ГлавнаяСтатьиСериал –отражение нового этапа в искусстве
Опубликовано 9.05.2018 в 12:15, статья, раздел Театр и кино, рубрика Киновзгляд
автор: Юлия Сергеева
Показов: 335

Сериал –отражение нового этапа в искусстве

Просмотр сериалов — на первый взгляд, несерьезное времяпрепровождение, ставшее, по сути, частью жизни современного человека. Мы смотрим и любим сериалы, но говорить про них довольно неловко, потому что отношение к ним у каждого интимное, свое. Почему за сериалами закрепилась репутация явления пошлого, банального, подходящего для пенсионеров? 

В 1990-е шли мыльные оперы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», их показывали по телевизору в определенное время. Чтобы их смотреть, человек должен был жить упорядоченно и иметь свободное время. Поэтому чаще всего они привлекали пенсионеров, которым не надо никуда торопиться. Сейчас все изменилось. Современный сериал — ему предшествует великое авторское кино, несущее в себе традиции классической живописи, литературы, театра и музыки. «Твин Пикс» и «Игра престолов», «Во все тяжкие» и «Карточный домик», «Клан Сопрано» и «Лиллехаммер» — эти и многие другие работы, действительно, стоят того, что потратить на них свой досуг. Об истоках современного сериала и многом другом читайте в нашем материале. 

Современный Сериал — новый культурный продукт

Первые Советские сериалы были сделаны очень качественно и сохранились даже в мировой истории кино. Вспомним хотя бы такие кинолегенды, как «Семнадцать мгновений весны» (12-серийный фильм Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману Юлиана Семенова) или «Место встречи изменить нельзя» (культовый пятисерийный фильм Станислава Говорухина был снят по роману братьев Вайнеров). «Долгая дорога в дюнах» — семисерийный фильм режиссера Алоиза Бренча стал первым сериалом в истории латышского кино. Какие разные и талантливые сценарии этих телефильмов! А смотрятся и сегодня, благодаря великолепной игре актёров. Ни один сериал не спутаешь с другим. киносериал
В наше время сериалы стали неким «культурным продуктом», наиболее точно схватывающий дух времени. Почему же люди (как интеллектуалы, так и обыватели) так полюбили смотреть сериалы? Да потому, что сериал помогает нам лучше понять себя и окружающую культуру, действительность. И в том виде, что мы сегодня наблюдаем, — это более удобный способ построения визуального контента, в сравнении с фильмом. Кино обладает некоторыми ограничениями. На его просмотр надо настроиться. Потому что кино — это, прежде всего, художественный образ, смысловой подтекст, требующий от зрителя и определенных знаний, и определенного настроения. Фильм также организовал всю культуру кинопросмотра — кинотеатры, тушение света, он сконцентрирован во времени и требует от зрителя особого сосредоточения. Сериал — совсем другое. Он не ограничен и может продолжаться бесконечно. (мы знаем примеры, когда сериал длится несколько лет и сезонов, как «Игра престолов»). Главное его ноу-хао, изобретение — в том, что в сериале существует несколько планов понимания — всего сериала, сезона, серии. Независимо от того, как вы к нему подключаетесь, вы схватываете разные смысловые слои, оттенки. В сложных сериалах в одной серии упаковывается до 5 разных линий и повествований.

Сначала сериалы скачивались с торрентов, но потом появилась возможность смотреть их в любое время, заливая в гаджеты, карманные девайсы, планшеты. Молодежь не заинтересовалась бы сериалами, если бы не получила возможности симбиоза медиа с технологией. Кино, в этом смысле, проиграло сериалу. 

Но, иногда, оно пытается справляться. Пример — фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Производители техники должны быть ему благодарны, потому что он стимулировал появление и продажу 3D-телевизоров. Таким образом, «новый культурный продукт» работает и как инструмент экономического развития. Сериалы выполняют также навигационную функцию. Мы живем в мире, где производится огромное количество культурных продуктов, нам трудно в них ориентироваться. Более того, старые институты навигации, которые позволяют решать эту проблему, например институт критики, тоже переживают кризис. А сериал позволяет вам не расходовать силы на эксперименты, это такой гарантированный продукт, который вы один раз выбрали и можете пересматривать, не волнуясь, что ваше время проходит зря.

Жить чужой жизнью

Для потребителя сериалы — это гигантское расширение жизненного опыта, прежде всего. Возьмите хотя бы «Папины дочки». Дети и подростки смотрят его взахлеб. Там достаточно и юмора, и правды жизни и знания детско-родительской психологии, чтобы его полюбили домочадцы всех возрастов. Та же история и с культовым сериалом «Друзья». Американский комедийный телесериал, повествующий о жизни шестерых друзей. Признан одним из лучших комедийных сериалов в истории американского телевидения и стал одним из наиболее знаменитых проектов 1990-х годов. Сама постановка и творческая группа получили множество наград, в том числе шесть премий «Эмми» и премию «Золотой глобус».
киносериал

А, чем привлекателен сериал «Доктор Хаус» и образ его главного героя? Это потрясающее повествование про профессионала. «Доктора Хауса» интересно посмотреть как очень хорошо сделанную социологию профессии, рассказ о том, какими кодексами руководствуется высококлассный специалист. Этот сериал сделан мастерами, поэтому ему можно доверять, как и Шелдону из «Теории большого взрыва». «Теория большого взрыва» — сериал про университет, и он будет понятен тем, кто в курсе норм академической исследовательской культуры ведущих американских университетов.

Хорошие сериалы сделаны очень дотошно не только технологически, но и исторически. Например, «Столпы земли», исторический сериал про английское Средневековье — время настолько же мрачное, насколько романтичное. Это экранизация замечательного романа Кена Фоллета и один из лучших исторических сериалов последнего времени с трепетным Эдди Редмэйном в главной роли. Или исторический сериал «Спартак: Кровь и песок» — динамичный сюжет, зрелищные бои гладиаторов, знаменитые нравы римлян — этот сериал — самое красочное на сегодня зрелище про Римскую империю во всей ее славе и порочности. Основной сериал называется «Спартак: Кровь и песок», а «Боги арены» — это его приквел, который хвалят, пожалуй, даже больше. Или сериал «Корона» — история о превращении Елизаветы из молодой принцессы, жены и мамы в великую королеву расскажет все о британской монархии без утайки. Действие развивается подчеркнуто медленно, но при этом «Корона» охватывает сразу несколько сюжетных линий, каждой из которых хватило бы на полноценный сериал: распри внутри семьи Виндзоров, политическая борьба и сложности брака, в котором один обречен навсегда остаться в тени. киносериал

Зачем нам эти истории? Мы общаемся с людьми, рассказывая им истории, которые случились с нами, с нашими друзьями; мы ввязываемся в историю, когда идем на мероприятия, чтобы потом о них рассказать. Всё это для нас важно. Но сегодня динамика такова, что нам очень сложно иметь дело с законченными историями. Фантастическая мобильность способствует тому, чтобы с нами происходили не развернутые истории, а лишь небольшие случаи, события. И сериалы как раз играют роль компенсации напряжения в условиях дефицита законченных историй. 

Обратите внимание на наши новые статьи в рубрике «Киновзгляд»

И ничего, что мы не сами их переживаем. Зато мы сопереживаем героям. Важно то, что эти истории можно воспринимать в разных режимах. Например, когда мы утрачиваем в коммуникации способность рассказывать истории, то заново воспринимаем ее вместе с культурой, сериалами. В них течет размеренная жизнь героев, которые нам симпатичны, их истории законченные, осмысленные, и с помощью сериалов мы диагностируем наше состояние. Можно сказать, что сериалы — это зеркало нашего же общества.
Опасность заключается в том, что, засмотревшись на сериал, зритель забудет, что нужно проживать свою жизнь, свои истории. И хотя сериалы услужливо предоставляют нам возможность сопереживать внешне красивым историям, важнее всего сохранить собственную историю, себя.

Сериал — как пространство для экспериментов

Потенциал сериалов еще не исчерпан. Это огромное пространство для эксперимента. В нем, по сравнению с фильмом, для этого больше возможностей. Не будет преувеличением сказать о том, что на рынке контента MIPTV, что проходит в эти дни в Каннах, продавцы и покупатели «судачили» о том, что молодые русские создают свежие и любопытные проекты. Все оттого, что на крыше Дворца фестивалей канал ТВ-з провел большую презентацию, куда пришло столько людей, что в помещении было не протолкнуться. Топ-менеджеры ТВ-3 придумывают новые сериальные проекты со скоростью пулемета. Теперь подробности узнали и в Европе. киносериал

Первым шагом на прошлом телерынке в Каннах осенью был «Гоголь». А теперь — собравшиеся не успевали все запоминать, хорошо, хоть им с собой выдавали кейсы-памятки. Гвоздем презентации стал показ 20 минут сериала «Карамора» с Данилой Козловским в главной роли. Действие происходит в начале 20-го века. Россия стоит на грани революции. Но в параллельной реальности. Карамора — молодой анархист — раскрывает темную тайну — Императорский трон веками охранялся тайным обществом вампиров. Карамора-Козловский теряет свою возлюбленную Алину, сражаясь с вампирами, после чего клянется отомстить за нее, и собирает вокруг себя группу боевиков, чтобы объявить войну. Реальные исторические личности появляются в сериале рядом с вымышленными персонажами. Распутин и Сталин — рядом с молодыми революционерами. Между ними бродят вампиры... Режиссер сериала — Илья Найшуллер — его предыдущим фильмом «Хардкор» заинтересовался даже такой крупный фестиваль, как TIFF (Торонто).
Параллельно с просмотром материалов, собравшиеся узнали, что российский холдинг «Газпром-медиа» создает на телеканале ТВ-3 новую студию «1-2-3 Production» для производства премиального видеоконтента. Местом для презентации этой студии и выбрали Канны, что очень дальновидно со стороны менеджмента....Надо сказать, что канал ТВ-3 — вообще давно стал местом силы для кино и сериалов. И, если вы хотите произвести какой-то классный и необычный проект, кино или сериал, то надо идти туда. ТВ-3 планирует делать телевизионные передачи, дискуссионные площадки типа «Быть или не быть», выпускать сериалы в кино — делать всё, что связано с кино, но через телеканал ТВ-3. Условно говоря, ТНТ присвоил себе юмор и танцы как жанр. А Тв-з хочет кино и драматические сериалы присвоить себе. киносериал

Более того, популярность телесериала, как отдельного жанра, настолько возросла, что в России уже запускается и первый фестиваль телесериалов «Пилот». Он пройдет в Иваново с 12 по 15 сентября, сообщает пресс-служба смотра. «Фестиваль не только даст зрителям возможность познакомиться с выходящими в этом году телесериалами, но и станет индустриальной площадкой сверки трендов в самом динамично развивающемся сегменте мирового кинематографа — сериалах», — цитирует пресс-служба слова президента фестиваля, продюсера и режиссера Валерия Тодоровского. В попечительский совет «Пилота» вошли советник президента России по культуре Владимир Толстой, российские продюсеры Федор Бондарчук, Александр Цекало, Игорь Толстунов, Сергей Сельянов, Александр Акопов. Одним словом, сериалы представляют огромные возможности для творческого эксперимента. Это такая большая форма, которую только начинают пробовать на прочность, нестандартно использовать. Они стали настолько заметны и устоялись в культуре, что их можно обсудить для поддержания светского разговора.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: