ГлавнаяСтатьи Магия китайской кисти
Опубликовано 11.05.2016 в 11:00, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 615

Магия китайской кисти

Мы можем не понимать, что конкретно написано на бумаге, но тем и замечательна каллиграфия, что по одному лишь характеру движения кисти можно сказать, о любви те слова или о ненависти.

Чжо Дык Сын,
каллиграф, президент
Ассоциации каллиграфов Северной Кореи

Магия кисти в китайской каллиграфии

Кисть в качестве инструмента написания иероглифов очень широко использовалась в Китае до 50-х годов прошлого столетия. Почти каждый ребенок, учащийся в школе, должен был приносить на урок кисточку и тушь. Изучение написания иероглифов являлось обязательным уроком в младшей школе. Но далеко не каждый ученик впоследствии продолжал путь изучения каллиграфии и становился каллиграфом. Это потому, что чистописание и каллиграфия не одно и то же. Обычное чистописание заключается в том, чтобы научиться чётко, правильно, и узнаваемо писать иероглифы. Но каллиграфия предъявляет более высокие требования. Каллиграф, владея техникой и навыками написания иероглифов, выражает свои мысли и чувства в соответствии со своим пониманием содержания письменности. Своей работой он должен «заразить» зрителей и вызвать у них восхищение этой красотой. Только тогда это называется каллиграфией, в противном случае это всего лишь написание иероглифов.

«Четыре драгоценности кабинета». Так в Древнем Китае почтительно называли четыре основных "инструмента" мастера каллиграфии. Мастера уделяли большое внимание выбору и бережному использованию этих предметов. Это: 1. Кисть. 2. Чернильница. 3. Тушь. 4. Бумага для каллиграфии.

Изобретение собственно кисти восходит к весьма отдаленной эпохе истории Китая. Она является незаменимым орудием китайских художников и каллиграфов. При помощи кисти можно писать слева направо и справа налево в двухмерной плоскости, с нажимом или приподнимая ее до легкого соприкосновения с бумагой. В каллиграфии выделяются три важнейших движения кистью: дунь (поворот), ти (подъем) и на (нажим). В иероглифах ценится квадратность, которая достигается техникой письма дунь, и округлость, которую выражают приемом ти. В каллиграфической технике дунь пишут квадратные иероглифы в стиле кайшу, а округлые - синшу и цаошу - в технике ти. Линии могут быть и полновесными, и легкими, и еле обозначенными - словом, количество всевозможных вариаций письма практически ничем не ограничено. Этими особыми свойствами кисти объясняется в значительной мере уникальность произведений китайской каллиграфии и живописи. Картина традиционной китайской живописи без элементов каллиграфии не является «традиционно китайской».

«…взяв кисть, сконцентрируйся на совершенном, мысль должна быть ясна и безразлична к славе и достатку, сознание не нарушается внешним влиянием, внутренние Инь и Янь должны быть сбалансированы, что гарантирует телесное здоровье, останавливает деление клеток, обмен веществ замедляется. Каллиграфия восстанавливает душевное равновесие, отбрасывая все разрушительные помыслы и влияние, - так же, как цигун и тайцзи-цюань. После занятия каллиграфией чувствуешь себя бодрым и воодушевленным, дыхание становится ровное. Когда занимаешься каллиграфией, забываешь свои проблемы и заботы - ты полностью концентрируешься на первом движении кистью, делаешь глубокий вдох и замираешь. Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье; после занятия каллиграфией всегда чувствуешь себя свежим и помолодевшим…». Так говорит о работе с кистью Юань Пу, каллиграф, доцент Пекинского института графической коммуникации, главный редактор издательского дома Print China.

Каллиграфия тесно взаимодействует и с другими видами искусства. Например, с пластикой танца. Кстати, можно вспомнить, что танцы на льду оцениваются по оставленным танцорами узорам на льду, по их «каллиграфии». Художник Цзян И отмечает, что в пластике русского балета он увидел каллиграфическую выразительность. Красота движений кистью художника оценивается, как «танец кисти», как «игра кистью». Каллиграфия - это и танец, и музыка, и архитектура - в общем, каллиграфия стремиться воплотить гармонию, идеальную, чистую суть вещей, показать красоту линии, света, формы. Это самое философское из всех видов искусств.

Фото из открытых источников и личного фотоархива автора.

Источники:

Богдеско И.Т. Каллиграфия. - СПб.: Агат, 2005;
Кондратов А.М., Книга о букве, М., 1975;
Кэти Ят-Минг Китайская каллиграфия. Энциклопедия, Арт-родник, 2007 г.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: