ГлавнаяСтатьиРусский пасхальный стол
Опубликовано 1.05.2016 в 11:00, статья, раздел Ремесло, рубрика Счастье есть
автор: Наталья Иванова
Показов: 752

Русский пасхальный стол

Изобильный и красивейший пасхальный праздничный стол не оставляет места для равнодушия.

Остроумец Аверченко, описывая пасхальный стол в «Пантеоне советов молодым людям на все случаи жизни», даёт аппетитнейший зачин: «О, сколько красоты и поэзии в праздничном столе, накрытом белоснежной скатертью!

Сколько дразнящего, будящего аппетит в этих группах разноцветных водок и вин; каким дьявольским соблазнительным топазом сверкает мартелевский коньяк, как сочно и плотно лежат в коробке ле-маршановские сардины! А этот огромный запечёный окорок, украшенный курчавой разноцветной бумагой, с румяной коркой, художественно утыканной чёрненькими пятнами гвоздички?! А эта зернистая икра, свежая, пахнущая морем, в круглой большой жестянке?!»

Ехидница Тэффи сообщает, что «прежде всего мы должны помнить, что из пасхальных приготовлений важнее всего сама пасха, так как праздник получил свое название именно от нее, а не от кулича и не от ветчины. Поэтому на пасху мы должны покупать пять фунтов лучшего творогу у чухонки».

Революционер Волховский восклицает: «Это была целая поэма – пасхальный стол! Из нежной ткани "баб", из приготовленной с таким трудом и старанием начинки, из каждого кусочка сала и мяса, стоявшего на столе, истекали широкой волной радушие и доброжелательство, и мягко, светло, ласкающе охватывали и окутывали каждого посетителя. Но всё же, чтобы вполне, как следует, всем существом испытать и ощутить это радушие, надо было подойти к столу, взять чистую тарелку, ножик и вилку, отрезать здесь, отковырнуть там, принять любезно подкладываемое одной из хозяек, все это прожевать и запить... Разве есть возможность всё заменить описанием?! Нет, лучше уж я просто поставлю точку и проведу черту».

Пасхальный стол насыщен символами как хороший фаршированный окорок – начинкой.

Усеченная пирамида творожной пасхи-«голгофы» говорит, что времени кровавых жертв пришёл конец, а кулич – это малый «домашний» артос, освященный хлеб (литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова оставляли за трапезой часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой).

Каждая чёрточка на крашеных яйцах-«писанках» имеет свой символический смысл: восьмиконечная звезда посвящена солнцу, бараньи рога плодородию, цветы девичеству, плоды материнству, ветви ивы весне, сосны здоровью, дуб богу.

Своё значение несёт и цвет: белый – райский, и поэтому связан с духовной чистотой, голубой – богородичный и символизирует добро, любовь и надежду, золотой предвещает достаток, зелёный возрождение. Красный цвет пасхальных яиц связан с историей о Марии Магдалине и императоре Тиберии – давая римскому императору яйцо, Магдалина сказала: «Христос воскрес!» Император не поверил и возразил: «Скорее это белое яйцо станет красным, чем мёртвый воскреснет!» И яйцо в тот же миг стало красным.

Отлично замечено в «Тайной истории» Донны Тартт: «Гением Рима и, возможно, тем, что его погубило, была страсть к порядку. В римской архитектуре, литературе, законах хорошо видно это бескомпромиссное отрицание тьмы, бессмыслицы, хаоса. Понятно, почему римляне, обычно столь терпимые к чужим религиям, безжалостно преследовали христиан. Как нелепо полагать, что обычный преступник восстал из мёртвых! Как отвратителен обычай чествовать его, передавая по кругу чашу с его кровью! Нелогичность этой религии пугала их, и они делали всё возможное, чтобы ее искоренить. Римляне шли на столь решительные меры не только потому, что христианство внушало им страх, но и потому, что оно ужасно их привлекало. Прагматики бывают на удивление суеверны. Несмотря на всю их логику, римляне тряслись от страха перед сверхъестественным».

Русская традиция куда как отважней – также, как языческие традиции переплелись с христианскими на Масленицу, они переплелись и на Пасху. Бытует поверье, что снесенные в Страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, защищают от недугов. Освященному яйцу приписывают магические свойства: оно может потушить огонь, поэтому такие яйца хранили за иконой на случай пожара ( прежде, чем бросить яйцо в пламя, с ним нужно было трижды обежать вокруг дома). Кое-где с пасхальным яйцом искали пропавших или заблудившихся в лесу коров и овец; от творожной пасхи отрезали кусочек и хранили как лекарство.

«В каждой семье на Пасху готовили свои фирменные блюда, но в основе всех лежала старорусская кухня. На стол выставлялись закуски из сырых и варёных овощей, куриных потрохов, тушёных раков, рыбьей икры и молок, сельди; делались заливная рыба, студни, холодцы и свиная головизна; калья из говяжьих почек с солёными огурцами, сальник из печени, няня – томлёная гречневая каша с бараньим мясом и сычугом; жаркое с грибной приправой, говядина с репой, тушёные потроха, буженина в сенной трухе с пивом, утка с мёдом или гусь, жаренный с можжевельником. Варились кисели и сбитни; доставались домашние настойки и вина. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста» (цитируется по статье «Обычаи и правила празднования Пасхи» интернет-ресурса «Россия в красках»).

Все иллюстрации к статье взяты из открытых источников, с благодарностью ко всем их разместившим и восхищением перед всеми художниками, рисующим пасхальное великолепие.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: