ГлавнаяСтатьиВоздушная тревога: голландцы построили спорткар, который умеет летать
Опубликовано 1.05.2018 в 11:15, статья, раздел Технологии, рубрика Средство передвижения
автор: ОК-журнал (TrunkMonkeys)
Показов: 255

Воздушная тревога: голландцы построили спорткар, который умеет летать

Фразу «мир сошел с ума» можно произнести по-разному. Например так — «в ближайшем будущем летающие автомобили станут нормой жизни». Что-то такое духоподъемное выдавал в объектив телекамеры один из высокопоставленных менеджеров фирмы PAL-V — стартапа из Нидерландов, представившего в Женеве-2018 настоящий летающий автомобиль.

Романтик, который живет в каждом из нас, обязан возрадоваться. Летающие автомобили! Черт побери, как же круто! Не об этом ли грезили столпы мировой фантастики на протяжении всего XX века?! PAL-V Liberty первый в мире серийный аэрокарРазве не наступления этого момента мы ждали, когда до дыр засматривали «Назад в будущее» или «Пятый элемент»? Даже если скомкать и на фиг выбросить слащавый флер романтики, надо признать — летающие автомобили это же просто удобно, не правда ли?
В теории — безусловно. Зачем брать такси ехать до аэропорта там пересаживаться на самолет, а прибыв к месту назначения снова вызывать такси? Ведь можно просто взлететь с площадки у собственного дома и отправиться куда душа пожелает! Разве не кайфово?Дороги Кому нужны дороги…
Нечто подобное и обещает потенциальным покупателям PAL-V Liberty — первый в мире серийный летающий автомобиль. Проектов создания автомобилей, которые бороздят просторы воздушных океанов, в истории наберется как минимум с пару десятков. Rotabuggy Jeep, Taylor Aerocar, AVE Mizar, Convair 118 это только самые известные. Но голландцы утверждают, что первыми довели конструкцию «аэрокара» до ума, а главное подготовили его к серийному производству. И это так. Коммерчески доступных летающих автомобилей, которые с известной долей упрощения, можно пойти и купить в магазине еще не было. Теперь будут. На стартовой странице сайта PAL-V уже активна кнопка «купить». Загружаете, кликаете, оформляете заказ. Так что же — ура?!Ротабагги Хафнера самая развеселая из всех исторических попыток построить летающий автомобиль. Надо будет о нем как-нибудь поподробнее…
Ну не знаю, право слово, не знаю... Мистер Вульф из «Криминального чтива» был бы тут очень к месту со своим: «Рано ещё сосать друг другу концы, господа».
С одной стороны все верно — на Женевском автосалоне-2018 представители PAL-V официально объявили о начале приема заказов на первую партию автолетов (или самомобилей, если угодно) Liberty. Но перспективы подобных транспортных средств лично мне по-прежнему представляются туманными. Даже несмотря на то, что упорством и целеустремленностью голландцев можно только восхищаться. Мало того, что проект создания летающего автомобиля длится уже шесть лет, главное — конечный продукт действительно впечатляет. Ну если только не дизайном, пожалуй...PAL-V LibertyPAL-V Liberty

Внешне Liberty не очень напоминает автомобиль. Уверен колхозные романтики из «За рулем» сравнили бы PAL-V c «с гигантским механическим кузнечиком, сложившим лапки и приготовившимся к прыжку». «Телефонная будка, на которую свалился телеграфный столб» — написали бы о дизайне «Либерти» хохмачи из Top Gear. В любом случае, экстерьер «Либерти» это проблема, с которой перспективным владельцам (если такие, конечно, будут) придется мужественно мириться. Ну а как иначе? Яйцеобразная конструкция с тремя маленькими колесами, складным пропеллером и хвостовым оперением по определению не отличается грацией спорткара.
Но дизайн — каким бы сомнительным он ни был — никогда не считался главной болячкой аэромобилей. Проблема в другом. Все прежние «флаинг-кары» плохо ездили по дорогам и неважно летали...Подготовка PAL-V Liberty к полету это по-большей части неавтоматизированная процедура
«Теперь это все в прошлом, — веско заявляет главный конструктор проекта Майк Стекеленбург, для важности поправляя очки. — PAL-V Liberty умеет такое, что никому из наших конкурентов и не снилось!»
Свежо предание, конечно, но какие ваши доказательства, мистер Стекеленбург?
Пока приходится верить на слово, но люди из PAL-V обещают — в наземном режиме «Либерти» по части дорожных повадок это настоящий спорткар. Что за чепуха? Как такое вообще возможно? Трехколесная конструкция и тоненькие шины не подразумевают подвигов в быстрых поворотах. Верно. Но в основе шасси «Либерти» уникальная конструкция Dynamic Vehicle Control, позаимствованная у другого голландского стартапа (ныне уже обанкротившегося) Carver Technology.Carver One, шасси которого лежит и в основе конструкции PAL-V Liberty
Если объяснять на пальцах, то автомобиль с системой DVC клонится в поворотах как мотоцикл, причем тем сильнее, чем резче поворачиваешь. Этим достигается невероятная для трехколесника скорость прохождения поворотов и отличная маневренность. Что же до драйвинг-кайфа, то хватит, пожалуй, и слов Джереми Кларксона. Еще в золотые «бибисишные годы» прокатившись на «Карвере», Джезза выдал: «От чистого сердца заявляю — ни в каком другом автомобиле я не получал столько удовольствия от вождения!». Это стоит подороже, чем не совсем спорткаровские 8 секунд разгона до сотни и максималка 180 км/ч. Хотя, в любом случае, для летающего автомобиля цифры шикарные. Ну ок. Допустим, по земле «Либерти» катится вполне бодро, а временами даже и весело. Ну а что там на счет летных качеств?За рулем (или за штурвалом Liberty вице-президент PAL-V Карло Маасбоммель
Здесь все тоже неплохо. Подготовка машины к полету занимает всего 5-10 минут. Хотя с установкой пропеллеров и оперения в боевое положение придется повозиться вручную. Теперь можно лететь? Прежде потребуется небольшая взлетная плоса. В PAL-V говорят, что взлетный разбег «Либерти» не превышает 200 метров, но для надежности рекомендуют найти стрип длиной 300 м. Ну все теперь-то взлетаем? Да, конечно, только не забудьте взять с собой летные права. Для того, чтобы поднять «Либерти» в воздух требуются не только определенную летные навыки, но и лицензия частного пилота. Ее придется получать самому.Приборная панель чуть больше перегружена информацией, чем на Kia Rio…
В воздухе, надо признать, автолет не демонстрирует чудес. Если, конечно, не считать чудом саму возможность полета. Максимальная скорость те же 180 км/ч, что и на земле. Дальность полета в диапазоне 350-500 км. До Питера из Москвы на одном баке не долетишь (хотя кто мешает приземлиться и, зарулив на какую-нибудь «роснефть», лениво бросить заправщику: «95-го до отсечки, милейший»?), но для отличной прогулки или даже короткого путешествия — выше крыши.PAL-V Liberty
Добавляем в копилку достоинств и практичность. В сухопутной конфигурации со сложенным оперением и ротором «Либерти» помещается в обычный гараж и занимает столько же места на дороге как обычный RAV4. Ну а поскольку в конструктивном плане этот летательный аппарат представляет собой автожир, то и безопасность полета у «Либерти» выше чем, скажем, у вертолета или самолета. Автожир не подвержен сваливанию и даже в случае отказа двигателя плавно опускается на землю. По-крайней мере, так в теории.А вот так Liberty облизывает повороты. Неплохо для гигантского кузнечика…
В итоге мы имеем пусть не очень красивую, зато достаточно интересную по езде и пристойную в воздухе машину. Не самую сложную в управлении, конструктивно не чересчур заумную, а стало быть и вполне надежную. Почему же перспективы первого (почти) готового к серийному производству автолета по-прежнему не кажутся радужными?
Увы, на пути «Либерти» еще очень много «но» и «если». Для начала разработка PAL-V еще никем не сертифицирована. Голландцы обещают начать процесс омологации своего транспортного средства сразу после окончания Женевского автошоу, но когда произойдет окончательный лигалайз еще не ясно. Если он произойдет вообще.

Обратите внимание на новые статьи в рубрике «Средство передвижения»

Проблемой на пути признания машины может стать и цена. Пилотные 90 экземпляров «Либерти», при условии что машину все-таки сертифицируют, будут предложена по цене в полмиллиона евро! Автожир по цене «Роллс-Ройса»? Не знаю, право слово, не знаю... После первой партии, голландцы обещают выпустить более доступную (но и более упрощенную) версию «Либерти Спорт». Так это когда еще будет...PAL-V Liberty
Но еще больше неприятностей потенциальных владельцев PAL-V ожидает в связи с регламентированием частных полетов. Оно очень сильно разнится от страны к стране. Где-то процесс вполне либеральный, а где-то действуют правила разрешительной системы полетов Это когда ты заранее должен предупредить регулирующие органы о времени полета и пункте назначения. Страшно удобно.
Порой некоторые полетные правила кажутся чересчур жесткими и даже абсурдными, но не надо забывать что воздушно-транспортное происшествие и дорожно-транспортное происшествие это две большие разницы. Одно дело получить на светофоре пинок в бампер от заснувшего «уберовского» таксиста и совсем другое зазевавшись влепиться в опору ЛЭП или другой парящий над землей «Либерти»...PAL-V Liberty
И это еще мы даже не начинали вспоминать о правах граждан на личное пространство. Некоторых до такой степени раздражают даже безобидные квадрокоптеры, что рука сама тянется за «мелкашкой». Что же будет когда над твоим бассейном начнут кружить аэромобили?..
Голландцы, конечно, молодцы. Но момент, когда «летающие автомобили станут нормой жизни» — не наступает прямо сейчас. Увы или к счастью.

TrunkMonkeys

Небольшой, но наглядный ролик о том как на самом деле PAL-V ездит и летает. Не знаю уж как кому, но меня впечатляет...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: