ГлавнаяСтатьиГарет Пирсон. Торнадо в Новгороде
Опубликовано 23.04.2016 в 20:15, статья, раздел Звук, рубрика Записки музыканта
автор: Жан Помор

Гарет Пирсон. Торнадо в Новгороде

ВВЕДЕНИЕ

Гарет Пирсон – это, без сомнений, очень перспективный музыкант и неординарный гитарист из Великобритании. Его концерт прошел в минувший вторник в областной филармонии. По словам организатора российского тура, это второе выступление уроженца Уэльса в рамках нынешнего визита в нашу страну. Первое прошло на днях в Санкт-Петербурге в музее современного искусства «Эрарта». В северной столице концерт Гарета собрал чуть больше ста человек. Великий Новгород встретил заморского гостя почти полным залом. Ничего странного. Питер несколько избалован выступлениями прекрасных музыкантов со всех концов света, Новгород – напротив. Поэтому приезд Пирсона – серьезное событие для культурной жизни нашей губернии.

Как это сейчас часто случается, один музыкант пригласил другого в гости. Дебют Гарета в России, череду апрельских выступлений организовал коллега по увлечению – другой гитарист Павел Лучагин. Надо сказать ему отдельное спасибо за бесценную возможность слышать одного из самых многообещающих молодых представителей данного стиля игры на гитаре (fingerstyle). Только представьте: пришедшим на концерт посчастливилось стать свидетелями живого выступления восходящей звезды гитарного искусства, которой, скорее всего, в скором будущем суждено занять свое место в рядах самых ярких.

ЧТО ТАКОЕ FINGERSTYLE

В ходе концерта Гарет пояснил зрителям, что fingerstyle (так называемый «пальцевый» стиль игры на гитаре) позволяет одновременно исполнять на гитаре мелодию, аккомпанемент, партию баса и имитировать игру на ударных инструментах путем нанесения ударов по корпусу, грифу гитары или по струнам. Фактически, данный стиль позволяет исполнять многоголосные произведения, используя все известные приемы игры на гитаре. Мастер стиля fingerstyle – это просто человек-оркестр.

МНЕНИЕ БЫВАЛОГО: ЗА ТАКИМИ ГИТАРИСТАМИ БУДУЩЕЕ

Один бывалый новгородский музыкант, пожелавший остаться неизвестным (далее я буду называть его мистер Икс), счел такое название как fingerstyle весьма забавным.

«Это все равно, что назвать манеру бега «ножной»! Бегать без ног, пожалуй, невозможно. Игра на гитаре осуществляется при помощи пальцев или при их опосредованном участии. Никак иначе.

Продавец в магазине теперь называется менеджером по торговому залу, а уборщица – специалистом по клинингу. Сути это не меняет. Fingerstyle – искусство владения гитарой.

Похоже, что любой уважающий себя и стремящийся к развитию гитарист с середины прошлого столетия неосознанно занимался освоением техники fingerstyle, пытаясь совмещать возможности игры на классической, эстрадной и электрической гитаре. Я могу ошибаться, но разве, например, Марк Нопфлер из Dire Straits не проповедовал нечто подобное в 70-80-х? Просто в нашей стране не так давно начали активно продвигать этот модный бренд - fingerstyle.

Как не назови, техника мощная, универсальная, я бы сказал, передовая. Многие её представители – поразительные гитаристы, способные в одиночку заменить целый ансамбль.

Fingerstyle. У меня это слово сразу вызвало ассоциации с появлением в Советском Союзе первых китайских и японских фильмов о восточных единоборствах. Помните, стили «когтя», «кулака», «палец смерти» и все в этом духе? Ох, ностальгия… На самом деле, серьезная игра на гитаре имеет нечто общее с боевыми практиками. Требуются дисциплина, постоянные тренировки, самосовершенствование. Двигаться вперед бывает тяжело не только морально, но и физически. Представьте, как натренированы должны быть руки гитариста, чтобы он мог на протяжении нескольких часов непринужденно играть на жестких металлических струнах скоростные пассажи, последовательности аккордов, бесконечные съезды, подтяжки, да ещё ритмично стучать по деревянным частям инструмента! При этом не забывайте, что речь идет не о механическом совершении движений, а о результате в виде музыки, которая должна иметь ряд творческих характеристик, передавать настроение композиции, отношение к ней исполнителя. Это трудоемкое искусство, требующее многостороннего подхода. Вот так.

Короче говоря, техника – замечательная, название – забавное! Что ещё сказать? Я послушал Гарета Пирсона, за такими гитаристами будущее».

WELSH TORNADO

Гарет Пирсон. Каков уровень этого исполнителя на сегодняшний день? Он заслужил положительные рекомендации выдающегося гитариста-виртуоза Томми Эммануэля, а это уже говорит о многом. Более того, последний даже посвятил Гарету композицию под названием «Welsh Tornado». С тех пор за Пирсоном закрепилось прозвище «валлийский торнадо».

Для справки: Томми Эммануэль – живая легенда гитарной музыки, уроженец Австралии, взявший инструмент в руки в 4 года, начавший преподавать в 11 лет, записавший более двух с половиной десятков альбомов за последние тридцать семь лет, а также ставший обладателем не меньшего количества разных наград. Но главное – то, как он играет на гитаре: это просто удивительно.

В ходе концерта Гарет рассказал зрителям, что увлекся гитарой в 14 лет. Играет уже на протяжении 15-ти. На этот путь его подтолкнуло посещение выступления того самого Томми Эммануэля.

Ради своей мечты (стать одним из лучших гитаристов) он оставил учебу. Пирсон сосредоточился на цели и упорно двигается вперед. Результат на лицо.

Прошли годы. И вот многие специалисты пророчат Пирсона в продолжатели дела Эммануэля. Гарет уже сейчас профессионал с большой буквы, известный исполнитель, признанный в музыкальных кругах. Кто знает, каких высот он достигнет к возрасту Томми, который старше валлийца в два раза. Такие дела.

ИТАК, КОНЦЕРТ

Итак, концерт в областной филармонии начался. Погасли лампы. Павел Лучагин выступил с коротким приветственным словом и представил слушателям валлийца. В свете софитов появился длинноволосый парень с гитарой. Симпатичный, улыбчивый, хорошо одетый и весьма энергичный молодой человек. Гарет без лишних слов перешел к делу. Вступительная композиция сразу расставила точки над «I». У людей в зале не осталось сомнений: перед ними мастер, виртуозный гитарист. Он с первых минут понравился публике, которая была щедра на аплодисменты.

Сначала в поведении маэстро ощущалось легкое волнение, но оно быстро прошло. Сложилось впечатление, что для Гарета не бывает проходных выступлений, каждый концерт важен. Чувствовалось, что он прекрасно подготовлен. Программа от начала и до конца была исполнена качественно, музыкально и без единой явной ошибки. Будьте уверены, на сцене Пирсон выкладывается на 110 %.

Инструментальной музыкой сложнее тронуть людей, чем вокально-инструментальной. Тем более, если на сцене всего один человек. Но Гарету удалось достучаться до слушателя.

Новгородская публика встретила гостя как он того и заслужил – продолжительными и бурными овациями. Люди в зале воодушевленно поддерживали его на протяжении всего концерта. Публика настолько понравилась Гарету, что он пошутил, сообщив, что заберет всех присутствующих с собой в Уэльс. Здорово, когда между артистом и слушателями налаживаются добрые отношения и взаимопонимание. Так случилось на этот раз.

КОГДА АРТИСТ НАЧНЕТ ПЕТЬ?

Конечно, не обошлось без курьезов. Например, одна из пришедших на концерт зрительниц постоянно теребила своих соседей и спрашивала, когда артист начнет петь. Разъяснения по поводу того, что это выступление инструменталиста – не приносили желаемого результата. Все закончилось недовольством и ещё одним забавным вопросом: «а зачем тогда на сцену поставлен микрофон?»

МНЕНИЕ БЫВАЛОГО: К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

Считаю возможным привести ещё немного соображений мистера Икс. Они не имеют прямого отношения к данному концерту, просто не хочется ограничивать статью стандартами, банальным описанием, предсказуемой похвалой и общедоступной информацией из сети.

Мистер Икс:

«На концертах я всегда оглядываюсь на зрителей в зале. Хочу прочувствовать атмосферу. В этот раз было много приятных и довольных лиц. Но были и те, кто регулярно приходит посидеть на массовых мероприятиях с кислым видом знатока, а на самом деле с пустотой внутри. Беседовал с ними, их жаль. Иногда хочется прямо спросить таких людей, зачем они посещают концерты, тратят время и деньги на столь скучные и непонятные для них встречи? Почему они не отправляются вместо этого в караоке-бар, на дискотеку, в путешествие по магазинам, в поход на природу, не получают удовольствие ещё как-то? Но не спрашиваю. Пугают возможные ответы, еще более выдающиеся, чем сама абсурдность ситуации. Например, а-ля пояснения участниц поп-группы «Горячий шоколад» о том, что дороже - подарок или внимание (наверняка, вы видели этот смешной и в то же время печальный ролик в Интернете). Ничего не поделаешь, есть специфические люди, неплохие, но вот такие они. Живут, думая о том, что скажет княгиня Марья Алексеевна. Вы помните - это персонаж из Грибоедовского «Горя от ума». Для них нормально мыслить и существовать предубеждениями, делать не то, что нравится, что осознается, а то, что считается престижным, уважаемым, крутым, в конце концов. Ради стандартов красоты некоторые готовы терпеть боль. Ради внешней статусности или внутренней убежденности в своей культурности, развитости – творческие мероприятия и искусство. Как говорил знаменитый мушкетер (Портос) в фильме Григория Юнгвальда-Хилькевича: «я дерусь потому, что… я дерусь!» Только у Портоса было оправдание – ему это нравилось. А тут другое. О! Святая простота, великая, новгородская и беспощадная! Если бы поход в филармонию способен был сделать из обезьяны человека…».

Мой собеседник позволил себе то, что и бесчисленные комментаторы в Интернете: дистанционную критику типа «они плохие, а я – вот какой умный»? Сложно сказать. Снобство? Да, вроде, нет. Скорее - субъективный реализм…

ВЕРНЕМСЯ К МУЗЫКЕ

Об уровне Гарета как гитариста говорит его игра на инструменте. Других доказательств не требуется.
Извлечение звука – отличное. Минимальная обработка эффектами, без злоупотреблений, звук естественен, прекрасно слышно каждую ноту. Замечательный баланс голосов: бас, аккомпанемент, мелодия – все осязаемо, все гармонично взаимодействует, с нужной громкостью и прекрасной читаемостью.

Шумовой мусор в виде ненужных призвуков, звучания открытых струн и скрипа при перемещении руки по грифу – это не в стиле Пирсона. Многие гитаристы грешат на настройки пульта, просят звукорежиссеров с помощью аппаратуры устранить эти недостатки, в итоге - остаются недовольны, поскольку убрать шумы, производимые неумелой игрой, полностью нельзя, а звучание инструмента искажается аппаратным урезанием частот. Они не понимают или не хотят понимать, что дело не в настройках оборудования, а в дефекте исполнения. Очень наглядными в этом отношении были совместные номера Гарета с Павлом Лучагиным во втором отделении концерта. Павел допускал минимальные шумовые погрешности, но при многократном усилении звука они, все же, были заметны. Пирсон – не позволял себе ничего лишнего – только музыка.

Пирсон свободно владеет инструментом, непринужденно исполняет сложнейшие композиции, абсолютно легко и в хорошем качестве использует весь арсенал приемов игры на гитаре.

С точки зрения техничности и надежности исполнения Гарет является гитаристом высочайшего класса. В его игре присутствуют динамика, развитие, причем, в формах, близких к эталонным. Нужно отметить и поведение на сцене. Иногда во время выступлений Пирсон танцует. Его движения позаимствованы у Майкла Джексона: это те самые фирменные финты, только с гитарой в руках и при одновременном исполнении многоголосных произведений с немыслимой скоростью.

Понравились собственные сочинения Пирсона. Особенно композиция, исполненная в две гитары совместно с российским коллегой, под названием «Милая идет домой» (вольный перевод). Космическая вещь. Сразу скажу, что для меня Гарет в разы интересней как автор музыки, нежели исполнитель чужих, уже. если честно, заезженных вещей.

В репертуаре Гарета есть искрометные темы в стиле кантри. Когда он играет, кажется, что струны сейчас загорятся, причем хочется встать и начать танцевать с Пирсоном. Живое исполнение - огонь! Имеются и переложения известных песен звезд мировой эстрады в инструментальной форме, в частности – "Billie Jean" Майкла Джексона. Исполнение было прекрасным. Но нужно подчеркнуть, что сама по себе композиция – гениальна и любима слушателями. Это было очень заметно, подтвердилось реакцией зала.

Кстати, о переложении песен в инструментальные композиции. Многие забывают о том, что в вокальных вещах есть слова, а тут их нет. Что слушать три одинаковых куплета, три одинаковых припева – публике скучновато. Зачем играть четыре куплета, если суть инструментальной обработки раскрывается в двух? Рад, что Гарет решил эту проблему в своих переложениях: разнообразил идентичные части не только с помощью динамики, но и путем украшения приемами игры. Такие композиции в исполнении Пирсона ощущаются цельными, завершенными, представляющими интерес и ценность инструментальными номерами.

БОЕЦ НЕВИДИМОГО ФРОНТА

Кстати, за прекрасную работу с аппаратурой на этом концерте отдельно стоит поблагодарить Артема Долину – звукорежиссера областной филармонии.

ЕСТЬ ЛИ В НОВГОРОДЕ АНАЛОГ?

Наверное, нет. Но есть напористые начинающие гитаристы с колоссальным желанием играть и выступать. Например, Дмитрий Гучетль. Да, это пока совсем не Томми и не Гарет, но есть все предпосылки к успеху. Надеюсь, через пару лет увижу его на этой же сцене с подобной программой.

МЫСЛИ ВСЛУХ

Должен признаться, ожидаемого впечатления на меня концерт не произвел, хотя я осознаю значимость события, масштаб и уровень исполнителя. Этому есть логичное объяснение.

Во-первых, во всем виноват Интернет: я просто перенасытился видео по тематике fingerstyle, роликами с выступлений самых разных музыкантов, записями Томми Эммануэля, Чета Аткинса, Энди Макки, Эвана Добсона, Дона Росса и т.д. К тому же все познается в сравнении: Гарет очень талантлив и трудолюбив, но, на мой взгляд, ему ещё предстоит преодолеть несколько перевалов на своем пути к вершинам мастерства. Я сам виноват, ждал Томми, а услышал Гарета...

Во-вторых, в рамках цикла музыкально-литературных встреч «Нотословие» на протяжении девяти месяцев я являлся свидетелем живых камерных концертов великолепных музыкантов с возможностью задавать вопросы и так далее. Первое: тоже объелся (в хорошем смысле слова). Второе: там не было расстояния между сценой и зрителем, все было видно, слышно, каждый нюанс, можно было пообщаться с исполнителями, задать любой вопрос, попить чая и все это абсолютно бесплатно. А тут...

В-третьих, сам могу играть на гитаре, да и уже не могу не играть... Каждую неделю - концерт или статья о новой группе, исполнителе с сопутствующим прослушиванием материала. Короче, переизбыток музыки.
Итог: пропала та самая, естественная свежесть ощущений, которая свойственна обычному слушателю. Поэтому мое мнение прошу во внимание особенно не принимать, оно очень субъективное. Выражаю его исключительно потому, что любое имеет право на существование. А дальше уже вам судить, что и как.

Выступление понравилось, отличная живая музыка, здорово. Но не более. Не удивило. Эффект обманутых ожиданий, вопрос вкуса тоже сыграл свою роль. Показалось, что некоторые композиции были исполнены быстрей нужного темпа, соответственно - не все важные нотки успевали домлеть, дозвучать, от чего произведения немного теряли в глубине и полновесности. Виртуозность не всегда играет музыке на руку. Но это исключительно мое видение, у Пирсона, вероятно, другое, хотя, возможно, он просто экспериментировал.

Хотелось бы пожелать Гарету чуть больше юмора во время выступлений, он сглаживает острые углы и тонизирует зал. Интенсивность игры требует регулярной подстройки инструмента, исполнение отдельных вещей – изменения натяжения, высоты струн. А это неизбежные паузы на концерте, которые было бы неплохо заполнить чем-то приятным.

Еще предложил бы для следующего тура по России (надеюсь, что он будет) попробовать подготовить хотя бы одну известную русскую композицию, песню, может даже народную, в собственном переложении. Это было бы очень здорово.

И больше своих вещей... Все это как добрые пожелания.

А так - благодарен Гарету за труд. Причем не только на минувшем концерте, а за работу, которую он выполняет каждый день на протяжении многих лет. Мастером человека делает не внезапно свалившийся на голову дар, а терпенье и труд, труд и время, труд и желание. Скорее они, чем просто случайный талант. Мне не хватило смелости бросить все и упорно идти к своей мечте, променять жизнь обычного человека на судьбу борца. Здесь я снимаю шляпу перед маэстро, выражаю глубочайшее уважение.

Пожалуй, даже заранее попрошу прощения за свои неосторожные оценочные суждения у поклонников этого исполнителя и у него самого. На самом деле, это первый случай, когда я могу вносить предложения и прямо говорить о том, что думаю, ибо уровень этого музыканта уже позволяет это делать – ожидать ещё большего, надеяться на совершенство.

Если убрать все лишнее, статью можно было бы сократить до следующего: Гарет Пирсон - браво!

Фото с концерта в Великом Новгороде: Светлана Авдеева. Иные изображения из официальной группы в социальной сети "ВКонтакте" "Гарет Пирсон в России" (https://vk.com/garethpearsontour).

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: