ГлавнаяСтатьиВивальди — рыжее солнце Италии. Часть 2
Опубликовано 16.04.2018 в 13:28, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 402

Вивальди — рыжее солнце Италии. Часть 2

Читайте 1 часть рассказа о Вивальди

В 1713 году Вивальди написал свою первую оперу — «Оттон в Вилле», премьера которой прошла с успехом. В дальнейшем, опера, наряду с концертами, станет любимым жанром композитора. Работа над операми всегда шла легко и быстро. Так, Вивальди мог написать трёхактную оперу за пять дней! вивальди

Заказов на оперы от театров было много. Были и заказы от частных лиц — одну из опер Вивальди написал для свадебной церемонии. Венецианская опера была лучшей в Европе. В городе было 8 оперных театров, но Вивальди с 1715 года сотрудничал с театром «Сант Анджело», находившемся недалеко от его дома. Этого требовало состояние здоровья композитора, который иногда нуждался не только в трости, но и в помощи провожатого. Интересно отметить то, что Вивальди не только писал несколько опер в год, но и сам занимался их постановкой и решал административные вопросы, будучи в течение 35 лет (с небольшим перерывом) директором театра. Вспомним о том, что при этом он продолжал преподавать в консерватории и дирижировать оркестром, и всё это при его состоянии здоровья!! Вот что значит любовь к своему делу!
Заказы на создание опер композитор получал и из Флоренции — родины итальянской оперы. В 1718 году Вивальди принимает приглашение работать руководителем капеллы ландграфа Филиппа Гессен-Дармштадтского, австрийского наместника в Мантуе. Здесь он пишет и ставит оперы, многочисленные концерты для солистов и оркестра, посвящает ландграфу кантату. Здесь же, в Мантуе он встретил свою бывшую ученицу семнадцатилетнюю Анну Жиро, дочь французского парикмахера. Возобновив с ней вокальные занятия, Вивальди добился больших результатов: Анна стала известной певицей и пела во всех операх своего учителя, который, возможно, ею увлёкся, хотя никогда не признавался в этом. 

Духовенство не упускало из поля зрения «рыжего священника». Не нравились в его поведение и его отъезд из Венеции и общение с Анной Жиро. В самый разгар оперного сезона в 1720 году появился анонимный едкий и остроумный памфлет, высмеивавший тогдашнюю оперу вообще и оперы Вивальди в частности. Много позже выяснилось, что его автором был Бенедетто Марчелло — успешный композитор и публицист, потерпевший неудачу в оперном жанре, с которым Вивальди часто встречался, а возможно, и дружил.
В 1722 году композитор вместе с Анной Жиро, её матерью и сестрой возвратился в Венецию и продолжил работу в консерватории. 

карикатура на ВивальдиВ 1723 году Вивальди приезжает в Рим, где по заказу знаменитого театра «Капраника» пишет оперу для карнавала и принимает участие в её постановке, играет на клавесине и скрипке и дирижирует при этом спектаклем. В Риме он встречается с покровителем римских оперных театров кардиналом Барберини и пишет арии на его тексты, а также, играет для Папы Бенедикта XIII. Именно в Риме итальянским художником Пьером Леоне Гецци была написана знаменитая карикатура на Вивальди, оригинал которой по сей день хранится в библиотеке Ватикана.

Справа — карикатура на Вивальди П. Л. Гецци

В этом же году композитор создал 12 концертов опуса 8, которые назвал «Опыт гармонии и фантазии». Карл VIМногим концертам Вивальди свойственна программность, т. е., наличие того или иного названия, поясняющего образное содержание произведения. Эти названия нередко были необычны: «Щеглёнок», «Пастушка», «Фаворит», «Кукушка», «Почтовый рожок», «Буря на море». В концерты опуса 8 вошли и 4 концерта «Времена года» (авторское название «Четыре времени года»). Концерты были изданы в Амстердаме в 1725 году, быстро распространились в Европе и стали популярными, особенно, «Времена года». 

В творчестве Вивальди наступает период наивысшего расцвета. За оперный сезон 1726-27 годов он создал 8 опер, десятки концертов, сонат, духовные хоровые произведения. В 1728 году он был приглашён на встречу с императором Австрии Карлом VI, который хорошо знал и любил его музыку. 

 Портрет справа — Карл VI

    карло гальдониВивальди приехал в Триест (столицу австрийского Приморья), где встретился с императором и преподнёс ему 12 концертов «Цитра» опуса 9. Карл VI посвятил Вивальди в рыцари, наградил золотой медалью и пригласил работать в Вене. В 1729 году Вивальди вместе с отцом и Анной Жиро приехал а Австрию, где давал концерты, писал и ставил оперы, а также, выезжал в Прагу для постановок своих опер. Через два года он вернулся в Италию. 

С 1935 года композитор сотрудничал с известным венецианским драматургом и либреттистом Карлом Гольдони, с которым написал несколько комических опер. 

Портрет справа — Карло Гольдони

 Одна из них — «Гризельда», была особенно популярна. Вот фрагмент из этой оперы — ария главной героини, в которой воплощён виртуозный вокальный оперный стиль Вивальди (bel canto), в исполнении Чечилии Бартоли. 


В 1737 году Вивальди собрался ставить новые оперы в Ферраре, и всё складывалось удачно, как вдруг епископ Феррары запретил композитору въезд в город. Через много лет церковь припомнила Вивальди и отказ вести мессу, и его личную жизнь, и творческие успехи. Когда постановку опер всё же разрешили, они провалились: город был настроен против композитора. Вивальди был в отчаянии, он винил в провале только себя и свои оперы. В Венеции оперы тоже не встретили прежнего восторга публики. Лишь в инструментальной музыке Вивальди по-прежнему не было равных. В 1740 году в Венецию приехал сначала брат, а потом сын курфюрста Саксонии. В их честь 21 марта 1740 года в «Ospedale della Pieta» дали большой концерт, для которого Вивальди написал 4 своих последних произведения: 3 концерта и симфонию. Для композитора этот концерт оказался прощальным. Вивальди решил окончательно покинуть Венецию и уехать в Вену. Он дёшево продал свои рукописи консерватории и вместе с А. Жиро и её сестрой приехал в столицу Австрии, надеясь на службу у Карла VI. Однако, император вскоре умер, началась война за австрийское наследство, и до великого композитора никому не было дела. Вивальди остался без работы, покровительства и денег. Он попытался найти работу в Дрездене, где капеллой руководил его ученик Иоганн Георг Пизендель, но заболел и умер в Вене 28 июля 1741 года. Похоронен был Антонио Вивальди на кладбище для бедняков по малый колокольный звон. Могила его не сохранилась. 

Закончить рассказ о замечательном композиторе, скрипаче и педагоге я хочу его великолепнейшим и совершенным со всех точек зрения произведением для хора и оркестра «Gloria» («Глория»), написанным в 1716 году для церковной службы в «Ospedale della Pieta» и исполненным воспитанницами этой консерватории. «Gloria in Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») — древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы. Первая фраза его — «Слава в вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения» представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. В византийском обряде, принятом в православии и у греко-католиков гимну «Gloria in Excelsis Deo» соответствует Великое славословие. В произведении Вивальди 12 частей. Духовные произведения писали на латыни. Вот перевод «Глории» на русский язык:

Слава в вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения.
Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе,
славословим Тебя, благодарим Тебя, ибо велика Слава Твоя.
Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий.
Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе,
Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца,
берущий на Себя грехи мира — помилуй нас;
берущий на Себя грехи мира — прими молитву нашу;
сидящий одесную Отца — помилуй нас.
Ибо Ты один свят, Ты один Господь, Ты один Всевышний, Иисус Христос,
Cо Святым Духом, во славе Бога Отца. Аминь.

Исполнение этой кантаты Вивальди его воспитанницами восхищало слушателей. Среди них был и русский граф П. А. Толстой, который написал: «В Венеции есть монастыри девические, в которых девицы играют на органах и на разных инструментах и спевают на хорах так изрядно, что на всём свете такого сладкого пения и согласия нигде не обретается, и так предивно, что всех слушающих того пения приводят в изумление».
Вы услышите и увидите исполнение «Gloria» близкое к тому, которое было принято в консерватории, где во время звучания музыки девушки находились не на виду у публики, а за позолоченной решёткой, ибо, хоть они и не были монахинями, но общение с миром было ограничено. Некоторые воспитанницы приюта жили и трудились в нём до последнего вздоха.

«Gloria» Вивальди излучает радость жизни, благодарение Богу за каждый прожитый день, за возможность трудиться и творить произведения искусства. Думаю, что не ошибусь, если скажу о том, что в этом произведении вся душа автора, который, несмотря ни на что дорожил каждой минутой бытия, каждым вздохом своего больного тела, каждым звуком, извлекаемым из музыкальных инструментов. Он любил жизнь и сквозь столетия своей музыкой призывает и нас с вами ценить жизнь и радоваться ею. 


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: