ГлавнаяСтатьиMetallica - Master Of Puppets
Опубликовано 24.04.2016 в 14:00, статья, раздел Звук, рубрика Алхимия звука
автор: Андрей Алексеев
Показов: 997

Metallica - Master Of Puppets

Третьего марта исполнилось тридцать лет альбому Master Of Puppets. Этот альбом до сих пор считается поклонниками группы Metallica и самими музыкантами одной из знаковых точек всего творческого пути группы.

Это был третий студийный альбом Metallica. Группа начала запись в сентябре 1985 года, а закончила 27 декабря. Джоэл Маккайвер пишет, что для Metallica это был очень долгий срок. «Так почему же Metallica записывала этот альбом так долго?» - задаётся он вопросом. И сам же отвечает: «Похоже, ответ в том, что участники группы наконец стали профессионалами – как в сочинении, так и в записи песен. Просуществовав почти пять лет и выпустив два альбома, они в итоге научились создавать глубокие, многоплановые песни и стали настоящими перфекционистами, что проявилось и в упорстве, с которым они работали в студии».

Да, наверное, так и есть - но вот вам отрывок из относительно недавнего интервью Ларса Ульриха: «Что мы вообще делали летом 85-ого, если могли так запросто породить весь материал от первой до последней ноты за восемь недель? «Death Magnetic» потребовал, наверное, 18 месяцев с момента начала работы до студийной записи. Текущий альбом занял около девяти месяцев. Как можно написать «Master of Puppets» за восемь недель!?» Вот так вот. Это к разговору о том, что восемь недель – это очень долго. Времена меняются, знаете ли. Как сказал тот же Ульрих, «Сегодня восемь недель нужно, чтобы просто самостоятельно приехать в студию».

Вторым номером на альбоме (после зубодробительной Battery, открывающей диск) идёт композиция Master Of Puppets. Эта самая продолжительная по времени песня на диске и одна из самых продолжительных во всём репертуаре группы. Она поднимает тему зависимости вообще (что характерно для всего альбома в целом) и наркозависимости в частности. Об этом прямо говорят фразы типа «дорожка завтрака на зеркале» и «The Master Of Puppets is pulling your strings, twisting your mind and smashing your dreams». «Кукловод вытягивает ваши жилы, запутывает ваши мысли и разбивает мечты». Если ты употребляешь наркотики – ты марионетка, и тобой управляет твоя зависимость. Недаром песня называется Master Of Puppets - Повелитель марионеток, Кукловод.

Джеймс Хэтфилд: «Песня много говорит о наркотиках. Вещи вокруг меняются; ты думаешь, что контролируешь их – и вот сам уже попал под контроль. Я пошёл на вечеринку здесь, в Сан-Франциско, и там была куча фриков, которые кололись и ржали, а одной девчонке стало реально плохо».

Но что это мы всё о грустном? Нам, русскоязычным слушателям, тоже, конечно, важна лирическая составляющая, но, будем откровенны, для нас она всё-таки вторична. С музыкальной точки зрения, Master Of Puppets интересна и многопланова. Первая часть представляет собой быстрое агрессивное «рубилово», построенное на довольно простом риффе и чередовании модальных аккордов. Говоря «довольно простом», я имею в виду структуру музыкальной фразы – и, опять же, не надо забывать, что этой «простотой» Metallica попала в «десятку». На самом деле играть эту штуку непросто, поскольку, как говорил Василий Чапаев, «есть один маленький нюанс» - всё играется только ударами вниз. То есть переменный штрих не используется. Вот это уже действительно сложно (по крайней мере, для меня).

Кирк Хэммет: «Мы играем интро восьмыми нотами в темпе 210-220 bpm – все ударами вниз. Этот темп не является нашим максимальным потолком, но он к нему близок».

Вот по моим подсчётам, они играют в темпе 212. Помню, когда впервые удалось сыграть эту – быструю - часть песни синхронно с Metallica, ощущение было о-го-го! Дескать, могу всё-таки… Ну а фраза о том, что «этот темп близок к нашему потолку» ещё много лет лилась бальзамом на мою измученную правую руку.

После быстрой части начинается часть медленная. Оказывается, эта самая медленная часть стала поводом для серьёзной полемики между фанатами Metallica. «Одни фанаты недолюбливают эту часть за мягкость, другим нравится, что она контрастирует с остальными секциями песни». Честно говоря, всегда испытываю странное ощущение, когда читаю о подобных вещах. Наверно, дело в том, что эта песня вышла, как-никак, через три года после моего рождения, и я всегда воспринимал её как данность. «Уместна ли тут медленная часть, та-та-та? Не сбивает ли она темп, та-та–та?» Да ты что, чувак? Смирись! Master Of Puppets – реальность, данная тебе в ощущениях. Вода состоит из водорода и кислорода, Плутон не является гравитационной доминантой на своей орбите, а в Master Of Puppets есть медленная часть – такова жизнь.

Но даже если посмотреть непредвзято, медленная часть, по-моему, очень к месту. То, что она хороша сама по себе, думаю, ясно и так. Она начинается с неспешного, но нетривиального арпеджиато, затем переходит в столь же неспешную музыкальную фразу уже с перегруженным звуком, а далее идёт очень красивое и мелодичное соло Хэтфилда.

После агрессивность постепенно нарастает, начинается тяжёлый бридж с интервалом в малую секунду – и выливается всё это в пулемётное соло Хэммета. Вот что он сам об этом говорит:

«Я нарулил сочный, сильно искажённый звук, который хорошо лёг на суховатый ритмовый саунд, используемый Джеймсом. Сам Джеймс сыграл в этой песне первое соло, отличное соло. А я работал над остальными соло два дня, сыграть все точно было непростой задачей. Во время записи очередного дубля моя рука случайно сдернула первую струну за край грифа, и она легла на нековый датчик, издав звук, похожий на самое верхнее Ре. Это звучало так, как если бы я сделал слайд на ноту, которой даже нет на грифе - и мы ее оставили.

Для следующего соло мы записали несколько гитарных партий задом наперёд. Я наиграл кучу партий в тональности песни на четвертьдюймовую пленку. Затем мы перевернули пленку и нарезали из нее две-три минуты гитары задом наперёд. Это пошло на финал песни.»

Во время концертных выступлений Metallica практикует два варианта Master Of Puppets. В первом случае песня играется целиком, как на записи. Во втором же играются только два первых куплета – затем идёт переход на другую песню. И когда она заканчивается, доигрываются оставшиеся части Master Of Puppets.

Нельзя не упомянуть о том, что альбом Master Of Puppets стал последней студийной работой бас-гитариста Клиффа Бёртона. Через 7 месяцев после выхода альбома Клифф трагически погиб в результате аварии, когда во время концертного тура перевернулся автобус, в котором ехали музыканты.

Вот что Клифф сказал о песне в 1986 году:
«Master of Puppets — моя любимая песня. Я думаю, это лучшая песня Metallica».

Ещё пара слов о моих ощущениях от этой песни. Первое, что я услышал от Metallica – Nothing Else Matters. Потом, долгое время спустя, я начал по-настоящему открывать для себя другие их вещи – и, насколько помню, именно Master… впечатлила меня больше остальных. Даже не то, чтобы впечатлила… Одним словом, у меня появилось ощущения, что если и есть песня, олицетворяющая всё творчество Metallica – так это Master Of Puppets. И вот что рассказал Ларс Ульрих:

«Пару лет назад мы сыграли европейский тур, где позволили поклонникам выбрать сет-лист самостоятельно, и на протяжении 20 или 30 шоу «Master of Puppets» была самой востребованной песней. Это безумие».

Безумие или нет – но в который раз убеждаешься, что настоящая вещь способна не только пробить языковой барьер, донося нужное настроение лишь посредством звука, но и выдержать испытание временем. Тридцать лет, ребята. Тридцать лет…

P.S.: а в 1999 году вышел концертный альбом под названием S&M. Я, конечно, посмотрел видео и был очень впечатлён. Но до этого я послушал аудио-версию этого концерта. И очень хорошо помню, что именно Master Of Puppets, сыгранная с оркестром, понравилась мне меньше всего. Неудивительно, ибо непросто придумать две более несовместимые вещи. Я ещё не знал, что через десяток лет именно эта версия Master… прочно поселится в моём плеере. Прочно и надолго. Потому что это Metallica. Это Master Of Puppets.

Фото и видео из открытых источников.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: