ГлавнаяСтатьиЛитература и театр: от слов к практике
Опубликовано 30.03.2018 в 10:47, статья, раздел Искусство, рубрика Территория театра «Малый»
автор: ОК-журнал (Алёна Штрейс)
Показов: 127

Литература и театр: от слов к практике

29 марта в Новгородском театре для детей и молодежи «Малый» прошла практическая конференция «Литература и театр: живой диалог», приуроченная ко Всемирному дню театра. В ней принимали участие те, кто так или иначе соприкасается с литературой: учителя русского языка и литературы, библиотекари, преподаватели НовГУ, актеры и сотрудники театра.Поэты серебряного века в Новгородском театре Малый

На конференции темы варьировались от измеряемых и показательных — таких как ЕГЭ по литературе или нехватка времени на полное изучение текста, до ментальных — дети становятся менее чувствительными, они больше не сопереживают героям произведений.

Конференция началась отрывком спектакля «Вдребезги», где актеры театра читают стихи Серебряного века. Небольшой эпизод со стихотворением Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай» в исполнении Андрея Данилова прекрасно проиллюстрировал, для чего все сегодня собрались.Надежда Алексеева Художественный руководитель театра Надежда Алексеева поприветствовала всех пришедших и поблагодарила за участие, отметив то, что это важное событие для всех тех, кого объединяет литература. Представитель комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Наталья Дорогова так же выступила с приветственным словом и подчеркнула, что здесь собрались важные люди, любящие искусство и передающие его подрастающему поколению.Надежда Алексеева - режиссёр новгородского театра Малый

Первым спикером стала Татьяна Игошева, профессор кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ. Татьяна Васильевна сразу отметила, что ее выступление будет не в жанре лекций, а скорее рекомендательное обращение для того, чтобы отработать четвертый вопрос ЕГЭ, который касается современной литературы, начиная с 1985 года и до нынешних дней. Список книг, которые нужно прочитать выпускнику для того, чтобы подготовиться к экзамену по литературе, оказался внушительным. После лекции одна из учителей спросила можно ли этот список где-то найти и как-то связаться с ней, Татьяна Игошева без промедления ответила: «Конечно, составьте список тем, я составлю список рекомендаций».Татьяна Игошева

Вторая лекция была обзором национальных премий по литературе, ее читала Татьяна Мильман, заведующая библиотекой мировой художественной культуры и иностранных языков БЦ «Читай-город». Как оказалось, в России литературных премий около 300, с разной историей и особенностями, для молодых авторов и для тех, кто постарше, на разный цвет и вкус. Только с государственными премиями в стране оказалась проблема, такие премии не присуждаются писателям уже в течение нескольких лет.

Также на конференции выступила заслуженный учитель РФ Людмила Гейдорф. Ее лекция вернула к проблемам ЕГЭ по литературе, которых набралось немалое количество. Людмила Ивановна прорабатывала каждый вопрос ЕГЭ комментарием, но особенно останавливалась на том, что дети сегодня зачастую плохо знают текст, не вчитываются, многие осваивают литературу по сериалам, отсюда возникает множество проблем, кроме этого они не могут определить размер стиха и не умеют анализировать его. В качестве рекомендации к решению проблем Людмила Гейдольф предлагает пробовать давать задания в форме ЕГЭ уже с 5 класса. По завершении лекции Людмила Ивановна сказала следующее: «Призываю полюбить детей, которые выбрали литературу, им предстоит сложная работа, поэтому нужно помогать им, подсказывать, где-то подтолкнуть. Желаю вашим ученикам сдать ЕГЭ выше 70 баллов».поэзия и театр

Про проблемы восприятия литературы поколением «Гугл» рассказала Светлана Бычкова, учитель русского языка и литературы гимназии № 4. Для начала Светлана Бычкова пояснила что поколение «Гугл» это те, которые рождены после 2003 года, они не знают пространство без интернета. В итоге жизни в интернете дети стали не любопытными, долгое развитие сюжета тяжело для их восприятия. Дети говорят: «Невозможно читать Обломова, все лежит и лежит, ничего не меняется». А погруженность в виртуальную реальность делает детей менее чуткими. Ведь когда в игре 28 жизней, ценность настоящей жизни теряется.

Ирина Александрова, учитель гимназии «Гармония» прочитала лекцию на темы второго аргумента ЕГЭ по русскому языку «Театр — как опыт переживания». И не смотря на то, что ее тема привязана к государственному экзамену, сама она считает, что не нужно его ставить во главу угла. Ирина Александрова так же отметила, снижение эмоциональности учеников, по ее словам, большой поток информации убивает чуткость детей. Но театр, в том числе, может помочь с этим, ведь театр — это одна из отправных точек эмоционального развития, которую вполне возможно продолжить в школе. Наша задача — не дать исчезнуть эмоциональному отклику детей после театра или прочтения книги. «Если дети — черствые, то они такими не будут, если придут, увидят, прочувствуют», — подытожила свою лекцию Ирина Александрова.

Завершила сессию лекций Надежда Алексеева, художественный руководитель театра «Малый». Она говорила об огромном значении литературы в театре, взаимосвязи с ней. Однако ставить слово в слово школьную программу он тоже не в состоянии.

— Как только театр начнет брать школьную программу, он начнет заниматься утилитарными вещами. Ведь театр — живой организм, носитель живого слова — поделилась своим мнением Надежда Вениаминовна — Но, несмотря на все противоречия, театр — это диалог, и чтобы он состоялся нужно подготавливать друг друга к встрече.

И театр «Малый» не только говорит о налаживании диалога между подростками и литературой, но и делает диалог как можно удобнее, анонсируя образовательный пакет «Театральная революция». В этот пакет входит возможность посетить три спектакля по выбору, участвовать дискуссионном клубе, пройти мастер-классы по актерскому мастерству. «Театральная эволюция» будет действовать с 1 апреля по 10 декабря 2018 года для классов с 8 по 11. Это «революция» прекрасная возможность прочувствовать литературное слово, расширить кругозор и воспитать театральную культуру в детях. Таким образом практическая конференция закончилась многообещающим сотрудничеством школы и театра.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: