ГлавнаяСтатьиАрабская красота
Опубликовано 20.04.2016 в 16:00, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 1146

Арабская красота

Красота арабской каллиграфии состоит в том, чтобы понять движение руки каллиграфа, уловить то, как письмо наслаивается одно на другое, а движения и плавные линии последовательны и выдержаны. Восприятие каллиграфии зависит также и от того, как люди воспринимают красоту. В действительности же арабская каллиграфия - это полная свобода рукописного творчества. Арабская каллиграфия упражняет руку, кисть и пальцы художника, а также освежает и успокаивает разум. Она несёт Здоровье.

АБУ БАКАР Абдул Баки
Художник и преподаватель исламской каллиграфии

Красота арабской каллиграфии

Безмалого 7% населения Земли пишут по-арабски, и арабское письмо используется в качестве официального более чем в 22 государствах. Кроме того, оно, с некоторыми модификациями, применяется у народов Афганистана, Индии, Ирана и Пакистана (азербайджанцы, белуджи, кашмирцы, панджабцы, персы и др.).

Арабский алфавит возник на основе набатейского письма (которое произошло от арамейского) и состоит из 28 букв. Для написания этих 28 букв используются 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. В арабском языке используется письменная система: абджад, то есть алфавит, в котором нет гласных – читатель должен сам их добавлять.

Контекстные формы

Форма букв изменяется в зависимости от позиции в слове (отдельно, в начале, в середине или в конце).

При этом, арабский – это не чистый абджад. Для коротких согласных и длинных гласных существуют буквы, но короткие гласные и длинные согласные никак в письме не представлены. В письме содержится множество диакритических знаков, которые в современном арабском обозначают согласные.

Геометрические принципы и правила пропорции играют важнейшую роль в арабской каллиграфии. Они определяются первой буквой алфавита -алифом, который является собственно прямой вертикальной чертой.

• Высота алифа составляет от 3 до 12 точек, в зависимости от каллиграфа и стиля письма.

• Ширина алифа равна точке, то есть квадрату, образованному при нажатии конца тростникового пера на бумагу, причём размер квадрата зависит от того, как обрезано перо, а также от степени нажима.

• Воображаемый круг, который использует алиф в качестве диаметра, - это круг, в который должны быть вписаны все буквы арабского алфавита.

Арабское письмо имеет много различных стилей – их более ста. Но существует шесть основных стилей - геометрические (в основном, куфический и его варианты), и курсивные (насх, рука, тулут и др.).

Куфи (или куфический) известен своими пропорциональными размерами, угловатостью и квадратностью.

Тулут означает «одна треть», что связано с пропорциями пера относительно более раннего стиля Тумаар. Он используется как орнаментальное письмо.

Насах, что значит «копирование», - один из самых ранних стилей письма с разработанной системой пропорций. Он славится чистотой форм и читабельностью, используется при переписывании Корана.

Талик означает «свисающий», что соотносится с формой его букв. Это курсивный шрифт, возникший в Персии в начале IX столетия. Он также называется Фарси (или персидский).

Дивани возник в Оттоманской империи на основе талика. Этот стиль стал основным при дворе Оттоманской империи, и его название происходит от слова «диван», что означает «королевский двор». Дивани отличается сложностью линий внутри букв и близким расположением букв внутри слов.

Рика - стиль, развившийся на основе насаха и тулута. Отличается простотой и тем, что при его написании используется малое число движений, благодаря его коротким горизонтальным штрихам-основам, именно поэтому это самый распространенный стиль для повседневной жизни. Он считается более сложным по отношению к насаху, который дети изучают первым. В старших классах учащиеся начинают писать рику.
Когда текст, написанный слева направо, смешивается с текстом, написанным справа налево в одном и том же параграфе, каждый текст должен быть написан в своём собственном направлении, и называется «двунаправленным».

Существует много типичных инструментов, таких как кисти, ножницы, нож для очинки перьев и чернильница. Но самым традиционным инструментом арабского каллиграфа является калам - перо, сделанное из высушенного тростника или бамбука. «Традиционный способ держать перо», - писал Сафади в 1987 году, - «с помощью среднего пальца, указательного и большого, расположенных друг от друга на достаточном расстоянии вдоль пера. Необходимо самое легкое нажатие».

Что касается чернил, то тут есть несколько вариантов: чёрные и коричневые (часто используются, поскольку их густота и насыщенность могут сильно варьироваться), а также жёлтые, красные, синие, белые, серебряные и золотые. Развитие арабской каллиграфии привело к возникновению нескольких декоративных стилей для специальных нужд или вкусов, для того, чтобы доставить удовольствие или удивить.

Гульзар был введен Сафади (в 1979 году) в исламскую каллиграфию как техника заполнения пространства внутри достаточно больших букв разнообразными орнаментальными приёмами, включая цветочные мотивы, геометрические образцы, сцены охоты, портреты, маленькие надписи и другие изображения. Гульзар часто используется в сложной каллиграфии, где он также окружается декоративными деталями и каллиграфическими группами.

Марайя или мутханна – техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.

Тугра – уникальный каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти эмблемы были очень декоративны и стали особенно популярны во времена расцвета Оттоманской бюрократии. Нишанги или тугракеш – это каллиграф, специально подготовленный для написания тугры.

В зооморфной каллиграфии из слов составляются фигуры человека, птицы, животного или какого-нибудь объекта.

Сини – это китайская мусульманская каллиграфическая форма арабского письма. Может относиться к любому типу китайской исламской каллиграфии, но обычно используется для обозначения одного, с толстыми суживающимися эффектами, очень похожими на собственно китайскую каллиграфию. Широко используется в восточном Китае, один из известных каллиграфов сини – Хаджи Ноор Дин.

Основным стилем персидской каллиграфии традиционно был насталик. Хотя иногда использовался для записи арабских текстов (известен также как тали), всегда был более популярен в персидских, турецких и южно-азиатский областях. Широко практикуется как форма искусства в Иране, Пакистане и Афганистане. «Насталик» означает «отклоняющийся», что хорошо передаёт способ написания, когда каждая буква в слове как бы отклоняется от предыдущей (то есть располагается ниже, а не на том же самом уровне).
Персидско-арабское письмо исключительно курсивное. Большинство букв в слове соединены друг с другом. В персидско-арабском, также как и в арабском, слова пишутся справа налево, в то время как цифры пишутся слева направо. Для записи неарабских звуков используются существующие буквы с добавлением точек, линий и других форм.

Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана. Как писал в «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в XVI веке, «мистическое отношение к писаному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии. Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке, высчитывалась высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчета брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста, напоминая узор восточного ковра. А в следующей статье мы расскажем о тесной связи арабской каллиграфии с декоративным, «ковровым», орнаментом.

Фото из открытых источников и личного фотоархива автора

Источники:
Богдеско И.Т. Каллиграфия. - СПб.: Агат, 2005;
Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
Рамиль Насыбуллов, Арабская классическая каллиграфия, ИМАН, 2015.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: