ГлавнаяСтатьиЛегендарный саксофонист Сергей Летов даст концерт в Великом Новгороде
«В игре на саксофоне меня привлекают нюансы...»
Опубликовано 5.04.2018 в 17:00, статья, раздел События
автор: Григорий Князев
Показов: 683

Легендарный саксофонист Сергей Летов даст концерт в Великом Новгороде

В преддверии концерта саксофониста, мультиинструменталиста Сергея Летова уже 28 апреля на сцене «Диалога» мы взяли интервью у этого легендарного авангардного музыканта, талантливого и в искусстве, и в науке:

Саксофонист Сергей Летов

— Одно время Вы работали инженером-химиком. Жалеете ли Вы, что ушли из науки?

— Увольнение с работы, из Всесоюзного Института Авиационных Материалов было для меня, действительно, очень серьезным поступком. У тут сыграл ряд факторов, говорить о которых мне сейчас бы не хотелось. Ситуация меня вынуждала сделать выбор — и мне пришлось сделать выбор в пользу свободы. Я могу помянуть лабораторию, в которой работал, только добрым словом. Мне не мешали заниматься музыкой, даже выписывали командировки, когда нужно куда-то было съездить или слетать на концерт. В то же время, я был довольно полезным работником, у меня было 15 авторских свидетельств на изобретения, и во всех из них я был действительно изобретателем, а не членом творческого коллектива, в который вписывали начальника института, лаборатории, его заместителя, а иногда и более высокостоящих руководителей. Обычно в авторских свидетельствах мою фамилию помечали двумя красными чертами, что означало для экспертов патентной службы, что переписку о сути изобретения следовало вести только со мной. В 80-е я был также награжден званием «Лучший молодой изобретатель-рационализатор» г. Москвы. Я не считаю это чем-то особенным. В СССР было стремление к воспитанию всесторонне развитой личности, поэтому физики зачастую были и лириками. К сожалению, после распада СССР, в 1990-е в отечественной науке наступил провал, и так совпало, что я в это время оказался вне науки.

— Изначально Вы интересовались литературой и изобразительным искусством. Как у Вас возник интерес к музыке?

— Летом 1972 после летней химической олимпиады для школьников я получил приглашение продолжить образование в школе-интернате (ФМШ). Там Клубом Любителей Искусств заведовал Николай Филиппович Луканев, инвалид ВОВ. В послевоенные годы он работал в новосибирской школе с сосланной в Новосибирск сестрой Михаила Булгакова — Варварой Афанасьевной, оказавшей на него большое влияние. Вот именно он заинтересовал меня музыкой Густава Малера, именно там я стал слушать очень много музыки эпохи барокко и XX века и собирать виниловые пластинки.

— Несмотря на сложные отношения, чему Вы научились у Вашего брата Егора Летова и как Вы повлияли на него?

— Чему я мог у него научиться? Наверное, мог бы научиться самопродвижению и выбору стратегий создания привлекательного для широкой публики образа, но не научился. Что касается моего влияния, то впервые о существовании рок-музыки он узнал от меня, я привез ему первую рок-пластинку. После того, как он прослушал курс средней школы (аттестата об окончании он не получил, так как экзамены не сдавал), Игорь приехал в Москву учиться в строительное ПТУ, стал заниматься импровизационной музыкой вместе со мной — сначала на ударных, потом на бас-гитаре. Познакомился с московскими художниками-концептуалистами, с которыми я сотрудничал. Больше всего на него повлияла группа «ДК», с которой я записывался с 1984 года. Мы довольно много переписывались в 80-е. Читая его интервью, я иногда обнаруживаю пересказ каких-то моих мнений. Но в принципе у нас были совершенно различные интересы и вкусы. Он терпеть не мог театр, например, а я служу в разных московских театрах с 1988 года, писал музыку для МХТ им. Чехова, театра на Таганке и многих других, театров в Австрии и Италии. Скорее я был для брата после того, как к нему пришел успех, своего рода анти-примером, раздражителем. Раздражала его моя ориентация на определенный элитарный круг слушателей, интеллектуалов. Он же, живя в окраинном рабочем поселке, адресовал свое творчество «поганой молодежи». Несмотря на все мои призывы к нему о том, чтобы переехать в Москву, он так и прожил всю жизнь в хрущевке в одном из самых неблагополучных районов Омска. 

братья Летовы

Уже после его смерти я стал разочаровываться в том, что называется «современным» и «актуальным» искусством, стал выступать в провинции с более простой и доступной неподготовленному слушателю программой. Это своего рода итог нашего многолетнего спора.

— Какие Вы вкладываете смыслы в Ваши импровизации? Чем специфична именно Ваша игра на саксофоне?

— Ну, какого-то внемузыкального смысла в свои импровизации я не вкладываю. Содержанием музыки является ее форма.

Если же говорить о специфики именно моего саксофона, то, наверное, сказывается, что я не имел систематического классического образования в качестве саксофониста. Я абсолютный самоучка. Не то, чтобы я был свободен от заимствований и подражаний, этого избегнуть окончательно нельзя, но можно постараться. Я играю почти всю сознательную жизнь на одних и тех же мундштуках, на довольно тяжелых тростях (одной и той же марки). Стараюсь побольше заниматься на инструменте. В последние годы из-за конфликтов с соседями, которые пытаются аккомпанировать мне, выстукивая что-то невпопад по батареям отопления, я стал заниматься на электронных духовых инструментах (с мундштуком и тростью, аналогичных саксофоновым) — в наушниках. В игре на саксофоне меня привлекают расширенные техники звукоизвлечения, нюансы, обертоны, многозвучия, большой динамический диапазон. Для всего этого необходим саксофон или бас-кларнет, электроника этого заменить, увы, не в состоянии пока. Но она позволяет немного разнообразить концерт, особенно для неподготовленного слушателя, на которого я теперь ориентируюсь.

— Чего Вы ждете от новгородской публики? И что ждать новгородцам на Вашем концерте в Великом Новгороде?

— Я планирую привезти свой любимый тенор-саксофон, электронный духовой инструмент Roland Aerophone AE10, флейту, пару китайских деревянных флейт и цуг-флейту piccolo swanee whistle. Очень хорошо, что до Новгорода можно добраться на поезде, ибо при полетах на самолете все больше и больше ограничений при перевозке больших саксофонов.

Сергей Летов концерт в Великом Новгороде

Фото из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: