ГлавнаяСтатьиНа «ДОКере» показали фильм о прославленной Олимпийской чемпионке
Киновзгляд:
Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа
Опубликовано 20.04.2018 в 10:15, статья, раздел Театр и кино, рубрика Киновзгляд
автор: Юлия Сергеева
Показов: 419

На «ДОКере» показали фильм о прославленной Олимпийской чемпионке

В московском кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» в четвертый раз стартовал «ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа. Основанный в 2011 году проект «Докер» (фестиваль вырос из одноименного Киноклуба — прим. авт.) нацелен на развитие авторского документального кино в его любых проявлениях. 

За время существования проекта успешно прошли 12 сезонов в 10-ти городах страны. В совокупности, было проведено более 500 показов. Корреспондент «Культуромании», Юлия Сергеева, побывала на фильме-открытии фестиваля и поговорила, после показа, с одним из организаторов фестиваля «ДОКер», Ириной Шаталовой, которая рассказала ей, на какое документальное кино ходит зритель, зачем нужны фестивали документального кино в России и, какова вообще ситуация с неигровым кино в нашей стране?«ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа.

— «Когда в 2011 году нам впервые удалось организовать серию кинопоказов в Москве и
других городах, мы уже поняли, что „ДОКер“ — это не просто киноклуб, а именно проект,
который должен всесторонне развиваться. Так, документалисты, которые находятся в разных уголках земли и ищут площадки для демонстрации своих работ, сразу узнали о нас, без какой-либо дополнительной рекламы, и стали присылать свои работы», — рассказала корреспонденту «Культуромании» директор фестиваля Ирина Шаталова.В московском кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» в четвертый раз стартовал «ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа. Основанный в 2011 году проект «Докер» (фестиваль вырос из одноименного Киноклуба — прим. авт.) нацелен на развитие авторского документального кино в его любых проявлениях. За время существования проекта успешно прошли 12 сезонов в 10-ти городах страны. В совокупности, было проведено более 500 показов. Корреспондент «Культуромании», Юлия Сергеева, побывала на фильме-открытии фестиваля и поговорила, после показа, с одним из организаторов фестиваля «ДОКер», Ириной Шаталовой, которая рассказала ей, на какое документальное кино ходит зритель, зачем нужны фестивали документального кино в России и, какова вообще ситуация с неигровым кино в нашей стране?«ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа. — «Когда в 2011 году нам впервые удалось организовать серию кинопоказов в Москве идругих городах, мы уже поняли, что „ДОКер“ — это не просто киноклуб, а именно проект,который должен всесторонне развиваться. Так, документалисты, которые находятся в разных уголках земли и ищут площадки для демонстрации своих работ, сразу узнали о нас, без какой-либо дополнительной рекламы, и стали присылать свои работы», — рассказала корреспонденту «Культуромании» директор фестиваля Ирина Шаталова.«ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа. Организаторы Докфеста убеждены, что неигровое кино нужно абсолютно всем людям, которым интересно исследовать культурное пространство той эпохи, в которой мы живем. Поскольку неигровое кино, подобно литературе, философии, изобразительному искусству, музыке и всему прочему, является неотъемлемой частью современного культурного процесса. «Увы, в некоторых странах, в том числе и в нашей, многие еще не осознали, насколько глобальное явление — документальный кинематограф, и продолжают его путать, с чем ни попадя. С теми же телевизионными фильмами, видеороликами из ютуба, пиар-акциями, политическими манифестами и так далее», — в одном из своих интервью призналась журналистам Ирина Шаталова. Именно поэтому, кстати, необходимо открывать в России как можно больше фестивалей неигрового кино. Для того, чтобы появился очевидный для всех спрос, необходим первоначальный толчок. Документальное кино, как любое искусство, нуждается в продвижении и поддержке хотя бы на первых порах. «ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа. Если начать регулярно интересно анонсировать документального кино, затем его показывать, а потом еще и много и подробно говорить о нём, то людей интересующихся будет появляться все больше и больше. Далее — дело естественного отбора во всех смыслах. «На хорошее документальное кино зрители пойдут неизбежно, но только если оно действительно будет хорошим, то есть если будет качественным отбор и подача», — уверены организаторы фестиваля.Ситуация с документальным кино в РоссииВ России уже есть десятки разнообразных фестивалей (прежде всего — кстати,нишевых), нам, со слов тех, кто стоял у истоков фестиваля «ДОКер» , не хватало такого события, которое было бы сконцентрировано исключительно на мировом независимом документальном кинематографе в разных его формах и видах. Есть — ММКФ и документальная программа «Свободная мысль». Но, как правило, там участвуют только очень дорогостоящие проекты от режиссеров или продюсеров с громким бэкграундом, то есть встретить там действительно независимое кино, снятое или спродюсированное новичком, почти невозможно. «ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа. Даже сами отборщики признаются, что показывают срез мировой документалистики и привозят крупных авторов. Это важная работа. Но при этом, между «сливками» — мега-успешными фильмами, которые выходят в прокат в разных странах и побеждают на крупных кинофестивалях, существует и гигантская прослойка, нам неведомая, — состоящая из кино, может быть, менее резонансного и менее высокобюджетного. Но, при всём при том, это творческое, экспериментальное, интересное авторское кино со своим новым киноязыком. И возникает вопрос, где российский зритель его может увидеть? В конкурсе «Артдокфеста» могут участвовать только фильмы, снятые на русском языке. Фестиваль «Флаэртиана» в Перми, который, к слову, мы тоже очень любим, ориентирован на определенную эстетическую линию — в отбор заложены принципы Роберта Флаэрти: длительное кинонаблюдение и проживание с одним героем. Идем дальше — петербургский фестиваль «Послание к человеку» — там, помимо документалистики, есть конкурсы и игрового кино, и анимации «Докерцы» же хотят концентрироваться только на независимом мировом документальном кинематографе и выступают за чистоту «жанра фестиваля».Четвертый по счету фестиваль открылся фильмом польского режиссера-документалиста Марты Прус «За пределом» (Марту Прус престижный журнал о кино Variety включил в список самых многообещающих молодых режиссеров Европы, благодаря именно этому фильму). Это пронзительный портрет прославленной российской художественной гимнастки Маргариты Мамун, снятый в самый важный год её спортивной карьеры — во время подготовки к Олимпийским Играм. «За пределом» показывает ту сторону спорта, которая мало, кому известна — загадочную, интуитивную, почти первобытную. На тренировках и в закулисье соревнований между спортсменом и тренерами разворачивается магическое действо и обнажается природа преодоления себя. Фильм пытается раскрыть секрет бессменного лидерства российской художественной гимнастики на мировой арене. Автор ленты Марта Прус знает о художественной гимнастике не понаслышке — в детстве она сама занималась этим видом спорта, а затем работала в составе танцевальной студии. Организаторы фестиваля со сцены, признались, что «Это была мечта — увидеть фильм на открытии. Мы увидели его несколько месяцев назад на одном из международных фестивалей и гордимся тем, что именно он открывает «Докер».Представлять фильм приехала сама режиссер и автор фильма из Польши Марта Прус. Со сцены она призналась, что влюбилась в своих героинь сразу же, как только с ними познакомилась лично, но только, спустя 2 года (после долгих переговоров) смогла его сделать. В Москву Марта прилетела одна. Перед показом фильма аудиторию на «нужную волну» настроила легендарная Ирина Винер. Она призналась, что «Счастлива видеть в зале такое количество детей. Моя хрустальная мечта последние многие годы — работать с маленькими детьми. Сегодня я пришла сюда после очередной тяжелой тренировки и увидела маленьких очаровательных девочек. Они такие добрые, красивые, ласковые, чистые и, когда я их обнимаю, у меня появляются новые силы, энергетика». Она выразила надежду, что после просмотра фильма эти девочки сделают вывод, что нужно много трудиться, чтобы добиться высоких результатов в жизни. Также заслуженный тренер поблагодарила создателя фильма Марту Прус: результат съемок превзошел все ее ожидания. Но, вместе с тем, выразила сожаление, что не русские, а поляки сняли такое выдающееся кино о художественной гимнастике. «Этот документальный фильм — настоящий документ времени», — подчеркнула Ирина Винер, несмотря«ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа. на то, что воспринимается он, как игровой. «Никакого сценария заранее не было, уверила зрителей Ирина Винер. Никакой сценарист бы не смог придумать такой сценарий, с таким драматическим, но светлым финалом. У Риты, во время съемок, тяжело заболел отец. Спортсменка, на Олимпийских играх в Рио —де-Жанейро была 21 день. Никто не ожидал, что она возьмет золото. Отец дождался возвращения дочери после выступления и на следующий день он ушел...»После просмотра из зала было много вопросов героям и создателям фильма. И самыйнеожиданный вопрос от маленькой спортсменки: «Что вы делаете, что себе говорите, когдаруки опускаются и у тебя уже нет сил заниматься большим спортом?» Ответ МаргаритыМамун был вполне очевиден: «Невозможно отступать, когда проделано уже так многоработы. Когда поставлена перед тобой цель, ты не можешь просто все так отпустить. Надо идти только вперед, на результат, преодолевая себя. Так везде: и в спорте, и в жизни». Ирина Александровна отшутилась: «Мои девочки, материально, ни в чем не нуждаются. У них есть все. Они живут в коммунизме, но должны работать, как в социализме».На вопрос «Почему делали фильм именно в России? Автору фильма призналась: «Потому, что в России — спорт — это больше, чем спорт. И именно здесь нашла персонажей настолько ярких, эмоциональных, что они как будто специально придуманы к кино. И, когда увидела Риту впервые, сразу поняла, что это тот персонаж, за которым я хочу следить, о котором хочу снять кино».

Организаторы Докфеста убеждены, что неигровое кино нужно абсолютно всем людям, которым интересно исследовать культурное пространство той эпохи, в которой мы живем. Поскольку неигровое кино, подобно литературе, философии, изобразительному искусству, музыке и всему прочему, является неотъемлемой частью современного культурного процесса. «Увы, в некоторых странах, в том числе и в нашей, многие еще не осознали, насколько глобальное явление — документальный кинематограф, и продолжают его путать, с чем ни попадя. С теми же телевизионными фильмами, видеороликами из ютуба, пиар-акциями, политическими манифестами и так далее», — в одном из своих интервью призналась журналистам Ирина Шаталова. Именно поэтому, кстати, необходимо открывать в России как можно больше фестивалей неигрового кино. «ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа. Для того, чтобы появился очевидный для всех спрос, необходим первоначальный толчок. Документальное кино, как любое искусство, нуждается в продвижении и поддержке хотя бы на первых порах. Если начать регулярно интересно анонсировать документального кино, затем его показывать, а потом еще и много и подробно говорить о нём, то людей интересующихся будет появляться все больше и больше. Далее — дело естественного отбора во всех смыслах. «На хорошее документальное кино зрители пойдут неизбежно, но только если оно действительно будет хорошим, то есть если будет качественным отбор и подача», — уверены организаторы фестиваля.

Ситуация с документальным кино в России

В России уже есть десятки разнообразных фестивалей (прежде всего — кстати,
нишевых), нам, со слов тех, кто стоял у истоков фестиваля «ДОКер» , не хватало такого события, которое было бы сконцентрировано исключительно на мировом независимом документальном кинематографе в разных его формах и видах. Есть — ММКФ и документальная программа «Свободная мысль». Но, как правило, там участвуют только очень дорогостоящие проекты от режиссеров или продюсеров с громким бэкграундом, то есть встретить там действительно независимое кино, снятое или спродюсированное новичком, почти невозможно. Даже сами отборщики признаются, что показывают срез мировой документалистики и привозят крупных авторов. Это важная работа. Но при этом, между «сливками» — мега-успешными фильмами, которые выходят в прокат в разных странах и побеждают на крупных кинофестивалях, существует и гигантская прослойка, нам неведомая, — состоящая из кино, может быть, менее резонансного и менее высокобюджетного. Но, при всём при том, это творческое, экспериментальное, интересное авторское кино со своим новым киноязыком. И возникает вопрос, где российский зритель его может увидеть? В конкурсе «Артдокфеста» могут участвовать только фильмы, снятые на русском языке. Фестиваль «Флаэртиана» в Перми, который, к слову, мы тоже очень любим, ориентирован на определенную эстетическую линию — в отбор заложены принципы Роберта Флаэрти: длительное кинонаблюдение и проживание с одним героем. Идем дальше — петербургский фестиваль «Послание к человеку» — там, помимо документалистики, есть конкурсы и игрового кино, и анимации «Докерцы» же хотят концентрироваться только на независимом мировом документальном кинематографе и выступают за чистоту «жанра фестиваля».«ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа.

Четвертый по счету фестиваль открылся фильмом польского режиссера-документалиста Марты Прус «За пределом» (Марту Прус престижный журнал о кино Variety включил в список самых многообещающих молодых режиссеров Европы, благодаря именно этому фильму). Это пронзительный портрет прославленной российской художественной гимнастки Маргариты Мамун, снятый в самый важный год её спортивной карьеры — во время подготовки к Олимпийским Играм. «За пределом» показывает ту сторону спорта, которая мало, кому известна — загадочную, интуитивную, почти первобытную. На тренировках и в закулисье соревнований между спортсменом и тренерами разворачивается магическое действо и обнажается природа преодоления себя. Фильм пытается раскрыть секрет бессменного лидерства российской художественной гимнастики на мировой арене. Автор ленты Марта Прус знает о художественной гимнастике не понаслышке — в детстве она сама занималась этим видом спорта, а затем работала в составе танцевальной студии. Организаторы фестиваля со сцены, признались, что «Это была мечта — увидеть фильм на открытии. Мы увидели его несколько месяцев назад на одном из международных фестивалей и гордимся тем, что именно он открывает «Докер».«ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа.

Представлять фильм приехала сама режиссер и автор фильма из Польши Марта Прус. Со сцены она призналась, что влюбилась в своих героинь сразу же, как только с ними познакомилась лично, но только, спустя 2 года (после долгих переговоров) смогла его сделать. В Москву Марта прилетела одна. Перед показом фильма аудиторию на «нужную волну» настроила легендарная Ирина Винер. Она призналась, что «Счастлива видеть в зале такое количество детей. Моя хрустальная мечта последние многие годы — работать с маленькими детьми. Сегодня я пришла сюда после очередной тяжелой тренировки и увидела маленьких очаровательных девочек. Они такие добрые, красивые, ласковые, чистые и, когда я их обнимаю, у меня появляются новые силы, энергетика». Она выразила надежду, что после просмотра фильма эти девочки сделают вывод, что нужно много трудиться, чтобы добиться высоких результатов в жизни. Также заслуженный тренер поблагодарила создателя фильма Марту Прус: результат съемок превзошел все ее ожидания. Но, вместе с тем, выразила сожаление, что не русские, а поляки сняли такое выдающееся кино о художественной гимнастике. «Этот документальный фильм — настоящий документ времени», — подчеркнула Ирина Винер, несмотря на то, что воспринимается он, как игровой. «Никакого сценария заранее не было, уверила зрителей Ирина Винер. Никакой сценарист бы не смог придумать такой сценарий, с таким драматическим, но светлым финалом. У Риты, во время съемок, тяжело заболел отец. Спортсменка, на Олимпийских играх в Рио —де-Жанейро была 21 день. Никто не ожидал, что она возьмет золото. Отец дождался возвращения дочери после выступления и на следующий день он ушел...»

После просмотра из зала было много вопросов героям и создателям фильма. И самый
неожиданный вопрос от маленькой спортсменки: «Что вы делаете, что себе говорите, когда
руки опускаются и у тебя уже нет сил заниматься большим спортом?» Ответ Маргариты
Мамун был вполне очевиден: «Невозможно отступать, когда проделано уже так много
работы. Когда поставлена перед тобой цель, ты не можешь просто все так отпустить. Надо идти только вперед, на результат, преодолевая себя. Так везде: и в спорте, и в жизни». Ирина Александровна отшутилась: «Мои девочки, материально, ни в чем не нуждаются. У них есть все. Они живут в коммунизме, но должны работать, как в социализме».«ДОКер» — Международный кинофестиваль независимого документального кинематографа.

На вопрос «Почему делали фильм именно в России? Автору фильма призналась: «Потому, что в России — спорт — это больше, чем спорт. И именно здесь нашла персонажей настолько ярких, эмоциональных, что они как будто специально придуманы к кино. И, когда увидела Риту впервые, сразу поняла, что это тот персонаж, за которым я хочу следить, о котором хочу снять кино».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: