ГлавнаяСтатьиJetro Tull - Aqualung
Опубликовано 10.04.2016 в 12:24, статья, раздел Искусство, рубрика Алхимия звука
автор: Андрей Алексеев
Показов: 620

Jetro Tull - Aqualung

Сегодня поговорим немного о творчестве группы Jethro Tull. Конечно, немало найдётся людей, для которых эта команда – один из флагманов прогрессивного рока в частности и всей рок-музыки 70-х вообще. А вот я открыл их для себя совсем недавно - года полтора назад.

Сначала послушал несколько случайных песен, а затем – не без подачи нашего флейтиста, который давно, как флейтисту и положено, сватал мне этот коллектив – пошёл в музыкальный магазин… Шучу. Скачал полную дискографию и стал слушать. Это была очень разная музыка, благо альбомы, особенно в первые десять лет, Jethro Tull писали каждый год. На каких-то альбомах было много электрогитары, на каких-то – изобилие долгих мелодичных флейтовых соло. Однако один из дисков я сразу для себя выделил. Там было очень много акустической гитары, много тёплого звука – в общем то, что доктор прописал.

Лишь много позже я узнал, что этот альбом до сих пор является самым известным и коммерчески успешным у Jethro Tull. Он называется так же, как и одна из песен – Aqualung.

Альбом Aqualung, четвёртый студийный альбом группы Jethro Tull, был выпущен в 1971 году. Возможно, это был первый случай появления чего-то, что можно было назвать рок-оперой. Андерсон долго вынашивал идею концептуального альбома, и вот воплотил её в Aqualung. Многие называют эту работу антирелигиозной. Вот что сам Андерсон сказал по этому поводу ещё в 1969-м году: «Сейчас разрушаются многие важные моральные ценности. Секс вышел из подполья, а любовь и романтика задушены напрочь порнографией. Я не против большей свободы в этой области, но не доводить же все до таких крайностей. Все хотят мгновенной революции, но революции редко бывают успешными, тем более, когда они совершаются за столь короткое время. Я думаю, что все эти рок-революционеры успокоятся, когда обзаведутся своими собственными детьми. Я не христианин, но верую в Высший Разум. И хотя я вообще не читаю Библию, я знаю, о чем она. Если я найду ответы на свои вопросы, то попытаюсь рассказать об этом в своих песнях»

Собственно, Акваланг – это центральный персонаж альбома, бродяга, страдающий туберкулёзом. И здесь мы сразу наталкиваемся на характерныую для поэзии Андерсона игру слов. Aqua – вода, lung – лёгкие. Вода в лёгких - туберкулёз. Как писал один обозреватель, «к замечательному аппарату из резины и железа, позволяющему человеку плавать и дышать под водой, это, конечно же, не имеет никакого отношения.».

Эта идея с именем возникла у Андерсона при просмотре передачи Sea Hunt, где было много тяжелого подводного дыхания, а главный герой носил акваланг. Причём слово «Акваланг» являлось торговой маркой. Андерсон об этом не знал, в результате чего после выхода альбома корпорация Акваланг подала на него в суд. Дело в конце концеов заглохло, однако успело доставить группе немало проблем.

Обложка альбома была нарисована акварелью художником Бёртоном Сильверменом. Менеджер Jethro Tull Терри Эллис обратилс к Бёртону после того, как увидели его работы в журнале Time. Бертон взял несколько фотографий Андерсона, на которых тот был в своей старой шинели, и на их основе нарисовал обложку к диску. В результате, персонаж на обложке сильно напоминал потрёпанного жизнью Андерсона, которому, надо сказать, результат не очень понравился. Однако, несмотря на возражения Яна, обложка стала знаковой в рок-музыке. Правда, привела к ещё одному судебному иску, поскольку Бёртон не хотел, чтобы обложка использовалась при продаже футболок и других рекламных материалов.

Если вернуться к песне, то Акваланг – песня о нашей с вами реакции на нищих бродяг. Во время подготовки 40-й (сороковой, ребята!) годовщины альбома Андерсон сказал: «Речь идет о нашей реакции; вина, отвращение, неловкость и замешательство – всё это мы чувствуем, когда сталкиваемся с бездомными в реальности. Вы видите кого-то, кто явно остро нуждается в помощи - будь то несколько монет или содержимое всего вашего кошелька – и посылаете их. И чем дольше вы живёте в этом коммерчески-ориентированном, прагматичном мире, тем меньше замечаете таких людей.»

В песне можно услышать необычный (по тем временам, конечно) звуковой эффект, похожий на голос из телефонной трубки. Андерсон сказал по этому поводу примерно слежующее: «Это также похоже на звук мегафона или простой жестяной рубы, которая является тем же мегафоном, только естественым. Это такая специфическая форма обращения. Это звук, который будил молодых пилотов в 1941 году и полылал их в бой. Это то, чего очень много в крови англичанина».

Интересно, что персонаж «Акваланг» возник в голове Андерсона после того, как его супруга Дженни, фотограф-любитель, показала ему несколько фотографий бездомных. Андерсен и позже брал образы для своих песен из фотографий и картин, которые западали ему в память. Дженни, кстати, была соавтором песни, и не только этой – но, к сожалению, творческий союз был недолгим.

Aqualung – одна из самых известных песен у Jethro Tull. Поспорить сней может разве что Locomotive Breath (к слову сказать, с того же альбома). Однако песня не была выпущена в качестве сингла. Ян Андерсен в одном из интервью пояснил, почему: «Потому что она была слишком долгой, в ней было слишком много различных частей, она начинается с громкого гитарного риффа, а потом вдруг становится очень акустической. Знаете, Led Zeppelin в то время тоже выпускали мало синглов по тем же причинам. Это были песни для альбомов. На альбоме вы могли делать долгие, неоднозначные, замысловатые вещи – и это способствовало развитию рок-музыки. Если же говорить о рок-радиостанциях, то они, конечно, играли что-то подобное, но в то же время их руководители прекрасно понимали, что нужно перемежать эфир короткими, весёлыми и незамысловатыми песнями, звучащими знакомо и привычно, плюс обесечить необходимое количество рекламных пауз. Таковы првила нашего прагматичного века.»

Говоря о сложности музыкальной композиции песни, нельзя не сказать и о поэзии Яна Андерсона. Даже носителю языка (английского, соответственно) далеко не всегда удаётся уловить смысл лирики Jethro Tull. Эти тексты наполнены эвфемизмами, аллеггориями и образами, понят смысл которых в контексте песни зачастую весьма непросто. Более того, если слушать поверхностно, текст может показаться просто бредом (тут сразу на ум приходят примеры из русской рок-музыки – все вы поняли, кого я имею в виду). Однако человек, не владеющий английским языком, может просто наслаждаться богатой музыкальной палитрой песни и приятным тембром Андерсона – то есть вопринимать голос как один из инструментов.

В таком подходе, возможно, есть и преимущества. Когда я прошлой весной ехал по дороге ярким солнечным полднем и слушал Aqualung – то чувствовал, что эта музыка о том, как я ощущаю себя сейчас и здесь. Это сложно передать… Солнце светит в лицо, дует ветер, деревья (да, у нас в городе есть пока ещё деревья) шелестят листвой – а в ушах тёплая акустическая гитара, флейта и голос Андерсона. Я не бывал в Англии, но немного приблизился к ней, когда слушал Jethro Tull. Это была музыка о холмах, живых изгородях и «старой доброй Англии». И в тот момент совсем неважно было, что песня совсем о другом. Для меня она была об этом. Это было музыкальное волшебство.

И потом многие другие песни Jethro Tull будили во мне похожие эмоции, но начиналось всё – по крайней мере, для меня – с песни Aqualung.

Фото и видео из открытых источников.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: