ГлавнаяСтатьиВербное Воскресенье
Опубликовано 23.04.2016 в 16:41, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина

Вербное Воскресенье

Воскресенье на шестой неделе Великого поста перед праздником Пасхи называется в народе Вербным. Церковь в этот день отмечает двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. В христианских храмах освящают пальмовые ветви деревьев (у православных — вербу). Праздник связан с идеей милосердия и человеколюбия.

Суббота, предшествующая Вербному Воскресенью, также считается праздничной. Она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного Воскресенья.

«Воскрешение Лазаря». Автор: Жувене Жан.

Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми «ваии») и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.

В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное Воскресенье», «Вербная (или Пёстрая) неделя», «Вербница».

На фото справа: Икона XVI в. Афон.

Шествие на осляти

В день праздника Вход Господен в Иерусалим устраивался крестный ход «Шествие на осляти», сопровождавшийся инсценировкой описанного в Евангелии въезда Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Воспроизводя практику греческой церкви, русская заимствовала от нее и обряд шествия архиерея в неделю ваий - Вербное воскресенье - на «осляти» - коне, переодетом ослом. В Константинополе он был известен уже в 9 - 10 вв., памятники русской церкви начинают говорить о нем только с 16 столетия: самое раннее свидетельство содержится в расходных книгах Софийского дома (Софийский собор в Новгороде) за 1548 год. В день Вербного воскресенья новгородские наместники водили под архиепископом осла от собора «Святой Софии Премудрости Божьей до Иерусалима [Входоиерусалимского храма]» и назад. Кроме Новгорода обряд шествия на осляти совершался в 17 в. Москве, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске.

При этом тот и другой путь патриарх совершал на осле (Устав Новгородского Софийского собора 17 в.). С течением времени шествие на осляти по дороге во Входо-иерусалимскую церковь было отменено, туда шел один крестный ход, а шествие совершалось на обратном пути, в Москве от Лобного места в собор, в других городах от Входо-Иерусалимского храма до главного собора. В первый раз обновленный чин крестного хода был совершен в 1656 году и просуществовал в Москве до 1697 года, а в других городах был отменен еще ранее, постановлением церковного собора 1678 года.

«Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти». Автор: Шварц Вячеслав Григорьевич. 1865 г.

Христианство связывает с Вербным Воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение — одаривал милостыней.

Верба. Традиции и обряды Вербного Воскресенья

Верба — первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. В народе она имеет много названий: верболоз, шелюга, шелюжина, краснотал, тальник, белотал, ломашник, чернолоз, сивый тальник, таловый сланец, ракита, белолоз, таловая карла, таловый ёрник, малый тальник, бредник, чернотал, вербовник, синетал, желтолозник, серый тальник, песчаная лозка, талащаник, корзиночник, кузовница, вязинник, подбережник, кровавница.

Верба («вербушки») — ветвь кустарника вербы, освящённая в церкви, наделявшаяся магическими свойствами, главный атрибут празднования Вербного Воскресенья. В европейской христианской традиции верба заменила «ваии» — пальмовую ветвь. С пальмовыми ветвями в древности встречали и прославляли победителей, и с ними же народ приветствовал Иисуса Христа во время его торжественного въезда в Иерусалим.

В течение субботы, предшествующей празднику, освящение вербы происходит в храме или на церковном дворе через небольшие временные интервалы. К стоящим полукругом верующим, держащим в руках принесённые с собой пучки вербы, выходит священник, который, читая молитву, кропит их святой водой.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Во время утрени в храме освящают большое количество заранее заготовленных ветвей вербы, которые священник раздает прихожанам перед началом литургии, во время которой молящиеся держат их в руках, а после забирают домой. Этот обряд восходит к старинной христианской традиции, по которой было принято в неделю ваий или вербную на утрене освящать ветви финиковой или палестинской пальмы («ваия»), с которыми совершался крестный ход.

В народе верба считалась священной и наделялась магическими свойствами не только в силу своего христианского значения. Представления об этом уходят корнями в дохристианские, языческие времена и связаны с жизненной силой, заключенной в этом растении, свидетельством которой считались распустившиеся раньше других почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и при помощи некоторых обрядовых действий, через прикосновение, должно было передать здоровье, силу и красоту человеку или животному.

Надо заметить, что ветки вербы, которые собирались нести в храм на освящение, нужно срезать только с молодых деревьев, на которых еще нет засохших веток и повреждений. Также, согласно народным поверьям, в Вербное Воскресенье нельзя брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендовалось брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой, считалось, что по ночам на них могли отдыхать водяные и русалки.

В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне Вербного Воскресенья. Принесённые веточки часто украшали бумажными цветами и лентами, иногда это делали только после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной литургии. Освящённую вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В Сибири для неё делали украшенный тряпочками и лентами «теремок» из соломы, который вешали перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали освящённое яйцо.

Как только освящённую вербу приносили домой (иногда прямо у церкви), ею «для здоровья» ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей. При этом приговаривали: «Не я бью — верба бьёт, верба хлёст бьёт до слёз», «Верба красна, бей до слёз, будь здоров!», а стегая ребятишек: «Как вербочка растёт, так и ты расти». В некоторых местах с той же целью ударяли скот или давали ему съесть веточку или её почки.

В среднерусской полосе России скотину, особенно овец, кормили почками вербы, для того чтобы овечки «водились». В некоторых местах вербные почки сменило специально испечённое из теста в форме почек и освящённое вместе с вербой в Лазареву субботу печенье — «барашки».

Повсеместно было принято ударять каждую скотинку, провожая её со двора и гоня в поле в день первого выгона скота, на Егория Вешнего (6 мая). При первом выгоне лошадей в ночное, производившемся обычно на Николу Вешнего (22 мая), лошадей стегали только вербой. После этого выбрасывать вербу считалось грехом, её обычно сжигали в печи, «пускали на воду» или втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и имела приплод.

Вербе приписывали способность повышать урожайность земледельческих культур и плодородие земли, для этого после выгона скота её крошили в семена, предназначенные для посева, сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полям.

Чтобы сберечь посевы, веточки вербы втыкали в четырёх углах поля. В некоторых западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее «оживёт», а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. С той же магической силой, по мнению крестьян, воздействовала верба и на человека. Считалось, что съеденные женщиной почки освящённой вербы могут излечить её от бесплодия.

В некоторых местах верили, что освящённая верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, — град, а брошенная в огонь, прекращает пожар. Повсеместно хозяйки прятали освящённую вербу за иконы в убеждении, что она защитит от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчёлы хорошо роились, уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше мёда и воска.

Многие женщины освещённые почки вербы пытались сохранить на случай болезни. Когда же в доме кому-то нездоровилось, то хозяйка пекла пироги с почками вербы, добавляла их в воду и чай.

Очень часто в этот день устраивались так называемые вербные базары, где и устраивались пышные гулянья, продавали множество товаров и устраивали разные карусели и игры. Одним из основных обычаев таких ярмарок продажа вербных херувимов (ветки вербы, украшенные ангелами).

«Вербный торг на Красной площади». Автор: Кустодиев Борис Михайлович. 1917 г.

Как и во все великие церковные праздники, так и в этот день нельзя работать и готовить горячие блюда. Поэтому женщины готовили для своих домочадцев заранее. При этом стоит отметить, что праздничный стол должен был быть умеренным, так как еще продолжался Великий пост.

В статье использованы материалы из источника ethnomuseum.ru.

Фото из открытых источников.

Остальное здесь

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: