ГлавнаяСтатьи Ч.2. Становление
Опубликовано 1.05.2016 в 16:00, статья, раздел Арт, рубрика Профессиональное искусство Великого Новгорода
автор: Татьяна Володина
Показов: 778

Ч.2. Становление

Становление и творческая практика Новгородской организации Союза Художников РСФСР 1960 -1990.

Д.В. Журавлев. Никола на Липне

Начало организационного процесса уходит в 1946 год. Тогда инициатива исходила от Оргкомитета Союза советских художников. Но в тот период в области было всего 7 художников и только 4 имели специальное образование. Все они жили в районных центрах. Попытка повторялась еще четырежды – в 1950, 1954, 1956 и 1957 гг. В 1957 году было принято решение о создании республиканских организаций Союза художников. Оргкомитет Союза художников РСФСР вел активную переписку с городами, не имеющими своих отделений: художники, успешно выступившие на ряде центральных выставок, принимались в кандидаты и члены Союза и прикреплялись к территориально наиболее близкому отделению. Новгород был включен в сферу деятельности Ленинградского отделения Союза Художников (СХ) РСФСР. Для новгородцев открылась возможность работать в Художественном фонде, получать направления в Дома творчества, которые стали настоящей школой мастерства, особенно для художников, не имевших профессионального образования.

Справа: В.С.Рябов. Автопортрет

К 1962 году в Союз художников были приняты Дмитрий Власович Журавлев, Владимир Степанович Рябов и Григорий Михайлович Штендер. Большая группа прикладников также могла рассчитывать на прием, поэтому Правление Союза Художников РСФСР решило создать в Новгороде Организационное бюро, которое должно было вести все текущие дела художников Новгородской и Псковской областей, поддерживать связь с Ленинградским Отделением Союза Художников (ЛОСХ) РСФСР и центральными органами. В его состав вошли названные выше художники. Председателем был назначен Д. В. Журавлев.

Слева: Г.М.Штендер

Первым мероприятием, осуществленным Оргбюро, было проведение осенью 1962 года III Областной художественной выставки. На ней впервые был раздел декоративно-прикладного искусства (ДПИ), с работами мастеров художественного стекла, кроме того количество экспонатов (89) и участников (17) говорило о строгом отборе, а сама экспозиция была оформлена в залах музея грамотно и со вкусом. Выставка получила широкий общественный резонанс.

Справа: Д.М. Журавлев. Автопортрет

К сожалению, представители прессы не поняли главного – зрителю были представлены профессионально зрелые произведения. Критику волновало только одно: где современный Новгород и его люди? Один из журналистов, анализируя следующую, IV Областную выставку 1964 года, писал: «Бессодержательность большинства картин, прямо скажем, удручающая». Это непонимание нужно было преодолеть. Предстояло изменить ориентиры и зрителя, и критики. Приучать их к живописи не тенденциозной, не скрывающейся за сюжетом и литературной подсказкой, а говорящей своим собственным языком – языком цвета, фактуры, композиции. За шесть лет своего существования Оргбюро проделало большую и разнообразную работу. Были проведены 4 областные, одна молодежная, три персональные, несколько передвижных выставок, оказана методическая помощь самодеятельным авторам в подготовке четырех персональных экспозиций.

Слева: В.С. Рябов. Пушкин

Развивавшемуся профессиональному искусству Новгорода, как и других городов подобного масштаба, не хватало профессиональной критики, а также стабильности выставочной практики, выходившей за рамки области. Обе эти проблемы были в значительной мере решены в результате реорганизации системы подготовки и проведения выставок в республике. Было создано промежуточное звено между областными и республиканскими выставками – зональные выставки. Новгород вошел в зону «Советский Север». Значение этой реорганизации трудно переоценить. Выставком, сформированный из ведущих художников Москвы, Ленинграда, северных областей, регулярно объезжал областные центры, просматривая произведения совсем неизвестных авторов, творчество которых через несколько лет становилось подчас определяющим для региона.

Справа: В.М. Чехонадский. Валдайский мотив

На первой зональной тематической выставке «Советский Север», проходившей в Архангельске в 1964 году, участвовало всего семь новгородцев: Дмитрий Валасович Журавлев, Лариса Петровна Новикова, Владимир Степанович Рябов, Василий Макарович Чехонадский, Григорий Михайлович Штендер, Акуний Арсенович Аствацатурьян и С.К. Моисеенко, которые показали 25 произведений живописи, графики и художественного стекла. На II Республиканскую выставку «Советская Россия» были отобраны произведения Д.В. Журавлева и С.К. Моисеенко. На зональной выставке «Советский Север-2», состоявшейся в 1967 году, Новгород впервые показал работы художников по фарфору З.В. Алексеевой, А.И. Гориной, К.И. Тыркина, И.П. Колонистова, Т.А. Гавриловой и В.В. Смоляра. Эта выставка сыграла решающую роль в создании Новгородского отделения СХ РСФСР.

Т.А.Гаврилова. Декоративный сосуд с подвесками В.В.Смоляр. Заварочный чайник

По ее итогам в члены Союза художников СССР были приняты З.В. Алексеева, А.И. Горина, В.П. Иванов, И.П. Колонистов, Л.П. Новикова, В.М. Чехонадский. Еще раньше, в 1964 году – членами СХ стали Семен Иванович Пустовойтов и С.К. Моисеенко. В результате Секретариат Правления Союза художников РСФСР в январе 1968 г. принял решение: «Учитывая, что в Новгородском Оргбюро состоит одиннадцать членов и шесть кандидатов в члены СХ СССР, в соответствии с п. 7 раздела IV Устава, образовать Новгородское отделение Союза художников РСФСР» .

Создание Новгородского отделения СХ РСФСР было воспринято как важное событие в культурной и общественной жизни области, как возможность более широкого распространения влияния художников. В январе следующего года начало работать новгородское отделение ХФ РСФСР, которое насчитывало 17 художников списочного состава, 9 – творческого, 22 – совместителя. Образование мастерских способствовало закреплению художественных кадров в области, профессиональному росту молодых специалистов, приезжавших по распределению из различных учебных заведений страны, стало основой для развития станкового, монументального, оформительского, дизайнерского искусства.

Слева: В.С.Тоот . Деревня Эстьяны Новгородской области

В течение первых полутора лет на базе Новгородского отделения ХФ было создано около 130 крупных работ разного профиля. Рубеж 1960-х – 1970-х годов отмечен приездом в Новгород выпускников ЛВХПУ имени В. И. Мухиной и других учебных заведений этого типа. Среди тех, кто активно включился в художественную жизнь города и области были: В. Ф. Трофимов, Е. В. Сущеня, С. П. Рыбаченкова, Б. Л. Непомнящий, В. Д. Кузнецов, О. А. Кузнецова, О. А. Глаголина-Гусева, Б. К. Петров, В. А. Бабиков, Э. М. Гинзбург и др. Возник вопрос о создании внутри организации секции дизайна, подобные тем, что были в столичных отделениях. Но в реальности получилось все иначе. Большинство из названных художников стали заниматься монументально-декоративным искусством (В.Ф. Трофимов, В.Д. Кузнецов, Б.К. Петров, В.А. Бабиков), другие уже в первые годы пребывания в Новгороде обратились к станковым формам изобразительного искусства – живописи (Е. В. Сущеня, Э.М. Гинзбург, позднее В.Ф. Трофимов, А.Г. Алентьев) и графике (Б.Л. Непомнящий, В.И. Стуков). Именно в этом качестве в 1970-е годы они были приняты в Союз художников.

Справа: Е.В.Сущеня. Память. Воспоминания о Рублеве

Постепенно складывалась структура Новгородского Отделения Союза Художников (НОСХ). В первое десятилетие его существования самой многочисленной была секция ДПИ, во главе которой в это время была Т. А. Гаврилова. Почти все члены этой секции работали на предприятиях стекольной и фарфоровой промышленности. Приходилось отстаивать права художников-производственников и на создание творческих работ на оборудовании предприятия, и на участие их в художественных, а не только промышленных выставках. Только после внедрения в практику разработанного Союзом художников СССР и Академией художеств СССР «Положения о штатном художнике промышленности» произошли существенные изменения. Художник признавался главным лицом на предприятиях стекольной, фарфоровой, текстильной и ряде других отраслей легкой промышленности. Ему стал принадлежать решающий голос в Художественном совете. Поощрялось создание выставочных авторских образцов. Однако, уже в начале 1980-х годов права художника вновь стали урезаться, мотивировалось это экономической целесообразностью. В Новгороде подобная позиция особенно характерна была для завода «Красный фарфорист», чуть лучше складывалась ситуация на других предприятиях.

С 1984 года в состав секции ДПИ вошли В. П. Кулева, М. Е. Афанасьева – художники крестецкого строчевого промысла, история которого уходит в XIX столетие. В результате в НОСХ были представлены все традиционные для Новгородской области виды декоративно-прикладного искусства.

Т.А.Гаврилова. Скульптурная композиция А.И. Горина. кофейный сервиз "Золотой тюльпан"

Второй по величине была секция живописи. Сильные стороны живописцев Новгорода – прежде всего удачное и своеобразное решение колористических задач – не раз анализировались в центральной прессе, отмечались на конференциях и собраниях. В частности, член правления СХ РСФСР В. Н. Корбаков (Вологда) отмечал, что «новгородские художники влияют своим колоритом не только на соседние зоны, но и на всю РСФСР. Цвет – это радость, солнце, оптимизм». Существенным кажется и то, что при всей узнаваемости новгородской живописи на выставках разного уровня, она сохраняла стилистическое разнообразие. Интерес к форме был чрезвычайно велик. При этом каждый из художников шел своим путем, отталкивался от наиболее близких ему образцов. Ограниченность репертуара, прежде всего отсутствие тематической картины, преобладание натюрморта и лирического пейзажа, отображавшего природу северного края и памятники древнерусского зодчества, что так беспокоило не только критику, но и самих художников, сегодня кажется вполне естественным и органичным для тех авторов с их творческой биографией. Идеологизация творчества, использование художников для реализации партийных установок и оформления визуального идеала советской эпохи, приравнивание его к простому инструменту, позволяющему внедрять в сознание общества вполне конкретные идеи – вот подоплека тех критических оценок, которые мы встречаем в документах того времени. Однако некоторые художники искренне стремились найти себя в жанрах, которые позволяли бы раскрыть социально-значимые темы.

Справа: С.И. Пустовойтов.

Секция графики в 1960-е годы состояла только из двух художников-акварелистов – Г. М. Штендера и С. И. Пустовойтова. К концу 1970-х – началу 1980-х этот вид искусства представляла уже значительная группа авторов, работавших и в оригинальной графике, и в эстампе. Среди них были художники печати – Э. Н. Иванов, В. И. Фролов, выпускник ЛИЖСиА имени И.Е. Репина Л. И. Зикеев, преподаватели художественных школ – Н. М. Локотьков, А. А. Варенцов, художники интерьера и театра – Б. Л. Непомнящий, В.П. Скляренко, В.И. Стуков, Ф. М. Шипилов, мастер ДПИ – Т.Г. Пестова. Произведения новгородских графиков были отмечены и на зональных выставках, и на республиканских. Но, в отличие от Вологды, Петрозаводска, Архангельска, где исторически сложились яркие графические школы, графика Новгорода не стала чем-то целостным. Постепенность формирования этого вида искусства в Новгороде отражают Областные выставки рисунка, акварели и эстампа. На первой из них (1971 г.) участвовало шесть, на второй (1976 г.) – двадцать, на третьей (1980 г.) – сорок авторов. В разное время на специальных (эстампа, книжной графики, рисунка и акварели) и общих («Советская Россия», «По родной стране», «Голубые дороги Родины») выставках экспонировались работы Б.Л. Непомнящего, Э.Н. Иванова, Н.М. Локотькова, Э.М. Гинзбург, С. И. Пустовойтова , Д. Кондратьева, Л.П. Новиковой, Д.В. Журавлева, Ф. М. Шипилова, Г. В. Горевого и других.

Д.В. Журавлев. Портрет сталевара В.А. Захарова Б.Л. Непомнящий. Офорт

Самой малочисленной в НОСХе изначально была секция скульптуры. Не было материальной базы для ее развития, почти отсутствовали заказы на монументальную и монументально- декоративную пластику. В основном развивались станковая скульптура и малые скульптурные формы. Наиболее значительными были достижения в портретном искусстве (В. В. Журавлев, Т. А. Гаврилова) и мелкой пластике (Т. А. Гаврилова). Отдельные произведения монументально-декоративного искусства – фонтан «Садко и Волхова» – были выполнены Э. Н. Курылевым, им же были созданы очень удачные образцы медальерного искусства. Большую роль в развитии изобразительного искусства в Новгороде сыграли Дома творчества «Академическая дача», «Челюскинская», «Горячий ключ» и «Старая Ладога». Там среди руководителей потоков были А.М. Грицай, Ю.П. Кугач, В. Н. Гаврилов, В. Ф. Загонек, М. Г. Ройтер, М. П. Митурич, оказавшие большое влияние на новгородских художников.

А.И.Завьялов. Таня Э.Н. Курылеев. Садко и Волхова

Постепенно выросло количество участников выставок. Более совершенными и разнообразными стали работы. Были равномерно представлены все виды искусства, которые развивались в Новгороде в этот период. К концу 1980-х годов художники Д. В. Журавлев, С. К. Моисеенко, Ф. Н. Крохина, Ю. В. Жульев, Т. А. Гаврилова, Б. Л Непомнящий, Л. П. Новикова были удостоены почетного звания «Заслуженный художник РСФСР».

Продолжение следует!

Репродукции предоставлены Новгородским отделением Союза художников РФ.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: