ГлавнаяСтатьи Путешествие в Зазеркалье
Опубликовано 5.05.2016 в 10:00, статья, раздел Жизнь, рубрика Homo Ludens. Человек Играющий
автор: Михаил Штиллер
Показов: 836

Путешествие в Зазеркалье

Если помните, Алиса попала в Зазеркалье через зеркало над камином. То, о чем вы подумали – это Страна Чудес, через которую, как известно, проскакивают через кроличью нору. Это путешествие мы с вами тоже проделаем, только чуть позже. А сейчас я хочу рассказать вам, что творится с человеком, попавшим по ту сторону зеркала – в ролевую игру. И что творится с самой игрой.

«Но Ворон черный, будто ночь, на них слетел во мраке…»

Я тут порылся в публикациях не осведомленных в ролевых реалиях журналистов, ограниченных в знаниях и не желающих их получать, а потому велеречиво-пафосных и ошибающихся на каждом шагу. Лично я – хохотал. Потому что это напоминает классическое, из Стругацких: «Господа ученые, у меня который год в подполе какой-то стук». Не могу оставить в стороне героев, то бишь – авторов, без заслуженной читательской награды, сиречь – внимания. И потому указываю не только издание и дату, но и имя автора. Где есть, конечно, а то некоторые не удосуживаются указать выходные данные.

Вот некая Альфия Шафикова из издания «Школа жизни», воодушевившись знаниями о нескольких своих молодых друзьях студенческого возраста, написала следующее: «типичный ролевик отличается повышенной раздолбаистостью. Он склонен устраивать у себя дома бардак и хаос, склонен забывать обещания, терять деньги и документы, опаздывать... Я уж молчу о типичных для ролевого сообщества беспорядочных половых связях (причем порой даже с согласия супруга или супруги – такой феномен я встречала только у ролевиков)».

На моей памяти, раздолбаистостью и острой потребностью в половом партнере отличается чуть не каждый второй студент. Который вполне может и не играть в ролевые игры. Я не хочу тут устраивать защиту в стиле Плевако, но, кажется, Альфия сделала сразу две ошибки: посчитала частный случай за общую практику и не учла, что, например, «бардак и хаос» образует у людей, активно шьющих, рисующих, лепящих. Ну, не предусмотрены в наших квартирах мастерские. Но такие глубины автора не волнуют, как и, например, не очень щепетильных исследователей русской культуры. Помните пассаж о «русских дикарях», которые, вместо того, чтобы заливать вонь парфюмом, хлещут себя в наполненных паром домиках ветками деревьев? Во-во, оно самое и есть. Худший грех журналиста: поверхностность.

А вот, например, статья «Арийский дух в ролевом движении» от уже неизвестного автора, поскольку свой Живой Журнал он удалил: «Сейчас в ролевом РД [ролевом движении – прим. Штиллера] очень пестрый расовый состав, в основе своей цветной, очень много татар; но, со временем, мы надеемся пробудить в расово полноценных ролевиках их расовую совесть призывом очистить ряды движения от ее цветной части. Этим уже занялась партия НДПР – Русский Строй, создав НС ролевой клуб «GhasGhark» при создании его был сделан акцент на демиургов, в нем возрождается рыцарский идеал, почтительное отношение к оружию и РД, устанавливается культ Мелькора, как прообраза самого клуба».

Вы-таки будете смеяться, но нет такого клуба «GhasGhark» - можно погуглить. И культа Мелькора нет, разве что в произведениях Толкиена и написанных по ним фанфикам. Фанфик – это рассказ или повесть, написанные по мотивам известного произведения с посылом: «Что было бы, если…» К примеру, «что было бы, если бы лиса подавилась колобком». Или «если бы колобок встретил крокодила». Или «если бы он напился из козлиного копытца»… Прелесть фанфиков в том, что они безгранично расширяют вселенную книги или фильма. И если кому не хватает подробностей о личной жизни Констанции и д’Артаньяна, так можно найти соответствующие рассказы или самому написать.

Поехали дальше: вполне солидное издание, «Вечерний Новосибирск», правда, 2005 год. С тех пор, думается, редакция сильно поумнела, а, скорее всего, сменилась. Слышны в этих строках чуть ли не рыдания. Мол, за что? За то, что люди, оскорбленные пренебрежительным отношением пришли в редакцию вопросы позадавать? Так мы раскроем тайну! «То, что ролевики — ребята странные, мы в редакции знаем давно. Как-то несколько лет назад к нам обратилась женщина с просьбой написать материал о секте толкиенистов. О Джоне Толкиене — авторе романа «Властелин колец», мы, конечно же, знали, но вот об одноимённой секте слышали впервые. Женщина рассказала следующее. Её довольно взрослый сын попал в компанию молодых людей, которые шьют оригинальные красочные костюмы, собираются где-тов лесу и играют в придуманные игры. Казалось бы, что тут плохого? Хорошо, наркоманом не стал. Но парень ушёл из дома, живёт у друзей-толкиенистов, с матерью не общается и вообще как бы перешёл в виртуальный мир. О каком-либо будущем, об учёбе, работе даже не задумывается. На глазах деградирует как личность, стал, по выражению матери, каким-то малохольным. Вот мама и решила, что зомбируют её сына толкиенисты, как в тоталитарной секте».

Ты смотри! И что ролевики люди «странные» они знают, и что – а пишут со слов некоей мамы, которая тоже, кажется, не сильно старалась выяснить, чем ее сын занимается – «деградируют» в ролевой культуре… "Секта толкиенистов" - это тоже нечто крутое, вроде "Свидетелей Вчерашнего Борща" или секты "Святых Непогрешимых Инженеров-Конструкторов". В свое время такие вот мракобесы породили - в виде противостояния им - церковь Летающего Макаронного Монстра, о котором я расскажу в конце мая. В общем, верх профессионализма! Блистательно! Агентство «Одна бабка сказала» сдало позиции и перешло на второе место. В качестве антидота приведу цитату из не менее уважаемого издания Cogita!, автор Кира Минкина:

«Уникальность ментального упражнения, которое предлагает ролевая игра, состоит в том, что, продумывая характер и жизненную стратегию своего персонажа в сочетании с законами игрового мира, игрок начинает осознавать, видеть нормы, определяющие поведение, и их влияние на жизнь. В процессе игры, делая выбор за своего персонажа, игрок видит последствия той или иной избранной стратегии... Играя в ролевую игру живого действия, человек играет в жизнь и учится жить, и игровой мир оказывается тесно связан с реальным… Подготовка к ролевой игре ставит человека перед необходимостью проявлять немалые творческие и коммуникативные способности…» Это уже 2010 год. Чуете, каким ветром повеяло?

«Тысяча фунтов – одно слово!»

Сейчас ролевиков почти не трогают. Никто не кричит о нарушении религиозных устоев, никто не истерит по поводу эскапизма, то есть – побега от действительности, некоторые чиновники городских комитетов культуры наконец начали прозревать, что ролевики и реконструкторы суть разное есть. И что первое даже поинтереснее второго будет, пусть и не столь патриотично. А почему такая смена курса? О-о-о, братец, как сказал бы Карлсон, дело в деньгах.

Ролевые игры, как я уже писал, дело затратное. Простая кабинетка на выходных – не меньше 5 тысяч, крупная на базе – 15, Вархаммер под Тверью – тысяч 20-30-40. Это же тебе и билеты, и кормежка, и одежда, и сопутствующие вещицы. А, мало ли, расходы какие образуются? А если на игре разрешено пить алкоголь? Люди-то все взрослые, могут и жахнуть для сугреву, а сугрев нынче дорог. Да аренда полигона, да полиция, да скорая помощь, да пожарные, да лесничие… Короче говоря, ролевая игра превратилась в бизнес.

Есть такой фантастический рассказ, уж не помню, чей, про питательную биомассу, которую можно было с любого края отрезать и кушать, и нечего-то ей не делалось. Ну, так вот игровая культура – самое то. Питательная биомасса. Отрежешь с одной стороны – будут квест-румы, с другой – форт Байярд, с третьей – Ночной Дозор, с четвертой – мафия, с пятой – тимбилдинг, с шестой (не рекомендуем делать этого) – какая-нибудь мелкая, но выгодная секта. Чувствуете, как пахнет денежками, которые можно стричь с извечно жадных до развлечений людей? Кому-то зрелища, а кому-то и хлеб. Выгода, то бишь. А выгоду трогать нельзя, с нее налоги в казну идут. К тому же, монетизация ролевого движения процесс естественный, хоть и неприятный: рано или поздно любое хобби становится бизнесом и начинает приносить доход.

Да и потом, сами посудите: на день города можно ярких-пестрых ролевиков позвать, на какой-нибудь юбилей чего-нибудь. Они, ролевики то есть, несмотря на подозрительное к ним отношение и обвинения в неприспособленности к реальной жизни, удивительным образом почему-то умеют петь, танцевать, крутить пои и сальто, на ходулях ходят, на джамперах кувыркаются и фокусы показывают. Бесплатный цирк. А когда в казне традиционно на культуру и молодежку денег нет, то отчитываться достижениями игровой культуры можно и бесплатно – при условии, если ролевиков не плющить каленым железным утюгом мещанского мнения.

Для меня лично монетизация игровой культуры означает только одно: ее закат. Это тот самый момент, когда платья королев сначала шьются из подкладки, потом – из атласа, потом – из натурального шелка, потом – расшиваются стразами и, наконец, как финальный аккорд – натуральными камнями. Сейчас ролевое движение массово переходит с легкой и богатой московской руки на предпоследнюю стадию. Ролевики покупают и продают, но хуже, что они покупаются и продаются. Не зря игроки жалуются, что на многих играх больше нет фана, то есть – веселья: понемногу ролевая игра превращается в полупрофессиональный театр. Со всеми вытекающими в виде пожарных диккенсовских насосов и наемных сценаристов. В свое время этот путь прошел, например, КВН: от веселых студенческих «капустников» до конъюнктурных телешоу, местами практически пошлых – на грани фола.

В общем, в игровую культуру пришли деньги. И многие ролевики продали свою улыбку взамен на богатство антуража. Но это такие внутренние течения, которые среднего человека мало касаются, потому мы пока и не ныряем так глубоко. Тем более, что многим, особенно обеспеченным ролевикам, тенденция по вкусу: как, в свое время, пироги с соловьиными язычками на пирах Калигулы - высшему сословию Рима.

«И у лица носил экран, чтоб не казаться белым…»

Представим, что новичок попадает-таки в мир игровой культуры, в самый забойный ее сегмент – ролевую игру. Может, действительно, что-то в нем необратимо меняется? Возникает надлом, психический сдвиг? Или что-то еще?

Я тут сразу вспомню, что существуют люди, которые не ходят в театр, чтобы «картинка мира» не сдвинулась. И фильмы сентиментальные не смотрят, чтобы не заплакать. И не путешествуют, дабы новые знания не заставили их усомниться в незыблемости бытия. С ролевой игрой все так же: возможность прожить чужую жизнь пугает. Новый век, новая страна, новый социальный слой, возраст, пол, образование – это как яркий фонтан эмоций первой влюбленности: до одури восхитительно, но пугает. К этому примешивается страх, мол, не справлюсь, забуду что-то или мне не поверят. Страх, что обидят как-то. Но страхи эти проходят после первой роли, а влюбленности в новые образы продолжаются – и снова, и снова, и снова.

Мне тут однажды знакомая заявила, что человек, играющий злодея, сам в душе мерзок. И глуп, потому как, будь он умным, ни за что такую роль бы не выбрал. И вообще богомерзко все это. И надо бы его как-то наказать, что ли, чтобы впредь неповадно. Я уж промолчал, что по логике вещей, актеров, играющих Гитлера и Нерона, надо было бы расстреливать сразу после спектакля. Чтоб неповадно. Отелло давать пожизненное, а родителям Ромео и Джульетты – лишение родительских прав. Кого там мы еще покарать-то можем? А, точно, Георгия Милляра посмертно всех регалий лишить, к примеру, именем Мещанина. Не помните, кто это? Это наша советская Баба-Яга, величайшая сказочная злодейка и по совместительству – гениальный актер. К тому же (шепотом) он посмел играть женскую роль, будучи мужчиной. Безобразие, разрыв ханжеских сердец гарантирован!

Мещанство и ханжество мешают нам нормально жить. Думаете, только в детстве? Ага, щаз! Это толстенный слой пыли на зеркале, за которым лежит мир Алисы, мир волшебства, фантазий, творчества и безграничных возможностей. Творчество, дамы и господа, это не вышивание крестиком по готовой канве, да простят меня многочисленные вышивальщицы. Это не копирование чего-либо по шаблону. Это не одобряемое обществом бисероплетение и резиночковязание. Творчество – это смелая попытка создать что-то новое, небывалое досель. И самое сложный его вид, созидания этого нового – открытие в себе новых возможностей.

Безусловно, для кого-то бунтарством покажется замена одного оттенка краски в раскраске по номерам на другой. Кто-то сладостно вздрогнет оттого, что сам, своими руками, склеил БигБен из готовых деталек. Все так. И это тоже творчество: микроскопическое, почти иллюзорное, но творчество. Однако там, за зеркалом, лежит мир, в котором нет границ, вселенная, в которой можно написать собственные правила, если не устраивают уже имеющиеся. Быть тем, кем хочется; делать то, о чем всегда мечтал…

А если страшно, то всегда можно вернуться к канве в клеточку, рассуждениям про эскапизм и инфантилизм. В какой-то мере так проще. Но Алиса – девочка с открытыми глазами и чутким сердцем – никогда бы такого не поняла. И я, знаете ли, на стороне Алисы.

Фото из открытых источников.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: