ГлавнаяСтатьиАрабский орнамент
Опубликовано 27.04.2016 в 16:00, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех

Арабский орнамент

Самый простой образ в действительности самый прекрасный. Однако добиться простоты наиболее сложно. Мастерство приходит со временем и опытом. Всегда интересно посмотреть на вещи с другой стороны. Эта работа может быть расценена как путешествие, в течение которого мы набираемся опыта, который рано или поздно применим в творческой деятельности.

Дагар Камар, каллиграф и художница, Индия

Арабский орнамент

Искусством, которое в первую очередь и в наибольшей мере повлияло на арабское письмо, является древнейшее искусство – орнаментация. Искусство орнаментации тесно связано с арабской каллиграфией. Орнамент проникает во многие виды изобразительного искусства и существует как вспомогательное искусство в среде других.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов, – растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы).

Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

Арабский восточный орнамент и каллиграфия идут как бы параллельно в своём развитии. Когда в течение времени изобретались новые узоры, они применялись как для орнамента, так и для каллиграфии.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится именно искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих Ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII века на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретённые формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии.

Одна из особенностей арабского декора – «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения. В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи – пословицы, благопожелательные изречения из Ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы - тюльпаны, гвоздики, гиацинты, амариллисы, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Отдельным видом искусства стали тканые ковры. В течение веков их называли «красотой, сотканной из тайн». И это вполне объяснимо, если учесть, что у народов, имеющих глубокую историю, самым древним ремеслом было ковроткачество. Имея в себе множество необычного, орнаменты ковров хранят истины, открывающие окошко в тайны нашей цивилизации.

Зачастую тайный смысл орнаментов восточных ковров можно смело считать посланием человечеству из глубин веков.

Законы космоса, влияние стихий и связь их с человеком нашли своё отражение в орнаментах. Вызывает восхищение, насколько информационно ёмко наши предки смогли выразить в орнаменте понятие просветлённой души с развитым сознанием!

Фото из открытых источников и личного фотоархива автора.

Источники:

Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
Рамиль Насыбуллов, Арабская классическая каллиграфия, ИМАН, 2015;
Барон А. Фелькерзам, Старинные ковры Средней Азии, М., 1997

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: