ГлавнаяСтатьиShedda: «Будущее за живой музыкой»
Опубликовано 15.04.2016 в 14:15, статья, раздел Звук
автор: Марина Боброва
Показов: 547

Shedda: «Будущее за живой музыкой»

6 апреля новгородская фолк-группа «Shedda» празднует свой девятый День Рождения в кругу давних поклонников, близких друзей и новых слушателей. Они прославились своей любовью к экспериментам в смешении музыкальных жанров и оригинальным составом музыкантов: тут и скрипачка, и флейтист, и гитаристы, и гусляр и барабанщик. В преддверии праздничного акустического концерта в Антикафе вокалист и гитарист группы Андрей Алексеев, а также руководитель коллектива Наталья Счастливцева дали эксклюзивное интервью журналу «Область культуры».

- Группе уже 9 лет. Насколько вы выросли за это время, что изменилось в вас и музыке по сравнению с тем, только зародившимся коллективом?

Наталья Счастливцева: Прежде всего, изменилось название. Раньше мы звались Вереском, но, в связи с сильной распространённостью этого названия среди фолк-коллективов страны, стали Sheddой.

Изменился репертуар. В самом начале мы играли исключительно инструментальную музыку, как авторскую так и народную. Потом постепенно стали петь, делать кавер-версии, петь свои песни и также использовать народную музыку, но уже не пренебрегая и той, у которой есть текст.

Изменился звук. Поначалу мы репетировали в помещении, которое фактически являлось обычным учебным классом. Поэтому подзвучивали инструменты (и то не все) как могли, вокал же не подзвучивали вовсе. Помнится, было довольно сложно петь на репетициях без усиления на фоне скрипки, изначально инструмента не тихого, и подзвученных гитар. Около пяти лет назад мы перешли на реп. точку «Территория звука» - и это было знаковым событием, поскольку именно с того момента мы стали, во-первых, регулярно играть с барабанной установкой, а во-вторых, учиться слышать себя в полном звуке. Надеюсь, изменился и уровень игры.

- В вашем репертуаре есть и каверы, и современные песни. Что легче исполнять?

Андрей Алексеев: Исполнение каверов вообще штука неоднозначная. Конечно, за счёт известной песни можно приобрести какую-то популярность. И делать кавера, как правило, очень интересно – изменять темп, ритм, характер, но так, чтобы песня осталась узнаваемой. Но всё-таки это не то, на что следует делать основной упор. Нужно стремиться делать своё. Конечно, переработку какой-нибудь песни шанти конца 19-го века тоже можно назвать кавер-версией – но всё-таки это немного другая история.

Над чем проще работать? С одной стороны, при работе над кавером есть база, от которой можно плясать. С другой – если песня хороша и известна, то велика и ответственность… Мы иногда делаем кавера, но нечасто.
- Рок-н-ролл вышел из фолк-музыки, или наоборот?

Андрей Алексеев: Я вообще настороженно отношусь к разделению музыки по жанрам и мало что в этом понимаю. Но фолк-музыка – это музыка народная. Очевидно, раньше неё ничего не было. И, следуя той же логике, всё вышло из неё. Рок-н-ролл же – это 20-й век.

Наверно, фолк-рок – это когда народные мелодии (или, если брать шире, народные инструменты) звучат в обрамлении современной ритм-секции и согласно современным музыкальным закономерностям.
- Как думаете, какое будущее у фолк-музыки в целом?

Андрей Алексеев: Надеюсь, что будущее есть у живой музыки, а уж что именно это будет… Если вы имеете в виду именно западноевропейский фолк, то мне думается, у него есть будущее, пока люди в пабах будут слушать музыкантов, которые там играют. Ведь есть особая изюминка в том, чтобы играть чистую акустику, без какого бы то ни было усиления. Это не всегда просто, и не всегда удаётся добиться удачного баланса – но от этого веет настоящим.

- Расскажите об участниках коллектива, чем хорош-важен каждый? Похвалите друг друга!

Андрей Алексеев: О! Это легко!

Мария Лебедева – наша прекрасная (во всех смыслах) скрипачка. Мало того, что Мария – настоящая красавица, она вдобавок (как свойственно некоторым скприпачкам) отлично играет на скрипке. Способна не только с двух прослушиваний подобрать композицию, но и мгновенно адаптировать свою игру под требуемую манеру. Прекрасно чувствует музыку. Кстати, недавно Мария была принята в качестве резервной скрипачки в известную питерскую фолк-команду Тролль Гнёт Ель.

Никита Антонов (Патрик) – отлично играет на флейте. Очень силён в импровизации – порой выдаёт на репетициях фантастичекие штуки, но, к сожалению, не всегда есть возможность их запомнить. К тому же Патрик – наш эрудит, Человек-википедия. В его голове хранится множество разнообразой информации – от поэзии сребряного века до современных тенденций автомобилестроения. Большинство народных инструментальных мелодий принёс нам как раз он.

Максим Лазин – наш барабанщик. Очень разносторонний человек, имеющий свой взгляд на музыку, которую мы делаем. Инициатор многих нетривиальных музыкальных решений. Изменить темп, размер, рисунок песни – это к нему. Кроме того, Максим имеет довольно чёткое представление о развитии нашей группы в целом и периодически доносит свои соображения до нас.

Дмитрий Бастрыкин - гусляр. Гусли, наверное, самый спицефичный из наших инструментов. Так что Дмитрий – это наш козырь. Он неустанно совершенствует навыки своей игры. А ещё он играет на загадочной блок-флейте с десятью дырками. Кроме него, никто не знает, как играть на этой штуке.

Яков Эннс – это наш басист. Пришёл к нам последним – и именно с его приходом состав стал выглядеть окончательно укомплектованным. За время игры у нас Яков ощутимо повысил навыки своей игры не только на бас-гитаре, но и на контрабасе. Оный контрабас могучий Яков периодически таскает на фестивали, а однажды даже выгулял его до Швеции, где мы в течение нескольких дней играли на сцене и на улице. А ещё Яков очень здорово договаривается с клубами о концертах – так что с его приходом мы помимо басиста получили ещё и отличного организатора.

Наталья Счастливцева – наш художественный руководитель. Собственно, этим всё и сказано. Наталья является основателем нашей группы и одним из главных её движителей. Это человек, который во время репетиционного процесса видит музыкальную картинку целиком. Только в её голове хранятся партии всех инструментов всех песен. Ещё Наталья прекрасно играет на гуслях (как-никак, преподаватель), но пока бережёт свой талант для наших более поздних работ.

А я играю на гитаре и пою. Вот и весь состав.

- Как вы осуществляете отбор музыкальных инструментов? Наверняка у каждого из них есть своя история...

Андрей Алексеев: Насколько мне известно, всё довольно спонтанно получилось. Гитара, бас, гусли, флейта, скрипка – как-то вместе все собрались, и этот состав по большому счёту не изменялся. Одно время наш гусляр играл на кларнете, партию которого мы использовали при записи народной бретонской мелодии Андро – но потом он успешно с кларнетом завязал, и с тех пор чувствует себя гораздо лучше.

Ну и тин-вистл у нас не сразу появился, поначалу Патрик (наш флейтист) играл только на поперечной флейте. Сейчас, конечно, вистл – один из главных инструментов, многие вещи без него уже и не сыграешь.

Ещё, конечно, нельзя не отметить контрабас. Когда у нас появилась эта большая скрипка, Яков серьёзно ею занялся, и теперь на акустических концертах мы зачастую вместо баса используем именно контрабас. И, конечно, во время уличных выступлений ничто так не привлекает внимание, как этот огромный благородный инструмент.

А ещё недавно появился кахон. Это интсрумент из класса ударных. Его сделал для нашего барабанщика наш басист.

- Откуда вырастают песни?

Андрей Алексеев: Ну, главное, чтоб они не вырастали оттуда же, откуда ноги – тогда всё в порядке.

По-разному бывает. Иногда это какая-нибудь песня, которую мы с товарищем придумали лет десять назад. Отлежалась она – и настаёт момент, когда понимаешь, что можно сделать из неё что-то интересное. Часто Патрик приносит какую-нибудь народную инструментальную мелодию - и мы работаем над ней. Несколько лет назад мы открыли для себя жанр шанти (морских песен). Это очень многогранный и объёмный пласт, который даёт богатую пищу для работы и интерпретаций. Порой придумывается какое-то стихотворение, а чрез некоторое время удаётся положить его на музыку.

С песней Дерево было интересно – слова и музыка появлялись в голове одновременно. Очень интересные ощущения!
- Какой будет "Шедда" на своём 20-летнем юбилее? Какие вы хотите ещё вершины взять, какими экспериментами и новинками удивите поклонников в будущем (хотя бы ближайшем)?

Наталья Счастливцева: Так далеко мы, конечно, не заглядываем, но краткосрочные планы есть.

Прежде всего, надо дописать диск, над которым мы сейчас работаем – это будет уже третий наш диск. Материал готов, запись идёт – но не так быстро, как нам бы того хотелось. Однако, в скором времени, думаю, презентуем эту работу.

Конечно, есть желание сделать клип на одну из песен. Недавно мы сделали видео на песню "Дерево" – очень интересный процесс. Так что в этом направлении тоже напряжённо размышляем.

Сейчас близится лето – планируем поездить по фестивалям.

Фото из архива группы.

Читайте также рубрику Андрея Алексеева — «Алхимия звука».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: