ГлавнаяСтатьиАйрат Багаутдинов: «Мне было невероятно трудно согласиться приехать в Новгород»
Опубликовано 29.04.2018 в 14:15, статья, раздел Технологии
автор: ОК-журнал (Дарья Иванова)
Показов: 208

Айрат Багаутдинов: «Мне было невероятно трудно согласиться приехать в Новгород»

26 апреля, в Лектории Новгородского кремля прошла шестая открытая лекция по креативной экономике. Спикером был историк инженерии, экскурсовод и лектор, а так же автор образовательного проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

На встрече первой взяла слово генеральный директор Новгородского объединенного музея-заповедника Наталья Васильевна Григорьева, которая отметила: «В многократно-историческом здании мы предоставили возможность общаться и размышлять о том, как эффективно и современно популяризировать историческое наследие. Айрат БагаутдиновЖители Великого Новгорода любят новгородский музей, кремль, наше историческое наследие. Наш Новгородский музей движется собственным путем. В Новгороде есть интерактивные, интересные и уникальные экскурсии, экспозиции и выставки, предложения для детей. Мы сегодня тоже универсальный музей для показа важного исторического этапа. Но я абсолютно точно уверена, что уникальные проекты могут создаваться при встрече взгляда академического, исследовательского и нового интерактивного мышления». Так же Наталья Васильевна поделилась информацией о том, как пройти курсы повышения квалификации и стать лицензированным экскурсоводом.
До начала лекции Айрата, взял слово директор новгородского фонда развития креативной экономики Юрий Весельев, который рассказал о конкурсе по созданию логотипа фонда. Юрий поздравил всех победителей и вручил им и участникам дипломы и сертификаты. Айрат БагаутдиновСтоит отметить, что победителями были молодые люди (девушке занявшей третье место всего 14 лет), хотя принять участие в конкурсе могли все желающие. Как отметил директор фонда, заявок было много, но только 11 из них были отобраны, а их создатели награждены дипломами об участии. А трое победителей получили еще и сертификаты на 20 и 60 тысяч рублей.
«Именно вами, ребята, новгородская область будет гордиться!» — сказал Весельев.
Свою лекцию Багаутдинов начал с неожиданного для всех завяления: «Мне было невероятно трудно согласиться приехать в Новгород. Все потому что среди всех городов России, даже на фоне Москвы, Великий Новгород имеет одну из самых разработанных экскурсионных программ. Странно немного, что я приехал из Москвы учить вас. Считаю, что сотрудники музея-заповедника и сотрудники знаменитой Красной избы, которая гремит на всю Россию, могли бы приехать в Москву и учить москвичей. Но надеюсь, что мои знания будут полезны вам».
Далее спикер обозначил главные акценты своей лекции. Для начала он хотел мотивировать слушателей рассказом о роли экскурсовода и новых тенденциях развития этой профессии. Далее Айрат на личном примере рассказал, как создавалась «Москва глазами инженера». А главное как продвигать собственный проект.
У Айрата, как он сам выразился, «довольно странная жизненная история». Он родом из города Казань, а по образованию инженер-строитель. Чувствуя тягу к истории, он так же получил вторую профессию и стал экскурсоводом. Осваивать эту профессию он стал во время службы в армии. Потом поехал в Москву и хотел выучится на политолога, но сложилось все совсем иначе. Айрат вместе с другом запустил первый проект Free Tour (экскурсии оплачиваются только после их окончания и при желании клиентов). Позже появились экскурсии с фиксированными ценами и временем для индивидуальных туристов. Он искал какую-то нишу для работы с туристами, которая была бы актуальна и востребована. Так, 4 года назад появился проект под названием «Москва глазами инженера». Проект этот пользуется большим спросом и существует уже не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Казани. Айрат Багаутдинов
Важно отметить, что спикер активно работал с залом, задавал вопросы и всегда внимательно выслушивал ответы зала. Первый его вопрос звучал так «Зачем нужен экскурсовод?» От слушателей посыпались ответы: «для того, чтобы знать свою историю», «чтобы „глаза горели“», «для помощи туристу или горожанину найти что-то интересное в обыденном», «экскурсовод — носитель культуры». Историк инженерии подтвердил: «Мы гиды в море информации. Важно лишь дать вектор, стимулировать людей в познании».
После бурного обсуждения необходимости профессии экскурсовода, лектор предложил аудитории несколько кейсов, примеров успешных «находок» в сфере проведения экскурсий.
Первый кейс был родом из Лос-Анджелеса. Суть его не столько важна, сколько идея. А заключается она в том, что даже если тема вашего увлечения кажется безумной, странной или даже маргинальной, нужно свою идею разрабатывать. Все потому что наверняка найдется не одна сотня и даже тысяча таких же «сумасшедших», кого она может зацепить.
При этом, Айрат Багаутдинов продолжать обозначать значимость и ценность экскурсоводов.
Вдохновляющий кейс номер два — экскурсия на бегу. Совмещать приятное с полезным! Экскурсия на бегу — не шутка или метафора, а по-настоящему оцененный туристами вид экскурсии. Люди в прямом смысле бегают с экскурсоводом по определенным маршрутам и слушают рассказ гида.
Мадрид «открыл» другой кейс — «нетуристический город», где экскурсоводами являются бездомные люди. Это помогает решить еще и социальную проблему, ведь экскурсоводам в этом случае охотно платят.
«Осязаемый Петербург» — еще один уникальный и успешный проект, который может стать примером или вдохновить на создание собственного. Людям завязывают глаза и в течение двух часов предлагают пройти маршрут и почувствовать себя в шкуре тех людей, которым не доступны те возможности, которые есть у нас. Что тоже укладывается в социальную задачу, которую экскурсоводы пытаются если не решить, то хотя бы привлечь внимание.
Примером широкого разнообразия тем может послужить «Экскурсия по еде». К сожалению, в России этот вид экскурсий совершенно не разработан. И это совершенно напрасно! Где как не в России, многонациональной стране, можно попробовать всевозможные блюда и лакомства самых разных народов.Айрат Багаутдинов
Еще одним уникальным примером из России является формат «Открытая карта», где каждый желающий может стать экскурсоводом. Перед самой экскурсией проводится тренинг. Интересен проект тем, что люди разных профессий проводят экскурсии, каждая из которых не похожа на предыдущую.
«Экскурсия по Петровскому острову» эксклюзивна тем, что акцент в ней ставиться на экологическое положение острова. В конце проводится небольшой субботник, во время которого люди прослушавшие лекцию собирают мусор.
На этом, Багаутдинов решил покончить с «разминкой». Самое сложное — придумать или найти свою уникальную нишу для развития экскурсионного бизнеса. Этим и предложил заняться Айрат. «Нет универсального ответа на вопрос: как создать собственную креативную и уникальную экскурсию» — заключил Айрат. При этом, он отметил, что первым делом нужно провести конкурентный анализ. Это базовая вещь в маркетинге. Это необходимо сделать, чтобы найти собственную нишу. Во-первых, это позволит найти собственную тему, которая никем еще не разработана. Во-вторых, это нужно для того, чтобы взять за основу какую-то идею, например, зарубежную, и «привезти» ее в Россию. А возможно вы можете сделать что-то лучше ваших конкурентов.
Уникальное торговое предложение — вторая часть успешного запуска проекта (не только туристического) и вторая базовая вещь в маркетинге. Для начала, стоит подумать о вашей персональной истории. Наверняка каждый может назвать тему, которая ему близка, что хорошо получается.

Совет: «жените» экскурсию на чем-то удивительном!

"Это как раз тот путь, которым я пошел, создавая «Москва глазами инженера, — сказал Багаутдинов. — Я долго думал о том, какую выбрать тему и оттолкнулся от своей профессии инженера-строителя. Я подумал, что наверняка найдутся те люди, которым тоже будет интересна техника, строительство, «как это устроено».
Еще одной идеей по созданию проекта является «партнерство», когда твой партнер привносит в проект какой-то интеллектуальный вклад. И в конечном счете, можно просто заказать маркетинговое исследование. Хотя «просто» это только на словах, ведь далеко не каждый готов выделить деньги на это. Да и сам лектор не был «за» этот вариант исследования запроса потребителей. Айрат Багаутдинов
После этого московский экскурсовод дополнил свой рассказ о истории создания собственного уникального проекта. А в конце заключил: «После запуска проекта первым делом составьте список ценностей. Экскурсоведение не то же самое, что нефть качать». Первое — научить людей осознанно относится к городу, то есть если человек больше знает о своем городе, то он будет больше любить город, не будет равнодушен к нему. Второе — воспитать патриотизм и гражданственность. Третье — изменение имиджа профессии. Важно показать, что это тоже пространство для креативности.
Главный вопрос зала был о запуске экскурсий подобных проекту «Москва глазами инженера». На это Айрат ответил: «Безусловно Новгород имеет колоссальное архитектурное богатство. Это то, чего больше нет нигде ни в России, ни в мире». Айрат Багаутдинов
Пересказ лекции Айрата Багаутдинова ничто по сравнению с живой лекцией: приятный тембр голоса, грамотный русский язык, а главное умные и ценные мысли. Если вы пропустили лекцию — не беда. Новгородское областное телевидение вело прямую трансляцию с лекции на YouTube.
Напомним, в конце 2017 года был запущен цикл лекций по креативной экономике. Лекции проводятся для того, чтобы новгородцы смогли вдохновиться и создавать свежие идеи в этом направлении. Ведь креативная экономика сейчас является одним из самых перспективных направлений для творческих инвестиций. Всего запланировано 12 лекций.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: