ГлавнаяСтатьиПисьменность и каллиграфия Китая
Опубликовано 5.05.2016 в 16:00, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех

Письменность и каллиграфия Китая

Письмо от руки в каллиграфии подобно эмоциональному порыву, эмоциональному движению художника. Каллиграфы могут выражать свои чувства через свою кисть. Зрители могут ощущать то же, что и каллиграфы. Внезапное раскрытие для себя власти кисти - это всегда сокровище и для каллиграфа, и для зрителя. Комбинация штрихов - это мост между художниками и зрителями и, одновременно с этим, самая волнующая часть творчества.

ЧЕН Фонг Шен
каллиграф, скульптор, миниатюрист (КНР)

Письменность и каллиграфия Китая

Точное время зарождения китайской письменности по-прежнему остаётся неизвестным. Причудливый геометрический орнамент на обнаруженных в 20-е годы XX века в деревне Яншао провинции Хэнань керамических сосудах, изготовленных 5-7 тысяч лет назад, возможно, является зачатками древнейшего китайского письма.

Необходимость в записи и хранении информации и мыслей способствовала развитию в Китае древнего искусства каллиграфии. Вскоре это искусство стало неотъемлемой частью жизни людей и связующим звеном между прошлым и настоящим. История китайской каллиграфии долгое время была предметом особого изучения.

Периоды правления династий Цинь (221-207 гг. до н. э.) и Хан (206 г. до н. э.-220 г. н. э.) представляют собой важные этапы развития китайской каллиграфии. С одной стороны, различные типы выписанных и выгравированных шрифтов и большие печати были объединены в стандартную форму, известную как малый устав (сяочжуань). С другой стороны, процесс сокращения и адаптации иероглифов и создание упрощённой письменности (появившейся ранее в династии Восточное Чжоу) был завершён, тем самым создавая универсальный шрифт династии Хан. В попытке сократить и упростить процесс письма шрифт эпохи Хан продолжил развиваться и в итоге привёл к появлению курсивного, полукурсивного и стандартного шрифтов. Поскольку изменения письменности не произошли в одночасье, в хаотичный период, наступивший после династии Хан, появились переходные и смешанные стили. Это постепенное многовековое изменение привело к появлению установленных рисунков кисти и иероглифических форм.

Династии Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.) представляют ещё один важный период в истории китайской каллиграфии. Политическое объединение соединило и каллиграфические стили севера и юга после того, как были разработаны методы работы кистью. Начиная с этого времени стандартный шрифт становится единым стилем письменности в стране. В период династии Сун (960-1279 гг.) появилась традиция гравирования копий работ древних мастеров, что позволяло сохранять их. В то же время художники и исследователи периода Сун не удовлетворялись просто следованием традиции, поскольку считали каллиграфию средством творческого и личностного самовыражения.

Во времена династии Юань (1279-1368 гг.) каллиграфы не только возродили традиции древнего письма, но и продолжили развитие классических образцов иероглифов периода Цинь и Тан. В то же время требования художественной свободы и независимости от правил снова набирают популярность и становятся основным направлением династии Мин (1368—1644 гг.). Среди разнообразных стилей той эпохи особо выделяется своей элегантностью и свободой исполнения полукурсивный шрифт, выгодно отличающийся от более консервативных и сдержанных образцов. Таким образом, каллиграфия эпохи Мин выступает за развитие индивидуальных стилей, выходящих за пределы привычной манеры.
Начиная с периода Цин (1644—1911 гг.) учёные обратились к работе с печатями и традиционному стилю письма, известным в Китае с древности. Изучая и адаптируя эти традиционные работы, учёные создали школу каллиграфии, которая выступила дополнением к искусству оформления книг. Таким образом, они объединили прошлое и настоящее, обратившись к традиции, которая была источником творческого и личностного самовыражения в китайской каллиграфии в течение многих столетий.

Фотографии из открытых источников и архива автора статьи.

Источники:
Богдеско И.Т. Каллиграфия. - СПб.: Агат, 2005;
Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
Кондратов А.М., Книга о букве, М., 1975;
Кэти Ят-Минг Китайская каллиграфия. Энциклопедия, Арт-родник, 2007 г.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: