ГлавнаяСтатьиЧистый Четверг
Опубликовано 28.04.2016 в 07:07, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина

Чистый Четверг

На Страстной седмице, последней неделе перед Пасхой, для православных христиан наступает Великий (Чистый) Четверг. Церковь в этот день вспоминает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. В народе Чистый Четверг воспринимался как день духовного и физического очищения в пограничный период между Великим Постом и Пасхой. В этот день поминали усопших, строго воздерживались от скоромной пищи, очищали дома и дворы от мусора и нечисти, мылись в бане.

Во время богослужений в этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий - Тайную Вечерю, последний ужин Иисуса Христа с учениками, состоявшийся в первый день Иудейской Пасхи, за которым последовало предание Христа Иудой в руки фарисеев, положившее начало страданиям Господа за грехи людские. Во время последней трапезы Спаситель сделал символическое жертвоприношение, преломив хлеб, он сказал: «Приимите ядите: сие есть Тело мое», а затем, подав ученикам чашу с вином, произнес: «Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во спасение грехов». (Мф. 26, 26-28). Так Иисус установил таинство Евхаристии или Причащения, и благодаря этому, указал путь к спасению. Великий четверг - день, в который перед Пасхой в церкви принимает причастие, очищение от грехов наибольшее количество верующих.

Икона «Тайная Вечеря»

В народных представлениях необходимость проведения очистительных обрядов осознавалась так же, как необходимость очищения пространства, оскверненного предательством Иуды.
Идея очищения духовного и физического пронизывает весь праздник, чрезвычайно богатый разнообразными народными обычаями и обрядами, имевшими профилактический, предупредительный, продуцирующий и очистительный характер. Многие из них дохристианского происхождения. По их количеству и значению Великий Четверг иногда сравнивают с древнерусским Новым годом, отмечавшимся в первых числах марта.

В XIX в. обрядность Чистого Четверга в большей степени была связана с представлениями о границе, отделяющей Великий Пост, период безвременья, когда жизненные проявления были сведены к минимуму, от периода возрождения и обновления природы, начинавшегося с Пасхи. Подобная грань в древности отделяла старый земледельческий год от нового в преддверии весенних хозяйственных работ. В момент перехода от старого года к новому старый мир становился неустойчивым, рушился, теряя свою привычную структуру, а в человеческое пространство проникали существа потустороннего мира: предки и нечисть. Чтобы подтвердить и установить заново утраченный порядок, надо было, прежде всего, защититься от нечисти, очистить от нее человеческое пространство, устранив таким образом причину несчастий, в тоже время появлялась возможность заручится поддержкой высших сил или предков, приобрести достаток и благополучие.

«Выход из церкви в Страстной четверг». Автор: Николай Пимоненко.

Одно из наиболее старых описаний празднования в народе Великого Четверга содержится в «Стоглаве» (сборнике постановлений Московского собора духовенства в 1551 г.), связано оно с поминовением умерших. Утром этого дня крестьяне сжигали солому и приглашали – «кликали» умерших. Для умерших оставляли угощение (мясо, молоко и яйца), топили баню и приглашали помыться.

С Чистого Четверга пост становился наиболее строг. В память о страстях Господних наиболее верующие старались не есть вообще или питались лишь водой и хлебом, соблюдая при этом обет молчания. Остальные крестьяне следовали предписаниям церкви вкушать только невареную пищу без постного масла. С этого же дня хозяйки начинали готовить угощение к Пасхе: пекли куличи, делали творожные пасхи, иногда, красили яйца; в этот день варили пиво на всю праздничную неделю.

Готовясь к Пасхе, русские крестьяне именно в Страстной Четверг старались очистить дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора и грязи. Полы, стены, потолки избы, стол и лавки тщательно мыли, драили песком и голиком, скоблили ножом; обновляли и мыли иконы и лампады. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет». После этой уборки в избе не подметали до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых местах в этот день старались перемыть всю посуду, а крынки для молока даже окуривали женскими волосами, объясняя важность этого действия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя.

Необходимость уборки в Чистый Четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова каждая вещь радуется. В этот день старались все перестирать, в том числе все коврики, половики и постели: матрасы, наволочки, подстилки. Их выносили сохнуть на двор, а вся семья ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере матери учили дочерей: «Все надо выстирать, даже портяночка и та радуется Пасхе».

«Чистый Четверг». Автор: Евгений Рябов.

Приводя в порядок хозяйство, крестьяне не забывали и о себе: мылись в банях и в печках. При этом баню топили не только для живых, но и для умерших – «родителей» или для домового – «хозяина», им оставляли на полке ведро воды и веник, приговаривая: «Тебе баня, на стоянье, а нам на здоровье». Это давняя традиция: еще в XVI в. для покойных родителей в бане вешали рубахи и полотенца, лили воду на каменку, а на пол насыпали горку пепла, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися.

Четверговая водица

Мытье в Чистый Четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию, русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту.

Воду для омовения надо было брать рано утром, до восхода солнца, «пока ворон крыло не омочил», «пока детенышей не выкупал», иначе она потеряла бы свою целебную силу. В южнорусских губерниях было принято умываться или купаться обязательно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы «смыть болезни». В Орловской губернии на реку ходила сама хозяйка, принеся воду в деревню, она на улице сначала обливалась сама, затем окатывала мужа и взрослых детей, а маленьких мыла в избе теплой водой. После этого она перевязывала всем домашним запястья и поясницы пряжей, которую напряла в предыдущую ночь. При этом нитку изготавливали наоборот, закручивая веретено в левую сторону, а не в правую, как делали обычно. Верили, что после этого никто из семьи весь год не будет болеть.

«Холодная баня». Автор: Анатолий Талалаев.

Чтобы увеличить очистительные свойства воды, во многих местах в нее опускали серебро. В Вологодской губернии к колодцу ходила самая старшая в семье женщина – «большуха». Прежде чем зачерпнуть воду, она опускала в колодец серебряную монету, а затем несла воду домой, где ею умывались все домашние. В Среднем Поволжье в рукомойник, наполненный только что принесенной водой, клали серебряное кольцо, а умывались, чтобы быть здоровыми и «чтобы глаза не болели». В Новгородской губернии туда же клали золотые и серебряные вещи (кольца, серьги), но с другой целью, чтобы «жить весь год богато». Умываясь с серебра, крестьянки приговаривали: «Как серебро не портится, не ржавеет, так же бы и моя жизнь прошла хорошо».

С омовением в Чистый четверг была связана девичья любовная магия. Девушки до восхода солнца, стараясь никого не встретить, по одиночке и группами бегали к реке умыться или даже окунуться целиком, чтобы весь год быть красивыми и любимыми. С этой же целью на деревенской улице они плескали друг дружке в лицо принесенной с ручья или реки водой. «Прежде чем птица встанет», новгородские девушки старались умыться свежей водой дома, так как считали ее верным косметическим средством, способным избавить их от веснушек и отбелить лицо.

Четверговая свеча

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся магическими свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на всенощной, состоящей из вечери четверга и утрени Великой пятницы, во время чтения 12. Православная церковь видит в ней с одной стороны символ того, что во время своих страданий Христос являл Себя Богом, а с другой - знак горячей любви верующих к Спасителю.

В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, «чтобы не угасла благодать Господня в доме». Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

Четверговая соль

Четверговая соль (четвережная соль) - соль, «изготовляемая» один раз в год - в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый Четверг, наделявшаяся особой магической силой. Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времен, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека.

Еще в «Стоглаве», сборнике постановлений церковного собора XVI в., рассказывалось об обычае использования четверговой соли: «Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям» (Макаренко А.А. 1993. С. 102).

Известны разные способы приготовления «четверговой» соли. Иногда достаточно было освятить ее в этот день в церкви или в ночь со среды на четверг оставить хлеб и соль на столе в переднем углу или на божнице. У русских Пермской губернии накануне четверга соль в солонке (вместе с четверговым хлебом) ставили в решето, наполненное зерном. Помолившись, хозяева оставляли решето на лавке под иконами до первого дня Пасхи, после чего, считалось, что все предметы приобрели необходимые волшебные качества. В Забайкалье аналогичными свойствами наделялась соль, простоявшая в бочонке всю ночь под Чистый Четверг на одном из столбов забора.

Четверговая соль из музея соли в Ярославской области.

Чаще соль пережигали на огне, который, по народным представлениям, сам обладал очистительной способностью. Для этого ее мочили, смешивали с квасной гущей или с хлебным мякишем, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел, иногда оставляя там до субботы или утра воскресенья. В некоторых селах Енисейской губ., чтобы придать огню большую очистительную силу, в печь закладывали «воскресные» дрова, которые в течение Великого Поста заготовляла хозяйка, откладывая по одному полену каждое воскресенье, или разводили в печи «деревянный» огонь, т.е. добытый при помощи трения. Полученную массу толкли в ступке, просеивали, а затем хранили «четверговую» соль весь год на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы ею солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени.

Соль считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили шепотку в поилке. В Сургутском крае ее употребляли следующим образом: ковшик с водой, в которую бросали щепотку соли, ставили непременно на заслонку или на шесток печи, к которому походил желающий излечиться и умывал лицо. Оставшуюся в ковше воду, наотмашь (назад от себя) выливали в печь.

В Сибири пережженную и смешанную с золой четверговую соль добавляли в зерно перед посевом, а ее раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. Полученная в Чистый четверг соль, считалась также сильным обережным средством. Ее зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой, отправляясь в дальний путь или на войну. Завернутую в узелок щепотку соли клали за пазуху, выгоняя в первый раз скотину в стадо.

Четверговый хлеб

Четверговый хлеб («четвережный хлеб», «четверговый житник») - специально испеченный или освященный хлеб или просфора, атрибут празднования Чистого четверга, наделявшийся магическими свойствами. Церковь связывает особую роль хлеба в этот день с памятью о благословении хлебов Христом на Тайной вечери, через которое получил начало обряд Евхаристии (Причащения).

Многие крестьяне заказывали в четверг на Страстной неделе в церкви заздравные службы и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила как благовещенским. Кроме церковных, были в ходу светские просфоры, которые пекли сами хозяйки, в церкви их не освящали. Во Владимирской губернии крестьяне верили, что в этот день Бог благословляет хлеб, который подается к обеду, поэтому его куски и даже крошки, оставшиеся на столе, тщательно собирали и хранили. Хлеб, иногда предварительно размочив в воде, съедали при разных недомоганиях или, когда на душе становилось тяжело, что считали одним из признаков порчи или сглаза; давали крошки или кусочки «четвережного» хлеба и заболевшему скоту. В других местах считали, что целебные свойства приобретает хлеб, простоявший рядом с солью на божнице ночь на Великий Четверг. В Тюменском уезда Тобольской губернии в Страстную среду вечером хозяйка, помолившись перед образами, кадила перед иконами ладаном и ставила на божницу хлеб, соль в солонке и немного золы. В четверг утром до восхода солнца хлеб резали на куски, солили и съедали. В других местах его подавали к столу вместе с солью после обедни - литургии или вечерней церковной службы, но съедали не весь, выделяя долю лошадям, коровам, овцам и т.д. Крестьяне верили, что благодаря этому хлебу, Бог лучше сохранит в течение года и людей, и скот. В Архангельской губернии кислый ячменный хлеб, который хозяйки пекли в четверг, назывался «четверговый житник». В день праздника его клали на божницу, где он лежал до Егорьева дня. Выгоняя первый раз скот пастись, хозяева снимали его с божницы, резали на куски и складывали их в решето, туда же помещали солонку с «четверговой солью», иконку и брали горящую свечу. С этими предметами во дворе три раза обходили вокруг скотины, а затем скармливали ей хлеб, подавая его на заслонке и предварительно посолив четверговой солью.

Традиция печения и употребления обрядового хлеба перед началом сельскохозяйственных работ, в том числе в Великий четверг, предшествующий Пасхе, уходит корнями в языческую эпоху, но позднее в народе закрепилось исключительно христианское ее объяснение.

Верес

Повсеместно в Великий Четверг запасали различные снадобья, наделявшиеся магической силой.
Верес — можжевельник, собираемый в Чистый Четверг, играл важную роль в предпасхальных очистительных, защитных и профилактических обрядах, использовался для окуривания, реже - окропления, домохозяйства, людей и скота.

За можжевельником (вересом) было принято ходить рано утром. В Новгородской губернии крестьяне верили, что с восходом солнца верес становится святым, объясняя это, говорили: «Спаситель от врагов под вересом прятался» или «Христос под вересинкой». Кое-где, чтобы верес имел наибольшую магическую силу, знающие люди советовали выходить из дома, не умываясь и не помолившись, а прежде, чем войти в лес, обязательно произнести заговор: «Царь лесовой и царица лесовая, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род». В некоторых местах существовал обычай кричать или петь в лесу во время сбора можжевельника. Считалось, что от этого голос будет громче и лучше.

Верес поджигали в избе на сковороде или печной заслонке и окуривали пахучим дымом дом, двор, хозяйственные постройки, чтобы изгнать нечисть. Затем, положив заслонку на пол посредине избы, все домашние перешагивали или перепрыгивали через нее, чтобы не болеть и избавиться от грехов. В некоторых местах Новгородской губернии с этой же целью намоченной веточкой вереса кропили во всех комнатах в доме, посуду и утварь, а также всех членов семьи.

Несколько веток вереса затыкали за матицы и косяки дверей в избе и в хлеву, чтобы спасти хозяйство от порчи и разных несчастий, например, бури или попадания молнии. Кое-где верили, что эти ветки помогут домашним и скотине не заблудится в лесу и спасут их от нападения зверя. Можжевельником парили молочные крынки, чтобы были хорошие, жирные сливки. Его хранили весь год и использовали как предохранительное, лечебное и очистительное средство при отеле у коров, коз. В последнем случае можжевеловым дымом окуривали скотину и особенно ее вымя, только после этого разрешалось пить молоко. В некоторых местах пастух в день первого выгона скота на Егория (Егорьев день) обходил стадо с плошкой, в которой тлел верес. Им также окуривали кадки, собираясь солить в них огурцы или квасить капусту. В случае похорон вересом окуривали гроб, прежде чем положить в него покойника, и избу после выноса тела.

Обряды и обычаи новгородских деревень

В фольклорных экспедициях по Мошенскому району нам посчастливилось зафиксировать уникальные обычаи и обряды, связанные с днем Великого Четверга. Пожилые жительницы здешних деревень вспоминали о том, как «в прежние годы женщины из своей деревни собирались артелью и шли в поле к вересовому кусту Христа кричать...» Шли рано утром засветло, «пока птюшки не проснулись», «пока ворон воронёнка не искупал» и обязательно в полном молчании. Брали с собой бидончики, чтобы на обратном пути зачерпнуть ключевой водицы, которой потом умывались. Верили, что в ночь на Великий Четверг «спускается по вересинке Иисус Христос». Здесь, повернувшись на восток, троекратно пели - «кричали Христа» - особый народный распев пасхального тропаря. В каждой деревне этот распев был свой.

«Ходили за вересом, там Христа кричали. Рано встанешь, в чатыре часа, пока ещё вороны не гаркают. Ходили за водицей на ручей, и там Христа кричали. Вересу наломаешь, всё говорят: «Христа из-под вересины выгонишь, и грех будет» - нас дразнили всё. А мы наломаем, домой принесём. Во дворе торнешь веточку и здесь (в доме) торнешь. Доечку попаришь, чтоб сметана-то густая была, хорошая с вересинкой там. А я, бывало, схожу за вересом, принесу, а старые-то которые вересинки – угольком да на заслонку, они задымись… У нас бабушка, бывало, так: мы перескакиваем эту заслонку, перескакиваем, а дым-то туды, туды. Христа ещё не кричат (так только что за вересом). А, бывало, у нас мама чего-нибудь шьёт, Христа и кричит про себя там».

(Бойцова Александра Алексеевна, 1931 г.р. Родилась в д. Радолец. Запись: 12 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ореховно).

«Ходили за вересом, кисель варили, ставили на окно. Это, говорят, сами себя утешали:

Христос воскресе,

Походил лапочкам...

Кисель овсяный варили.

Рано утром, рано за вересом ходили, с ягодом с чёрным поднесёшь, всё это покуришь, пиришагнёшь. Через верес прыгали.

Господи, благослови!
Помоги, Господи, моим детушкам,
Братьям, сёстрам и всему миру!

Так всё скажешь.

Христа из-под вереса выгоняли. Круг деревни все вкопимси бабы-то и подём Христа петь. Круг деревни обойдём 3 раз и с вересом пойдём домой. Принесёшь вереса со скотиной, угольков накладёшь, обойдёшь всю скотинку.

Помоги, Господи, Иисус Христос и Матка Божья.

Помоги, Господи, скотинки нашей, ума да разума.

С угольками скотину обходили 3 раза, во хлев зайдёшь, всю скотинку обойдёшь. А дома уж когда на заслонку верес положишь, маленько угольков положишь, оно дымитси и вкусно пахнет. Вот все по деревни-то собирали. Христа пели:

Христос восресь, воистиной воскресь.

Это с краю. Потом длинный, дак:

Христос воскреся,

Воистина воскреся

Короткий:

Христос воскреся, иль смертью смерть поправ

И сущий во граве живот дарава».

(Иванова Мария Степановна, 1918 г.р. Запись: 11 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Григорово).

«За вересом ходили в лес, в поле, в котором раньше ыть рожь сеяли. В озимое поле ходили за вересом. Принесём вереса, принесём с ручья воды, помоемси вси. Мать говорила: «Девчонки, вставайте, мойтесь, я воды сделала». Христа из-под вереса выгоняли, пели тоже Христа, тихонько так поёшь. Так ыть и говорили: «С Великого четверга можно Христа петь».

(Константинова Наталья Константиновна, 1918 г.р. Родилась в д. Горницы. Запись: 8 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ягайлово).

«Христа кричали. Есть короткой, и длинный есь. Вот и тут мы бывало вот, пока коров держали, дак пойдёшь в поле да погонишь в Егорий, 6 мая. Дак там обходили и скотинку, дак длинного поют, а мы вот такие, дак мы и коротенького поём. С Пасхи никак до Троицы што ли можно было Христа петь. А потом не пели. Перед Троицей никак за полторы недели тако бывает Вознесение, что с этого праздника уже, как говорили в то время, что Иисус Христос на небо улетел. Дак нельзя Христа петь».

(Ляпков Владимир Александрович, 1953 г.р. Родился в д. Мальгино, Шекснинского р-на, Вологодской обл. Запись: 5 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ягайлово).

«Христа короткого:

Христос воскреся из мервой,

Смертью смерть поправ.

И сущи(ы)й во гробе живот даровой.

«Христа» долгого:

Христос васкресе(й)!

Войестины(й) васкресе(й)!

Воскресеньице да Христово

Давай-ка, Христос, скорей лета,

Народи-ка, Христос, боле хлеба!

Оржанова-та поболе(й),

Яровова-та да подоле.

Евдокия Ионовна:

Родители-то наши крычали Христа. Его не пели, а, как говорят, крычат. «Пойдёмте, крынемте Христа-то». Это вроде бы как и песня, и его призывали к себе. В Великой Четверг пойдёшь было за вереском да под вересинкой-то и крычишь.

Валентина Васильевна:

Я помню раньше, народу-то было сколько! Столько женщин было, и все-то они идут, и утром рано-рано…

Говорили, что солнышко играет. Утром. А мне всё хотелось посмотреть, как же солнышко играет. А я чё, я была ещё ребёнком.

Евдокия Ионовна:

В Великой Четверг и за водичкой ходили, и умывались. Верес жгли. Я было принесу, дак мама на заслоночке зажжёт эту вересинку и мы прыгаем. Которы побольше, дак прыгают первы, потом середняки, потом младшие».

(Лаврова Евдокия Ионовна, 1930 г.р. Родилась в д. Глазово; Скворцова Валентина Васильевна, 1937 г.р. Родилась в д. Ягайлово.Запись: 9 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ягайлово).

На фото: Народная исполнительница Лаврова Евдокия Ионовна, 1930 г.р., д. Ягайлово, Мошенской р., Новгородская обл.

«Мы за вересом ходили в своей деревне в Великий Четверг. Это загодя за три дня до Пасхи. Мы ходили. Девчонки все собирались. Гармониста к этому времени уже не было своего. Ходили, песни пели. Ходили на заре в поле и пели песни, вот эти короткие деревенские песни. Песни пели для того, чтобы якобы голос развивается в этот день. И всё время будет у тебя хороший голос, певучий. Верес собирали… У каждого было своё. Кто что задумывал, вот чтобы сбылось задуманное, исполнилась мечта задуманная. В это время очень красиво и певуче пели Христа. Я помню в детстве такая… Верили, что Иисус прячется под вереском. Что вереск его охраняет».

(Фёдорова Мария Ивановна, 1924 г.р. Родилась в д. Гусево. Запись: 15 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ореховно).

«В великий четверг за вересом надо идти. Рано, пораньше – пораньше, да я всё ходила рано в 4 утра, в 5. Пойдёшь туда, верес, знаешь одно место и знала, что верес. Бидончик с собой возьму, под водичку. Пойду под эту вересинку, а накануне надо кисель овсяный наварить (в среду). Утром с полночи опускается по этому киселю под вересинку Иисус Христос. Вот подойду к вересу, прежде чем сломать эту вересинку три раза на восток спою «Христа», я одна это делала, никого не брала, вересинки сломаю и пошла домой. Иду домой через ручей, ручей на восток течёт, подошла, водичкой три разика помылась, попила, водички этой поддела и принесла домой. И она считается, как святая, она хранится – одно дело, а потом и в эту водичку, сейчас это всё жёлтые деньги, а тогда эти по 20 копеек медные, туда брошу, ребятишек умою, да попейте. А водичкой осветить можно коровушку во дворе.

А верес этот зажгу на противень, ладана чуть положу и освещу: дом, носила во хлеве, всё везде, в подвале даже. Это в великий четверг. Ходила по солнцу, начиная с востока, по всему дому, только как солнышко ходит. Не то, что встречнуться, а наоборот надо так».

(Карасева Надежда Николаевна, 1941 г.р. Родилась в д. Клирошановское. Запись: 13 июня 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Клирошановское).

Интересные факты о можжевельнике

Можжевельник (Juniperus) – род вечнозелёных хвойных кустарников и деревьев семейства Кипарисовые (Cupressaceae).

Можжевельник обыкновенный известен также под названием верес.

Можжевельник существует на нашей планете около 50 миллионов лет. В качестве лекарственного растения можжевельник впервые применили в Древнем Египте, затем в Древней Греции и Риме.

Можжевельник может прожить до 600 лет.
Ягоды можжевельника — это на самом деле шишки.

Воздух намного чище там, где посажен можжевельник, за сутки один гектар можжевельника испаряет почти 30 кг фитонцидов (этого достаточно, чтобы очистить атмосферу крупного города от болезнетворных организмов).

В Древней Руси из коры можжевельника делали посуду. В такой посуде не прокисало молоко даже в жаркий день.

Побеги можжевельника в сельской местности используют как своеобразную добавку к банным веникам и для «запаривания» (обеззараживания) кадушек и других деревянных ёмкостей для хранения фруктов, овощей и грибов.
По своим бактерицидным свойствам хвоя можжевельника не имеет себе равных.

Масло из этого растения очищает, обезболивает, бодрит, согревает и укрепляет.

Считается, что можжевельник снится к счастливым переменам в жизни: богатству и удаче во всех делах.

В статье использованы материалы из http://www.ethnomuseum.ru, а также, материалы из личного архива Инны Фарафоновой, полевые записи фольклорных экспедиций Филологического факультета Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого (2005-2007 г.г.), материалы из архива научной лаборатории фольклора Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Фото и видео из открытых источников, а также из личного архива Инны Фарафоновой.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: