ГлавнаяСтатьи Часть 1
Опубликовано 30.04.2016 в 08:00, статья, раздел Арт, рубрика Фотография как метод переживания
автор: Андрей Колодин
Показов: 1143

Часть 1

Обогатить теорию светописи своими размышлениями вряд ли получится (да и задачи такой не ставилось!), а вот, глядишь, быть полезным, как подсказка для тех, кто еще не очень в теме, думается, дело посильное. Что называется, проложил в лесу тропинку – поставь вешки для других.

"Фотография как метод переживания" - «Что за бред?!» - скажет иной читатель. И будет, конечно, прав, если так скажет. Ведь если он так скажет, значит, его отношение к светописи не предусматривает наличие в обойме собственных представлений о предмете разговора ничего кроме информативного или даже эстетического измерения. Собственно говоря, фотография таковой и является по определению – фиксировать происходящее и/или доставлять удовольствие от созерцания. Ключевое слово в этом случае – определение. Все дело в том, о чем, собственно, речь…

Фото Александра Ильина

А теперь попробуем дать определение слову «фотография». Ну как если бы мы писали учебник для самых маленьких или пытались объяснить существо дела какому-нибудь дикарю из Экваториальной Африки. Кстати, именно такое задание – дать определение – было предложено слушателям одной из учебных групп Дома творческой фотографии имени Александра Овчинникова, где подвизается Ваш покорный слуга на правах художественного руководителя и по совместительству преподавателя той самой фотографии. Так вот, никто с этим заданием не справился. А точнее, никто даже и не пытался.

Фото Алексея Типанкова

Это что ж, мы попали в компанию поголовных недоумков? Люди пришли постигать основы того, о чем вообще не имеют понятия? То-то и оно, что слушатели заведомо заточены не просто на способ создания фотографического изображения (здесь и мудрить особо-то нечего), а на то, что словами совсем не просто выразить. Вербальное выражение хорошо для мысли, для категорий чувственных - никак не годится.

Фото Анны Бочаровой

«Ну это ты уж хватил!» - слышу голос все того же «иного». – «А как же рецензии, критические статьи на всевозможные произведения искусства? Чем, как ни словами это все пишется?!»

Все верно. Только пишется все это о собственно произведениях и их авторах. В качестве эксперимента: попробуйте описать, скажем, такое понятное и знакомое каждому из нас чувство любви. Сразу заметим, пока это никому не удалось. За всю историю человечества. Многочисленные же попытки не в счет, ибо они ни на чуть-чуть не приблизили нас к возможности дать определение любви. По той простой причине, что сделать это, судя по всему, невозможно. Как невозможно, к примеру, дать определение слову «красный». Ибо самые простые понятия не поддаются никакому определению – это в философии хорошо известно.

Фото Анны Николаевой Фото Антона Михайлова

А теперь цитата. Из Гете. «Чем недоступнее рассудку произведение, тем оно выше». Какие уж тут, помилуйте, слова!.. Теперь из Андрея Тарковского: «Интуиция в науке в момент озарения подменяет логику. Интуиция же в искусстве, так же как и в религии, равнозначна убежденности, вере. Это состояние души, а не способ мышления». А это Альберт Энштейн: «При помощи логики вы попадете из пункта «А» в пункт «В». При помощи воображения – куда угодно!» И снова Тарковский: «Создавая художественный образ, художник всегда преодолевает собственную мысль, которая оказывается ничтожной перед тем чувственно воспринимаемым образом мира, который является ему как откровение. Ибо мысль коротка, а образ абсолютен».

Ключевое слово – образ. Оно же – пароль. Для общения с теми, кто произносит слово «Фотография» с большой буквы.

Фото Владимира Андреева

И для кучи еще одна цитата, самая важная, как кажется. Наши абитуриенты, когда приходят к нам на смотрины, заполняют анкеты, где один из вопросов звучит так: «Чего Вы ждете от обучения?» Вот самый примечательный ответ: «Я умею снимать. Получается вполне прилично, знакомые хвалят. Но я понимаю, что чего-то не понимаю. Потому что мои фото глубоко не волнуют, оставляя лишь приятное впечатление. Видимо, есть какие-то глубинные пласты в этом творчестве, недоступные мне. Помогите их открыть!»

Фото Галины Кемеровой

Большая радость читать такие слова! Человек вплотную подошел к двери, за которой… тайна. Именно это слово использует для величания искусства светописи великий Анри Картье-Брессон. У Ролана Барта, видного исследователя Фотографии (это слово, кстати, он всегда пишет с большой буквы), находится в этой связи не менее яркий ярлык – приключение.

Фото Екатерины Яковлевой

Один галерист доверительно рассказал мне вот о чем. Пришла как-то к нему молодая фотографиня с просьбой об организации ее персональной выставки, захватив с собой пухлую коллекцию своих работ. Посмотрел он эти работы да и отказал в просьбе. «Понимаешь», - объяснял он, - «все хорошо, ярко, сочно, очень технично. Но ничего не волнует!» Вот такая незадача… Волноваться (читай – переживать) – это критерий! Иначе фото при всей его технической безукоризненности остается лишь хорошей ксерокопией объективной действительности, что никак не роднит его с образом этой самой действительности.

«Что-то уж совсем запутано!..» - ворчит уже вполголоса «иной». В самом деле, предназначением фотографии со дня ее рождения было и остается регистрировать действительность. И чем точнее, тем лучше. Разве не так? Так, конечно. Особенно если речь идет о фотографии на паспорт. Тут, как известно, лихой фотошоп не приветствуется: пограничник должен уверенно идентифицировать личность! И лишние волнения ему, конечно же, ни к чему.

Фото Елены Кораблёвой

Разная она, выходит, фотография… И смешивать ее различные формы существования в человеческом обществе негоже. Как не следует, к примеру, путать подробный отчет о проделанной в командировке работе с очерком или рассказом о тех же самых событиях, имевших место в этой поездке. Мы же сейчас все-таки об искусстве. И тут опять неудержимо тянет процитировать кого-нибудь поумнее автора этих строк. Мопассан: «Чтобы создать нечто более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность, художник-реалист не копирует видимое, а преодолевает его». И далее: «Уходя от объекта, художник устремляется к его сущности, поскольку верит, что она скрыта за видимым…» Н.Хренов: «Фотография не копирует внешнюю реальность. Она открывает эту реальность». Еще один видный отечественный теоретик фотографии – В.Михалкович: «Для того, чтобы запечатлеть хорошо знакомые вещи, фотограф должен их чувствовать. Именно чувствование, а не технический изыск наиболее важно в фотографическом творчестве». И для полной убедительности - Ю.Богомолов: «На снимке впечатление выведено за кадр, за рамку изображения. В рамке остается – объект. Предмет и отношение к нему предельно поляризованы».

Фото Марины Арбузовой Фото Эльвиры Грималовской

Фотографию частенько сравнивают с живописью (разумеется, в пользу последней!). Осмелюсь заявить, что это не вполне правомочно. Да, конечно, некая общность налицо – композиция, перспектива, фактура, текстура… Но способы существования в культуре у них совсем разные. А точнее, родовые признаки фотографии весьма характерны. Если без лишних слов, живопись – центростремительна, а светопись – центробежна. Это со всей очевидностью следует из вышеприведенных авторитетов, так безусловно согласующихся в своих суждениях. Если и есть необходимость сравнивать фотографию – то уж лучше с поэзией, как бы странно это ни прозвучало. И дело опять же в образности, коей обильно отмечено и то, и другое. Можно, конечно, попробовать пересказать в прозе что-либо из стихов Пушкина. Но, как мы понимаем, затея эта будет не из серьезных…

Фото Юлианны Рубан

Вот точно так же попробуйте представить себе, что увиденные здесь фотографии вы пытаетесь описать в разговоре со своими домашними. Чисто содержательная часть вряд ли удовлетворит их интерес. Ну, например: «Представляешь, мужик чешет по грязи и прямо в реку! Супер!..» Ваш восторг едва ли поймут в этом случае, а то и недоброе подумают, позвонят 03… А ведь фотография потрясающая! И все самое важное в ней – за рамкой кадра… Если согласны, ставим в разговоре на тему фотопереживаний не точку, а запятую.

Фото Натальи Камайкиной

Фотографии из архива Дома творческой фотографии "МЫ" имени Александра Овчинникова.

Продолжение следует!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: