ГлавнаяСтатьиВивальди — рыжее солнце Италии. Часть 1
Опубликовано 21.03.2018 в 15:17, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 416

Вивальди — рыжее солнце Италии. Часть 1

В 1713 году лучшим скрипачом Венеции был признан Антонио Вивальди, 340 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году 4 марта. И, казалось бы, что ж тут необычного, раз музыкант прекрасно владел своим инструментом? Но в том и дело, что Вивальди не должен был вообще играть на скрипке, что требует немалых физических усилий, нагрузки на позвоночник и т. п. ибо родился с врождённым дефектом грудной клетки, имеющей форму киля, сдавливающей сердце и органы дыхания, что было причиной частых и сильных приступов астмы.Вивальди

 Однако, несмотря на свой недуг и постоянные страдания, Вивальди, обладающий, как и его отец, огненно рыжей шевелюрой, был жизнерадостным человеком с прекрасным чувством юмора, колоссальным трудолюбием и творческой энергией. За 63 года своей жизни он написал более 700 произведений, в числе которых: около 520 концертов (для нескольких солистов и оркестра, для различный солирующих инструментов — скрипки, фагота, виолончели, мандолины, гобоя, флейты, валторны) и оркестра, 23 симфонии, около 80 сонат для различных инструментов, 23 светские кантаты и 60 хоровых духовных произведений, 48 опер (сам композитор называл себя автором 94 оперных спектаклей, что вполне могло быть правдой!). При жизни Вивальди его слава распространилась далеко за пределы Италии, но уже через 30 лет после его смерти имя его даже не упоминается в списке итальянских композиторов. В XIX веке о Вивальди говорили лишь в связи с тем, что великий Иоганн Себастьян Бах изучал его произведения и сделал несколько переложений концертов великого итальянца для клавира соло, для органа и для четырёх клавесинов. Лишь в 1922 году был издан каталог прижизненных изданий произведений композитора.

Мировую сенсацию принёс 1926 год. Именно в этом году в Национальную библиотеку Турина позвонили из монастырского колледжа Сан-Карло, находившегося в часе езды от этого итальянского города, и попросили прислать специалиста, который мог бы посмотреть и оценить коллекцию нотных рукописей. Их монастырь хотел продать, чтобы на вырученные деньги сделать ремонт. Луиджи Торри, директор библиотеки обратился к своему другу музыковеду Альберто Джентили, который согласился посмотреть коллекцию.Альберто Джентили с рукописями Вивальди

На фото — Альберто Джентили с рукописями Вивальди

С волнением и восторгом Джентили в нескольких больших ящиках обнаружил подлинные рукописи произведений Антонио Вивальди: 478 концертов, среди которых 110 были написаны для скрипки и 39 для фагота, духовные произведения, 80 сонат и 15 опер. Ни у Джентили, ни у туринской библиотеки не было нужной суммы денег для покупки рукописей. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Богатый туринский банковский эксперт по фамилии Фоа в память о своём малолетнем умершем сыне Мауро основал Фонд его имени, на средства которого в феврале 1927 года рукописи были им выкуплены и подарены туринской библиотеке. С тех пор найденное собрание рукописей Вивальди называется Собранием Фоа. Альберто Джентили на протяжение последующих четырёх лет обнаружил немало рукописей различных произведений Вивальди. Все они хранятся в туринской Национальной библиотеке, которая обладает 90% всех найденных рукописей композитора. Неизвестные ранее рукописи произведений Вивальди находят и в наше время. Так, в 2010 году в Национальном архиве Шотландии обнаружили концерт Вивальди для флейты, двух скрипок, альта и виолончели под названием «Великий Могол». Ранее это произведение лишь упоминалось в каталоге одного голландского книготорговца XVIII века. Многие рукописи композиторов XVII — XVIII веков до сих пор не найдены, и, возможно, нотные собрания ещё пополнятся вновь найденными произведениями.

Как же сложилась судьба композитора, скрипача, дирижёра и педагога Антонио Лучио Вивальди? Родился он 4 марта 1678 года в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди и его жены Камиллы. Это был первый ребёнок из шести, которые родятся в семье. Мальчик появился на свет семимесячным, с деформированной грудной клеткой. Родители и акушерка решили, что он не выживет, и в этот же день, когда он родился, окрестили его дома. Официальное крещение Антонио произошло через два месяца в церкви святого Иоанна в Брагоре, где по сей день хранится купель, в которой был крещён будущий композитор. Церковь Св. Иоанна, где был крещён ВивальдиФото — Церковь св. Иоанна, где был крещён Вивальди

 Сохранились сведения о том, что в день рождения Антонио в Венеции произошло землетрясение, и молодая мать дала обет Богу в том, что если они выживут, то первенец станет священником. Так и произошло, но об этом чуть позже.

В семье Вивальди часто звучала музыка. Дело в том, что в те годы в итальянских цирюльнях для развлечения клиентов, ожидающих своей очереди, им предлагали различные музыкальные инструменты, на которых можно было поиграть, скоротав время. Джованни, отец будущего композитора, и сам любил музицировать, играя весьма недурно на скрипке. Со временем он полностью посвятил себя музыке — служил главным скрипачом в капелле собора Сан — Марко, сочинял музыку, преподавал в консерватории и стал одним из создателей «Музыкального сообщества святой Цецилии», считающейся в католической церкви покровительницей церковной музыки.

С раннего детства отец начал учить Антонио игре на скрипке, брал его на репетиции в капеллу, где уже с 10 лет сын с успехом заменял в оркестре отца, когда тому надо было по делам отлучиться из Венеции. Руководителем капеллы и директором музыкального сообщества был известный композитор и педагог Джованни Легренци, который 2 года занимался с Антонио игрой на органе, клавесине и композицией. Занятия прекратились в 1690 году по причине смерти Легренци.

 Справа — портрет  Д. ЛегренциД. Легренци

 К этому времени Антонио уже начал сочинять музыку. Сохранились произведения, написанные им в возрасте 13 лет. Здоровье Антонио было слабым, и перед отцом встал вопрос о его дальнейшей судьбе. Лучшим выбором стало преподавание в консерватории, а в Венеции их было четыре. Надо сказать, что в то время консерваториями или госпиталями в Италии назывались сиротские приюты при церквах и монастырях, которые финансировались за счёт средств Венецианской республики. Сирот и подкидышей в консерваториях начинали обучать грамоте и различным ремёслам с шести лет. Обязательным было обучение пению и игре на различных музыкальных инструментах, дирижированию. Обучение было раздельным, и в Неаполе были консерватории для мальчиков, а в Венеции для девочек. Отец Вивальди решил дать сыну духовное образование, так как сан и обет безбрачия (целибат) давали ему право преподавать в женской консерватории. После обучения в семинарии Антонио в 1693 году был посвящён в сан аббата. Это дало ему возможность руководить хором, преподавать игру на скрипке и вокал в самой престижной венецианской консерватории «Ospedale della Pieta». "Ospedale della Pieta"

Фото — «Ospedale della Pieta»

Эта консерватория обладала одним из лучших в Италии оркестров, в котором участвовало 140 воспитанниц. Вивальди проработал в консерватории с небольшими перерывами почти до конца жизни. Все эти годы он возглавлял оркестр, делая его ещё более совершенным. Даже богатые люди отдавали в «Ospedale della Pieta» своих дочерей для пользы их музыкального образования. Концерты оркестра по воскресеньям были открытыми. На них съезжалось огромное количество слушателей не только из разных городов Италии, но и из стран Европы. Мастерством оркестра восхищался Жан-Жак Руссо. Именно для этого оркестра Вивальди написал почти все свои концерты. Первый сборник его концертов «L’estro armonico» — «Гармоническое вдохновение» вышел в 1706 году. 

Справа — Титульный лист сборника концертов Вивальди «Гармоническое вдохновение»Титульный лист сборника концертов Вивальди "Гармоническое вдохновение"

Позже был издан ещё один сборник концертов, названный автором «Экстравагантность». Послушайте concerto grosso (большой концерт — концерт с несколькими солирующими инструментами и количеством частей от 3 до 6) для четырёх скрипок и оркестра си- бемоль минор. 


Вивальди считается основоположником сольного концерта, т. е. такого концерта, в котором лишь один солист. Кроме того, по сравнению с кончерто гроссо, в таком концерте всегда 3 части, крайние из которых в быстром темпе, а средняя — в медленном. Перед первой частью могло быть медленное вступление. Большинство таких концертов Вивальди написал для своего любимого инструмента — скрипки, но я предлагаю вам, уважаемые читатели, послушать концерт для гобоя с оркестром ля-минор. 


Продолжая работать в консерватории, Вивальди продвигался по ступеням духовных чинов. В 1703 году, когда ему исполнилось 25 лет, он был посвящён в последний нижний чин — в чин священника, который давал ему право служить самостоятельную службу — мессу. Не всегда он мог дослужить мессу до конца из-за нарастающей боли в груди и кашля. Нередко он уходил в алтарь, чтобы полежать и облегчить свои страдания. Однако, сейчас бытует выдумка о том, что Вивальди прерывал мессу и уходил в алтарь для того, чтобы записать музыкальную тему, которая вдруг озаряла его творческую фантазию. По причине болезни Вивальди был освобождён от службы и мог выполнять католические обряды в другой форме.

Композитора, педагога и дирижёра стали в шутку называть «рыжим священником». 

Фото справа — Вивальди в возрасте 25 летВивальди в возрасте 25 лет

Слава Вивальди — композитора распространяется не только в Италии, но во всей Европе, где печатают и мгновенно раскупают его произведения. В Венецию для встречи с ним приезжают Гендель, Алессандро Скарлатти и его сын Доменико и другие известные в то время музыканты и композиторы. В 1709 году на исполнении одной из ораторий Вивальди присутствовал датский король Фредерик IV, которому композитор был представлен. Позже Вивальди посвятил королю, который восторгался его искусством, 12 скрипичных сонат. Кроме того, Вивальди славится и как скрипач — виртуоз, для которого не существовало технических трудностей и импровизации которого были восхитительны. Венецианцы говорили, что скрипка Вивальди умеет петь человеческим голосом, плакать, жаловаться, умолять. В 1706 году Вивальди выступил в качестве скрипача — виртуоза во дворце посольства Франции а Венеции. Один из современников после прослушивания в театре «Сан Анджело» одной из опер Вивальди, писал: «Почти в конце, аккомпанируя великолепно соло певице, напоследок Вивальди исполнил фантазию, которая меня по правде испугала, потому, что это было что-то невероятное, подобно которому никто не играл и не может сыграть, ибо своими пальцами он забрался так высоко вверх, что для смычка уже не оставалось никакого места, и это всё на четырёх струнах исполняя на невероятной скорости фугу». Записи нескольких таких каденций сохранились в рукописях.

Для консерватории Вивальди пишет не только инструментальную музыку, но и хоровую. Так, в 1716 году он создаёт одну из лучших своих ораторий «Юдифь торжествующая, побеждающая Олоферна варваров», которая была посвящена победе Венеции над турками. Иногда эту ораторию, благодаря необычному вступлению в виде барабанной дроби, называют «Военной». Вашему вниманию фрагмент оратории «Юдифь торжествующая»..


 Надо заметить, что Вивальди прославился и как превосходный вокальный педагог. Одна из его учениц Фаустина Бордони за красоту своего голоса (контральто) и великолепное пение была названа «Новой Сиреной». Один из современников писал: «Вивальди учил певицу Фаустиной именуемую и заставлял её голосом подражать скрипке, гобою, флейте. Публика, всегда падкая до необыкновенных эффектов, потребовала, можно сказать, от всех певиц и певцов, чтоб они шли этими же путями».

Продолжение следует...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: