ГлавнаяСтатьи Лестница в небеса
Опубликовано 12.04.2016 в 08:15, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина
Показов: 1013

Лестница в небеса

«К нам завтра Лествичник приходит.

С добром ли будет в этот год

День почитаемый в народе ?

Его и мать-природа ждёт!

Чтобы деревьям дал он силы

И запустил в движенье сок.

Помог всем злакам, чтоб не хилым

Явился к свету их росток.

С дождями не скупился тоже

И солнцем радовал щедрей

Весною каждый день погожий –

Подарок Божий для людей.

Глядишь, поля зазеленеют.

Оденут рощи свой наряд.

А во бору, где сосны с елью,

Помолодеет всё подряд.

Весну и этот день надежды

Ждал каждый пахарь на Руси…

Поверьте! Этак было прежде.

Как нынче? Некого спросить».

(Дмитрий Васильевич Толстой, 04.2012 г.)

12 апреля Россия отмечает День космонавтики. Символично выглядит совпадение этого праздника с днём почитания Ивана Лествичника - известного богослова, труд которого «Лествица райская» повествует о восхождении по ступеням духовного совершенства, что в давние времена для простого народа на Руси означало восхождение по лестнице в небеса.

Святой Иоанн Синайский, прозванный русским народом Лествичником, жил предположительно во второй половине VI столетия в обители у подножия горы Синай. В 16 лет он пришёл в Синайскую обитель и стал учеником Мартирия. Спустя четыре года принял монашеский постриг. Во время церемонии один из присутствующих, монах Стратигий, предрёк, что молодой инок станет великим светильником христианской Церкви.

19 лет Иоанн жил в монастыре рядом со своим учителем и духовным руководителем Мартирием. Когда тот умер, монах ушёл в пустыню Флу и стал отшельником. Там прошли сорок лет его жизни, которую Иоанн вёл в молитвах, безмолвии и с соблюдением поста. В 75 лет Иоанн стал игуменом Синайского монастыря. Однажды настоятель Раифского монастыря попросил его написать руководство для восхождения к духовным вершинам. Так появился великий труд Иоанна – «Лествица», что на старославянском означает «лестница». Через четыре года на посту игумена святой мирно скончался. «Прп. Иоанн Лествичник». Икона. XVII в.

«Видение Иоанна Лествичника» Новгород, XVI в. Иоанн Лествичник «Лествица». Рукопись 1334 г.

«Лествица» - руководство для восхождения к духовному совершенству.

Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Своё творение преподобный так и назвал – «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелёгкого самоотвержения и усиленных подвигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.

«Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником». Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Начало. XVI в

Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надёжного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие - ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Традиции и обряды

На Руси на день памяти преподобного Иоанна было принято печь «лесенки» из постного ржаного теста. Количество ступенек в ней должно равняться членам семьи. Каждый должен съесть это печенье – тогда здоровья хватит на целый год.

В разных местах России «лестницы» пекли из ржаной муки и «хлебного» - пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами-перекладинами; кое-где им придавалось вид вытянутой лепёшки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепёшке заменяли поперечные надрезы ножом.

В качестве «лестницы» мог выступать и открытый пирог, внутреннюю поверхность которого заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или крупой, вареньем или маком, на которые сверху клали поперечные перекладины или плоское изображение лестницы. В некоторых местах лесенки пекли как печенье - пряники к чаю – «прикуску», при этом делали их из пшеничного теста с добавлением мёда и украшали сахарным узором.

Размеры их были также разнообразны, в некоторых местах нормировалось лишь количество «ступеней»: 7 – «по числу небес Апокалипсиса» (ярославск.), 23 – «по числу мытарств души на том свете» (калужск.), 30 и др. Иногда небольшую лестницу выпекали на спине кулика - жаворонка. По народным представлениям, «лесенка» должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. В связи с этим печение в ряде случаев приобрело поминальную функцию, которая была тесно связана с представлениями об уходе души с земли в иной мир по истечении сорокадневного периода после смерти.

«Лествица прп. Иоанна Лествичника». Роспись литии ц.арх.Михаила мон-ря Дохиар на Афоне. 1568 г.

С другой стороны «лесенки» часто символизировали духовное восхождение души праведника на небо. Они соотносились с представлениями об идеале добродетельной жизни, следование которому обеспечило бы для живого посмертное пребывание в раю одесную Бога.

Иногда при помощи «лесенок» гадали. В начале 19 в. в Ярославской губернии освященную в церкви семиступенчатую «лесенку» сбрасывали с колокольни и смотрели, сколько ступенек разбилось. Если «лестница» оставалась целой, это свидетельствовало об отсутствии у человека смертных грехов и предвещало, что после смерти он попадёт на седьмое небо в раю, то есть туда, где, по поверью, находится сам Бог. Чем больше ступенек оказывалось разбитыми, тем более греховным считался человек, тем на более низком небе ему предсказывалось быть в раю; а если печенье разбивалось на множество мелких частей, полагали, что душа гадающего никогда не попадёт в рай. В начале 20 в. гадали уже иначе: только что испечённые «лестницы» кидали на пол около печи.

Икона «Лествица Иоанна Лествичника». XII век.

Про домового

В середине 19 в. в некоторых местах крестьяне верили, что в день Иоанна Лествичника с раннего утра и до полуночи домовой «бесится» и не узнаёт своих домашних. Ссылаясь на это, они боялись в этот день ходить по двору, а с заходом солнца тщательнее запирали домашний скот и птицу.

По народным представлениям, на протяжении всего года домовой живёт смирно, радеет о хозяйском добре, бережёт скот, смотрит за огородом, куда не пускает лешего, но в этот день он вдруг начинает тосковать без видимой причины. Злясь на всех, он изводит хозяев, крушит всё в доме, бьёт лошадей, отохочивает коров от еды, дразнит собак, раскидывает по двору сани и телеги, подкатывается под ноги хозяину. Объяснения такому поведению домового давались разные. Некоторые считали, что в начале весны с домового спадает старая шкура и он «бесится» от боли, другие, что на него находит чума, на подобии той, которой болеют животные, третьи — что ему мстит нечистая сила за накопившиеся за весь год обиды. Причиной такого поведения домового мог оказаться и знахарь, решивший отомстить за что-либо хозяину.

В статье использованы материалы из следующих источников:

http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm;

http://www.ethnomuseum.ru.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: