ГлавнаяСтатьиНичего особенного. Репортаж с концерта АПМ
Опубликовано 15.04.2016 в 13:00, статья, раздел Звук, рубрика Записки музыканта
автор: Жан Помор
Показов: 874

Ничего особенного. Репортаж с концерта АПМ

Ничего особенного действительно не произошло: участники группы АПМ как всегда выступили блистательно. Почти что, как и в большинстве случаев новгородские аппаратные возможности и специфика помещения не соответствовали уровню музыкантов. Зато зал был полным, люди - счастливыми, артисты – вдохновленными, песни – прекрасными.

Публика с интересом слушала, восторгалась композициями из новой программы. Зрители в голос пели вместе с Николаем Беднягиным уже полюбившиеся старые вещи. Своих талантливых земляков Новгородцы поддерживали бурными и продолжительными аплодисментами, одобрительными возгласами, а под конец концерта значительной частью выдвинулись к сцене и танцевали под поразительным образом соединившие в себе энергию рок-н-ролла и глубину русской души песни «Артели Позитивной Музыки». Теперь подробнее.

За пять-десять минут до начала концерта зал уже заполнился. Здесь можно было видеть многих жителей нашего города, известных своими достижениями в разных сферах деятельности. Вообще, контингент был обычным: зрители разных возрастов, полов, профессий, слоев общества, которых собрал вместе концерт любимого коллектива.

С балкона то и дело свешивались люди, тут и там торчали объективы фотоаппаратов. По сцене бегали операторы с видеокамерами. По рядам рассредоточились журналисты.

Все это опять-таки типично для нечастых, но очень ожидаемых выступлений АПМ, которые для многих являются серьезными событиями, самыми настоящими музыкальными праздниками.

Как всегда, первым к микрофону вышел автор текстов песен группы - Алексей Апрель. Зал разразился аплодисментами. Под аккомпанемент появившегося следом баяниста Алексея Петрова Апрель прочитал очередное вводное (как обычно – талантливое) стихотворение, предварившее поразительное по энергетике и душевности выступление музыкантов.

К сожалению, зал КЦ «Диалог» вряд ли подходит для электрических концертов. Акустика в помещении замечательная, но для серьезного аппаратного усиления, тем более для рок-музыки, зал гулкий. Он хорош для фортепианных, хоровых, оркестровых концертов без или с минимальной подзвучкой, все, что сверх того – проблемно. Это стало ясно с первых аккордов и ударов по барабанам. Поначалу слова разобрать было не просто. Однако стараниями звукорежиссера группы Игоря Степанова к середине первой песни все нормализовалось. Ему удалось найти приемлемый компромисс между громкостью и читаемостью, да еще при таком количестве инструментов и микрофонов. Игорю за выполнение поставленной задачи ставим пятерку, а залу, как помещению для электрической музыки – троечку.

Выступление с первых минут сопровождалось песочной анимацией на огромном экране за спинами музыкантов. Невольно вспомнилось название песни группы Nautilus Pompilius «Музыка на песке» (хотя контекст и не тот). Использование такого фона, без сомнений, украсило концерт, разнообразило возможности восприятия песен для зрителей. Художница Ксения Иноземцева предстала перед публикой, расположившись на сцене рядом с участниками АПМ, и создавая песочные картины в реальном времени на глазах у всех. Это была ещё одна монетка в копилку эстетического удовольствия от мероприятия.

Были и другие эксперименты. Но все по порядку. Пока просто скажу, что АПМ любит дополнять, разнообразить свои выступления чем-то новым, интересным, не боится пробовать и это приносит свои плоды.

Публика бурно отреагировала на новую песню под рабочим названием «Крепче горького вина», написанную Николаем Беднягиным на стихи Светланы Дерепащук. Пронзительная, в духе русской душевной романтики, пропитанная трагизмом и обреченностью. Удивительная песня. От кипятка за шиворот, до холодка по спине. Песня сама по себе уже получилась очень трогательной, а аранжировка, которую сделали ребята из АПМ - выше всяких похвал. Все инструменты слились воедино, в цельный поток энергии. Я забыл о том, что это живое выступление музыкального коллектива – это было магическое театральное действо, которое коснулось струн души, от которого было не оторваться. Очнулся только тогда, когда угасла последняя нота. Люди стали неистово хлопать в ладоши, помещение наполнилось одобрительными криками. Действительно, браво! Также здорово и глубоко прозвучали уже давно полюбившиеся хиты. Это и есть искусство, творчество в его высших проявлениях. Возможно, я ошибаюсь, но данная новая вещь - одна из самых сильных композиций АПМ. По крайней мере, теперь одна из любимых мною – совершенно точно.

Свежие и давно полюбившиеся вещи исполнялись поочередно. Новых песен было восемь, ещё одна – очень удачно переделанная старая. Проверенные годами композиции просто взрывали зал, в котором царила атмосфера радости, понимания, единения, доброты и творчества.

Поразительно то, как органично звучат блюз и рок-н-ролл на баяне в исполнении Алексея Петрова. Виртуозные соло и душевные мелодии, свойственные русской народной музыке, – Алексею удается успешно сочетать.

Благодаря Александру Токареву флейта звучит здорово, звучит специфически. В контексте АПМ она может не только использоваться стандартно (как очень трогательный инструмент), но и напористо вторить ударным в ритмике марша, играть существенную роль в тяжелых роковых вставках, а также мелодично вписываться в народную музыкальную тематику.

Надежность ритмической секции, движение, которое создают бас-гитарист Олег Рыбин и барабанщик Евгений Аношкин – это высокий уровень мастерства, колоссальная сыгранность. Благодаря ним, а так же гитаристу Алексею Афанасьеву, в музыке АПМ присутствует и ярко выражен, так называемый, «драйв». Их слаженная работа – посыл, основа живого исполнения песен и залог успеха музыки «артели».

Кстати, об Алексее Афанасьеве. Для поклонников группы обычное дело видеть «леворукого» гитариста. Уже, вроде бы, и ничего особенного. А ведь это не частый случай. Более того, стоит напомнить, что когда-то Алексей не выделялся из общей массы гитаристов. Прекрасно играл, будучи правшой. Но в его жизни случилась беда. Казалось, что он уже никогда не сможет взять гитару в руки. Однако Алексей с этим не захотел соглашаться, научился играть другой рукой. Прошло время и вот: он в составе замечательного коллектива исполняет сложные соло, берет любые аккорды и добавляет в музыку жесткости тяжелыми рифами. Это история о победе желания заниматься творчеством над обстоятельствами. А так – ничего особенного для полной событий (в том числе, случаев преодаления сложностей) 27-летней жизни группы.

Невероятна игра на скрипке Вячеслава Устюжанина: никого и никогда не оставляет равнодушным. Обязательно цепляет: ни одним, так другим.

Нужно отметить, что у Устюжанина появился новый, достойный его инструмент с прекрасным звучанием. Как это произошло? Тоже интересная и добрая история. Вячеслав в одном интервью упомянул, что очень хотел бы стать обладателем инструмента прекрасного новгородского мастера Александра Васильевича Злотникова, но пока не имеет материальной возможности воплотить свою мечту в жизнь. По счастью, газета попала на глаза тому самому мастеру, он прочел статью и связался с Вячеславом. Вопрос решился. Теперь мы можем видеть и слышать чудесную скрипку в руках маэстро. Ничего особенного, просто добрые люди все ещё встречаются, а мечты сбываются.

Ну, и конечно, говоря об АПМ, нельзя не сказать о песнях Николая Беднягина. Они узнаваемы, очень отличаются от других. Образом мысли, настроением, широтой, глубиной, гармоническими ходами. Несмотря на то, что тексты пишут другие авторы, Николай тщательно отбирает те, которые ему ложатся на сердце. Дурные стихи не проходят. В вещах АПМ ощущаются свои собственные, особенные мудрость, романтичность и задор. Не та специфическая мудрость, которой пропитано творчество, скажем, Бориса Гребенщикова. Не та творческая романтичность, которой переполнены песни Александра Васильева. Не те задор и душевный разворот, которые свойственны, например, Юрию Шевчуку. Но! Песни АПМ - мудрость, романтичность и задор простого русского человека, головастого, рукастого, душевного: выбрал путь, так иди до конца, несмотря ни на что; полюбил, так всем сердцем и навсегда! Тут все серьезно: это же АПМ! Хотя, у «артели» и с чувством юмора тоже порядок…

И вот в минувшую субботу этот коллектив предстал во всей красе перед зрителями. Казалось бы, что ещё можно было добавить к данному феерическому действу?! Однако, как обычно случатся на концертах «артели», неожиданные приятные сюрпризы следовали один за другим.

На этот раз – хор девочек детской музыкальной школы имени Сергея Васильевича Рахманинова, руководитель Светлана Вихрова. Две совместных песни: «Весна. Апрель» и «На рассвете». Это было удивительно. Воздух источал особенную внутреннюю чистоту, сердце переполнилось чем-то теплым, будто чем-то светлым, пробудившимся ото сна в наш век назойливого рекламного обмана, эгоистичных электронных и политических технологий, пошлых и поверхностных сериалов, передач, бездарных и бездушных СМИ, залитого помоями Интернета, расчетливого и гламурного мира массовой потребительской культуры и массового сознания. Думаю, это душа, внутренний голос, внутренняя музыка человека, что-то истинное, важное и ценное шевелится внутри под музыку АПМ. Девочки – молодцы. Это большая редкость и огромное счастье, когда искусство трогает так глубоко, когда оно напоминает нам, кто мы и что здесь делаем – в этой жизни…

В сознании многих людей доминируют продукты модельного и рекламного бизнеса, корыстные интересы, телесные желания, стремления к плотским удовольствиям, приземленность и грязь, моральная и буквальная порнография. Если бы это было не так – мир был бы лучше, не было бы страшно за наших детей. Но, увы. Слава Богу, есть ещё искусство, которое способно достучаться до окаменевших сердец и дремлющих душ. В том числе - речь о песнях АПМ.

Кстати, со слов знакомых из других городов я знаю, что АПМ – местная достопримечательность, группа с ненакрученной, естественной популярностью. На минувший концерт приехал автобус с гостями из Санкт-Петербурга. Особенно и с радостью хотелось бы отметить присутствие на выступлении АПМ жителя северной столицы, легендарного создателя самой объемной и достоверной энциклопедии отечественной рок-музыки Андрея Бурлаки. Все это дополнительно свидетельствует о неподдельном интересе к данному новгородскому коллективу.

Часто с прискорбием отмечаю, что АПМ лучше и больше знают за пределами Новгорода, относятся к «артели» с бОльшим уважением, чем некоторые земляки. Так печалят регулярные неточности в местных СМИ, публичное искажение фактов и так далее. Не обошлось без этого и теперь. Из того, что бросилось в глаза: утверждение о том, что группа АПМ записала новый альбом «Окоём». Это не так. Он только готовится к записи. Кстати, если кто-то имеет желание как-то поддержать «артель» в этом непростом и дорогостоящем процессе, обращайтесь к музыкантам. Думаю, они будут очень рады любой адекватной помощи.

Но вернемся к концерту. Сюрпризы и не думали заканчиваться. Николай Беднягин пригласил на сцену участницу филармонического оркестра - очень талантливую виолончелистку, которая известна своим сотрудничеством с различными городскими музыкальными проектами – Людмилу Елину. Она сыграла несколько вещей с АПМ, со вкусом тембрально разукрасив их звуком своего инструмента.

Под конец выступления состоялись два увлекательных сольных номера. Евгений Аношкин и Алексей Афанасьев устроили настоящее барабанное шоу с использованием ударной установки и перкуссии: они исполняли сольные куски вместе и по очереди, менялись инструментами и т.д.

Вячеслав Устюжанин потряс зал неожиданным сольным номером. Скрипка звучала непривычно: это был гибрид классической манеры игры с цыганскими нотками, мелодия из песни АПМ с виртуозными пассажами, инструмент выл, визжал, плакал и смеялся.

Со временем темп композиции стал возрастать, а Вячеслав начал бегать и прыгать по сцене (что, кстати, не сказывалось на качестве игры, как это, обычно, бывает у популярных исполнителей). Подключились ударные, бас, и все остальное. Группа зазвучала в полном составе.

Люди танцевали. Беднягин встал на колени перед пляшущей публикой, ритмично ударяя по струнам гитары. Страсти разгорелись не шуточные. А в конце финальной песни весь зал встал и поблагодарил музыкантов продолжительными аплодисментами. Цветы, автографы, фотографии с участниками группы – все как положено. Общий итог – коллективная радость и ощущение праздника.

Так это было. Два часа торжества света, добра, музыки. Ничего особенного. Все как обычно. Но не написать об этом концерте просто не получается. Браво!

С огромным уважением к музыкантам группы АПМ, ко всем, кто им помогал, кто их поддерживал, к поклонникам этого замечательного коллектива, ваш покорный слуга - Жан. Надеюсь, до скорой встречи на презентации нового альбома!

Фото Светланы Авдеевой и Владимира Громовского.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: