ГлавнаяСтатьи По течению и против. Первые пароходы в Новгородской губернии
Опубликовано 3.05.2016 в 08:00, статья, раздел История, рубрика Человек с ружьём
автор: Илья Хохлов

По течению и против. Первые пароходы в Новгородской губернии

Как известно, первый пароход в России появился в 1815 году. Уже через четыре года пароходное сообщение появилось на Ильмене и Волхове, а вскоре и на некоторых других реках Новгородской губернии. И в этом деле не обошлось без военных.

Вид на Юрьев монастырь. Гравюра XIX века (из группы Вконтакте "Великий Новгород - прошлое в фотографии")

В это время в Новгородской губернии полным ходом шла организация военных поселений. Для строительства многочисленных зданий в округах поселённых полков требовались строительные материалы. Их доставкой и должны были заниматься пароходы. Первый из них появился на Волхове в 1819 году. Построен он был в Старорусском уезде, а в Новгороде оснащён паровым двигателем. Предназначалось судно «для привода из озера Ильменя в реку Волхов во время противного ветра судов с камнем, нужным к построению жилищ военных поселений».

На пароходы была возложена и другая важная задача. Офицерам расположенных вдоль берегов Волхова поселённых гренадерских полков часто по служебным делам приходилось ездить в соседние округа военных поселений и в Новгород. Как отмечал «главный над военными поселениями начальник» граф Аракчеев, «разъезды сии, сколь ни необходимы в существе своём, соединялись с теми неудобствами для округов, что они занимали собою много излишних людей и лошадей и отвлекали их от домашних занятий». Чтобы избежать этого, было решено построить для военных поселений 1-й гренадерской дивизии пароход. И в 1824 году он уже бороздил волховские воды.

28 февраля 1825 года графом Аракчеевым была утверждена заключавшая 46 параграфов подробная инструкция командиру парохода, курсировавшего по Волхову между Новгородом и округами военных поселений. Капитан должен был уметь управляться с судном и тщательно следить за его сохранностью.

Навигация начиналась весной «по вскрытии реки Волхова». На пароход допускались пассажиры «всякого звания» с взиманием платы. Маршрут пролегал по Волхову от Новгорода до «новой Чудовской дороги, идущей в село Грузино» с пятнадцатиминутными остановками у штабов поселённых гренадерских полков: императора австрийского (в Кречевицах) и графа Аракчеева (в Селищах). На обратном пути делались ещё две остановки – у штаба Гренадерского короля прусского полка (в Муравьях) и у Собачьих Горбов. Путь занимал девять с половиной часов вниз по течению реки и одиннадцать – обратно.

Стоимость проезда зависела от ранга пассажира и места его расположения на пароходе. Например, для состоявшего на службе в Отдельном корпусе военных поселений генерала путешествие в каюте обошлось бы в 2 рубля ассигнациями или 50 копеек серебром, а с солдата за менее комфортабельное путешествие на палубе взяли бы 80 копеек ассигнациями или 20 копеек серебром. Для прочих пассажиров каюта стоила 4 рубля ассигнациями (или рубль серебром), на палубе – рубль ассигнациями или 25 копеек серебром. С детей до двух лет плата не взималась, за детей до 13 лет бралась половина положенной суммы. Бесплатно можно было провозить кладь весом до пуда, остальное оплачивалось отдельно. Пароход также мог буксировать частные лодки (цена зависела от размеров лодки и от того, буксировалась она по течению или против).

При перевозке пассажиров пароход во избежание задержек не должен был буксировать суда большого размера. Вообще же разрешалось буксировка лодок длиною до 5 сажен. В целях безопасности совершать плавание в тёмное время суток запрещалось.

Зимой пароход должен был ставиться в место, где он не мог быть повреждён ледоходом, при этом «ежедневно должно окалывать около его лёд, очищать снег, и чтобы люки всегда были закрыты плотно, дабы не попадало внутрь снегу».

В 1825 году для нужд Старорусских округов военных поселений были построены 20 семериков и 12 тихвинских лодок. «Флагманом» этой флотилии также стал пароход, построенный в том же году и получивший название «Ильмень» (или «Ильменский»).

Пароход Старорусских военных поселений для плавания по рекам Ловать и Полисть. 1825 г. (Из архива Музея истории Старорусского курорта).

Обслуживали флотилию военных поселений две роты 5-го ластового экипажа Балтийского флота. В 1836 году они были переподчинены сухопутному ведомству и преобразованы в четыре военно-рабочие роты. В составе первых двух для управления паровыми машинами на пароходах состояло по два мастера и столько же старших кондукторов (помощников мастеров). В 1842 году одна из рот была упразднена.

Пароходы военного ведомства трудились в Новгородской губернии не один десяток лет. В 1849 году в губернии ходили два парохода: «Волхов», курсировавший между Новгородом и Соснинской пристанью, и «Ильмень», по пути из Новгорода в Ретле делавший остановки в Устреке и Коростыни. Экипаж парохода состоял тогда из 21 человека: офицера, двух унтер-офицеров, десяти матросов, одного мастера, одного помощника и шести учеников.

В 1851 году в Новгороде по-прежнему насчитывалось два казённых парохода (и три частных), один из которых, «старинного устройства», в том же году прекратил свои рейсы «по ветхости и неблагонадёжности».

«Ильмень» окончил свой трудовой век в следующем 1852 году, отработав двадцать семь лет. Незадолго до того, в 1849 году, совершать рейсы по Волхову начали пароходы, принадлежавшие частным лицам, но это уже другая история.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: