ГлавнаяСтатьиЮбилею Рахманинова посвящается
Опубликовано 5.05.2018 в 08:55, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 102

Юбилею Рахманинова посвящается

Чудесный месяц май начинается с праздников, которые радуют душу, с расцветающих растений и неуклонного приближения долгожданного и манящего своим теплом и красой лета. Однако, прощаясь с апрелем, хочется заострить ваше внимание, уважаемые читатели, на одном из значимых событий в музыкальном мире. Сергей Рахманинов

2 апреля исполнилось 145 лет со дня рождения гениального композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова, родившегося в имении Семёново Жгловский волости Старорусского уезда Новгородской губернии (но не в имении Онег, как считалось прежде!). Музыку Рахманинова можно слушать бесконечно, находя в ней каждый раз новые красоты, мудрость, отражение русской души, переживая с ней всякий раз новые эмоции и чувствуя в ней поддержку доброго друга. Рассказывать о композиторе, жизнь и творчество которого хорошо изучены, можно и должно много и в разных аспектах. В апреле, в связи с юбилеем Рахманинова, по телеканалу «Культура» показали интересный документальный фильм о нём — «Концерт с ноты Re». Возможно, многие читатели нашего журнала не видели эту ленту, и я предлагаю вам с ней ознакомиться.

Смотрите видео по ссылке: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/48885 

Лейтмотивом фильма стал 3-й концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, который действительно начинается с ноты ре, неоднократно повторяющейся в главной теме первой части. Именно Re — названием ноты, подписала своё письмо в феврале 1912 года увлечённая музыкой и личностью Сергея Васильевича молодая писательница и поэт Мариэтта Шагинян. Вот что она пишет в своих воспоминаниях: «Я не захотела назваться и подписала свое письмо нотой Re... Рахманинов обратился ко мне в ответном письме как к Re, и потом, до последней встречи нашей в июле 1917 года, всегда и писал, и называл меня Re; и, посвятив мне свой романс „Муза“, поставил в посвящении Re.» С М. Шагинян композитор переписывался, беседовал с нею, иногда просил совета в выборе стихов для романсов, любил как друга, но не более того. Напомню о том, что за 5 лет до знакомства с Мариэттой Сергеевной он был счастливым мужем (венчание с двоюродной сестрой Натальей Александровной Сатиной состоялось в 1902 году) и отцом двух очаровательных дочерей. Музыканты, рассказывающие в фильме о концерте, связывают начальную ноту 3-го концерта с мыслью Рахманинова о Шагинян, о «милой Re», как называл её в письмах композитор. Это глубокое заблуждение! Ведь 3-й концерт был написан в 1909 году, а первое письмо от Re, ставшее началом дружбы, было получено Рахманиновым в 1912 году. 

Кроме того, многократные повторения какой-либо ноты в мелодии, опевания её и возвращения к ней можно найти во многих произведениях Рахманинова, т. к., это одна из стилистических особенностей его мелодизма. Вот несколько примеров: 1) повторение ноты до в начале Второго концерта для фортепиано с оркестромНачало 1-й части 2-го концерта Рахманинова ; 2) романс «Сирень» — повторение начальной попевки, а затем повтор ноты до Романс Сирень Рахманинова; 3) повторение ноты ре в начале 1-й симфонии, написанной в 1995 году двадцатидвухлетним композиторомНачало 1-й симфонии Рахманинова; 4) во 2-й части Второго концерта для фортепиано с оркестром повторение ноты соль-диез2-я часть 2-го концерта Рахманинова.

Но вернёмся к Третьему концерту для фортепиано с оркестром, фрагменты которого звучат в фильме. Из четырёх концертов для фортепиано с оркестром, написанных Рахманиновым, наряду со Вторым концертом, Третий является не только своеобразным символом творчества нашего великого земляка, но и одной из «визитных карточек» русской музыки во всём мире. История создания и первого исполнения Третьего концерта рассказана в фильме. Я акцентирую ваше внимание, уважаемые читатели, на образном содержании и особенностях этого произведения, которое можно без преувеличения назвать концертом — симфонией. Впервые в жанре концерта автор создаёт большое драматическое полотно по значительности смыслового содержания, масштабности и интенсивности образного и тематического развития сопоставимое со многими симфониями Чайковского, Брамса, Бетховена. Кроме того, виртуозная, преобладающая над оркестром, партия солирующего фортепиано включает в себя такое богатство фактуры (сопоставление мощной аккордовой техники, широких пассажей с лёгкой прозрачностью звучания и гибким мелодизмом), многогранность регистровых и динамических красок, что уже один только солист звучит как целый оркестр!
В начальной теме 1-й части концерта американский музыковед Иосиф Яссер услышал интонации древнего церковного напева «Гроб твой спасе воини стерегущии» и спросил Рахманинова о происхождении мелодии. Цитирую ответ композитора: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так „написалось“! Я хотел „спеть“ мелодию на фортепиано, как её поют певцы — найти подходящее, вернее, не заглушающее это „пение“ оркестровое сопровождение. Вот и всё!». Тема, открывающая концерт, на мой взгляд, звучит бесхитростно, как жалоба ребёнка, точнее, как рассказ — исповедь взрослого страдающего человека с детски искренней душой. В дальнейшем развитии темы появляется постепенно усиливающаяся выразительная напряженность ее звучания, которая снижается перед новой темой.

Вторая тема 1-й части, так называемая, побочная, звучит не сразу. Ей предшествует подготовка, связующая тема, в которой появляются интонации будущей новой темы, но пока они звучат эскизно, с оттенком мистики. И, наконец, появляется прекрасная, спокойно — величественная лирическая тема. 

Дальнейшее развитие (разработка) основано на первой, главной теме, характер который меняется. Нарастает драматизм, достигающий почти трагического уровня. Однако, как проясняется небо после бури, постепенно уходит тревога, и воцаряется лирическая тема, восстанавливается настроение глубокой элегической задумчивости.

Вторая часть концерта по традиции медленная. Её Рахманинов назвал Интермеццо.
Основная тема этой части концерта напевная, сдержанно — лирического характера. Необычна форма Интермеццо. Это свободные вариации, на протяжение которых тема обретает различные оттенки эмоционального состояния — от размышления до тревожных воспоминаний и от торжественной гимничности жизнеутверждения до мечтательной вальсовости. 

Третья часть произведения, финал — мужественное и энергичное жизнеутверждающее завершение концерта. Аналогичное образное и смысловое развитие было и во Втором концерте Рахманинова — от глубоко личной драмы через страдания, мечту и надежду — к вере в свои силы, в победу добра и света, к жизнеутверждающему созиданию. 

Посетители концертных залов отмечали: когда Сергей Васильевич выходил на эстраду, садился за рояль и касался клавиш, зал замирал. Рахманинов во время выступленияВсем казалось, будто перед ними маг, который звуками музыки трогает заветные струны их сердец. По интенсивности концертных выступлений Рахманинов вряд ли имеет себе равных. Ведь он давал по 50-70 концертов в сезон, концертируя в Москве, Петербурге, в городах Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, Молдавии, на Кавказе, в Крыму, выступал в странах Европы и Америки. В завершении концертов он, по просьбе слушателей, многократно бисировал. Однажды он играл на «бис» 7 раз! Рахманинов никогда не играл в концертах одно и то же произведение одинаково, им руководило вдохновение. Он утверждал, что «всякое настоящее искусство зиждется на вдохновении, а высшим качеством искусства является его искренность». Одним из ярчайших подтверждений этих слов великого композитора и пианиста и является его Третий концерт для фортепиано с оркестром.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: