, сутажа и старых пуговиц? Кожаные кошельки? Шляпки? Декоративные пистолеты? Посохи и жезлы, а то и волшебные палочки?

Не поверите, но людям нужно все. Некоторые не умеют даже бантик завязать, и покупают их у мастеров. Но тут, во-первых, вам должно нравиться, а, во-вторых, производство не должно превращаться в конвейер. Менделеев, вон чемоданы делал. Но - редко и дорого. А если бы клепал дешевые и много – никакой таблицы Менделеева у нас бы не было. Цените свое время, дамы и господа.

К примеру, решили вы, что будете раскрашивать слоников. Закупаете слоников и начинаете их красить. Чем аккуратнее и вычурнее вы их раскрашиваете, чем большее количество материалов используете, чем более индивидуальный у вас стиль – тем больше шансов, что ваши слоники понравятся покупателю. Третий принцип: серийность. Есть, конечно, авторы, которые делают одну вещь, продают ее за стотыщ миллионов, и потом живут на берегу теплого моря, попивая кокосовое молоко прямо из ореха. Но этот шанс может и не выпасть. а люди любят, когда «халатик точно такой же, но с перламутровыми пуговицами». Покажите, что вы не одноразовый крафтер, стреляйте сериями.

Ну, и, наконец, будьте готовы к тому, что вам придется вложиться в материалы и инструменты. Банальный пластилин для крупной модели обойдется в тысячу, гравер – три с половиной, аэрограф с компрессором – двадцатка, пластик, клей, резак, декупажные салфетки, фурнитура, пенка, силикон, латекс, пластика, проволока, нитки и бусины… Все это лучше закупать в интернете, конечно, но для первого раза стоит приобрести немного в дорогущих магазинах рукоделия, наподобие питерского «Леонардо». Не забудьте про акриловые краски. И знайте, что чем бы вы ни занимались, лучшим другом для вас всегда будет клеевой пистолет.

Крафтеры и Рукодельницы

Ясное дело, цех крафтеров не с пустого места вырос: в 90-е когда ролевики не имели ничего – интернет только становился, не было никаких инструкций, фотографий, примеров, материалов и инструментов… вообще ничего не было, кроме какого-то хлама, воображения и такой-то матери… так вот, именно в те годы крафтеры научились создавать что-то из ничего. Методом проб и ошибок из лыж клепались луки, потом это стало казаться стыдным, потом луки стали профессиональными, потом появилась печать объемных форм, и луки превратились в произведение искусства. То же и с остальным: понадобилось украшение принцессе инков, а нет ничего в природе подходящего: и вот уже трудятся руки над лэмпворком (изготовление авторских стеклянных бусин), золотой поталью, расшиванием кожи стеклярусом и работой с хрупкими птичьими перьями. Убей меня молния, но это же волшебство!

То, что сейчас домохозяйки и мамочки с маленькими детьми массово ринулись в квиллинги-декупажи-керамику, к крафту никакого отношения почти не имеет. Разве что боком: это тоже делается руками. Но крафтерские вещи обладают рядом свойств, отличающих их от мастер-классового производства. Во-первых, это уникальные вещи. Даже если они сделаны серийно одним мастером, они несут на себе печать его индивидуальности. А вот две вышивки по одной канве настолько незначительно отличаются, что не видно. Да в теории и отличаться не должны, если выполнены в точном соответствии с инструкцией. Крафтерские вещи создаются от потребности: ну, нет такого меча нигде, надо сделать. А вот изготовление облепленной салфеточками бутылки не имеет под собой внятного рационального обоснования.

Не обижайтесь, рукодельницы, но рукоделье и крафт – действительно разные вещи. Очень разные. Я бы сказал, что крафт – это более высокий уровень рукоделия, переход на следующую ступень, когда не боишься выходить за рамки изученного, экспериментировать, создавать свои техники и технологии, смешивать и разделять. В принципе, можно так определить: пока оно не продается – это рукоделие, хобби. Как только пошло в массовый спрос – крафт, профессия. Рукоделие это, своего рода, возможность занять руки и создать что-то условно-красивое (а иногда и вправду красивое), как говорят обычно "для души". И вот пример, который окончательно расставит точки над i:

- если человек вышивает узоры с утра до вечера за деньги - это ремесленник;

- если он вышивает узоры для какого-то проекта за деньги, а потом, быть может, будет красить крылья ангелам или дурака валять - это бутафор;

- если человек работает бухгалтером, а после работы вышивает узоры за деньги - это крафтер;

- если человек работает бухгалтером, а после работы, чтобы расслабиться, вышивает узоры "для души" - это рукодельник (рукодельница). Ну, или хендмэйдер, если хотите.

А если человек шьет, то он швея - игровая или бытовая, это уже другой вопрос. Вроде, все разъяснили. Впрочем, вот еще один момент: почему кузнец называется кузнецом, а не крафтером? Потому что у него уже давно сложившаяся профессия. Крафтер же, как и бутафор, делает все, только на полупрофессиональнйо основе: он режет по дереву и клеит, выжигает и красит, ну, или имеет какой-то другой набор навыков. Причем с крафтерами, как правило, не угадаешь, как с героем в компьютерной игре: что именно в качестве навыков у него имеется? Что он собирается докупать, а что - прокачивать? Это только опыт общения, опыт и ничего больше.

А кому это надо – никому не надо…

…а кому это нужно – никому не нужно? Оо, да если бы! «Не знаешь – и не бредишь», - говорят пожилые люди. Не знаешь, что есть такой Трандуил, ну и не бредишь тем, что хочешь белый парик, корону, серебристый халат и лося. Не знаешь, кто такой Ганнибал Лектор, ну и не бредишь, что… ну да, это уже я хватил лишку. Такие товарищи все равно появляются, сами по себе. Но в любом случае, так ли уж хорошо, что человек не знает и не бредит? Очень сомнительный постулат.

Колумб бы в таком случае не открыл Америку, как минимум, а Магеллан не совершил бы своего кругосветного плавания: не знаем мы, что там, за горизонтом, да и не бредим путешествиями. Я даже других примеров приводить не буду. Это классическая деревенская философия, сосредоточенная в узком мирке дома-деревни. Но вот ведь какая штука: интернет порушил нам всю идиллию! Нет теперь уже маленького мирка, если только не специально отгородиться ото всех в глухом займище. Мир огромен, и, конечно, желаний стало больше, но так и ведь возможности выросли. Постулат: «Взял – и сделал» теперь не надо поливать потом и кровью. Потому что, если подумать, сейчас вообще все просто сделать. Только технологию найти, ресурсы – и вперед. "Бредить" мы уже начинаем с детства, потому что и знания на нас вываливаются сплошным потоком – с детства.

Справиться с этим можно двумя способами: дать человеку безудержно творить (все равно он ограничен ресурсами), либо же принудительно лишить всех информации. чтоб не знали. И не бредили. Но, кажется, второй вариант прогорит: нет у ретроградов столько мальчиков, чтобы они своими пальцами заткнули все дыры в информационной плотине. Даже «команда М» – Милонов+Мизулина – не справятся. А потому: даешь крафт!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: