ГлавнаяСтатьиСредокрестие
Опубликовано 6.04.2016 в 08:15, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина
Показов: 727

Средокрестие

Средокрестие («средохристье», «средохрестный праздник», «кресты», «хрясты», «хрестцы», «средопостье», «крестова Среда», «преполовенье») – среда (или четверг) на четвертой неделе Великого поста.

Сильна неделя середою, а Великий пост — Средокрестием!

В воскресенье на четвертой Крестопоклонной неделе (седмице) Великого Поста в церкви совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Средокрестной», «Крестовой», «Солдохресной», а один из ее дней - среду – «средокрестьем». На ночь со среды на четверг приходится середина святой Четыредесятницы, что придало большое значение этому дню, получившему в народе также название «средопостье». В народе говорили: «Хрясты - половина посты». Рассказывали, что в эту ночь пост переламывается пополам и, если не спать, можно услышать в переднем углу происходящий от этого хруст.

«В народе есть поверье, что будто бы в среду на этой неделе переламывается пост в переднем углу. Нянюшки и бабушки, забавляя детей, садятся в передний угол, за стол, и стучат под лавкой. Этот стук, как уверяют они детей, будто происходит от ломанья поста. По замечанию старушек, будто с этого дня щука разбивает хвостом лед.» (Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Средокрестная неделя).

В народной культуре сохранилось множество обычаев и обрядов, связанных со Средокрестием, потому что оно приближает светлый день Пасхи, а значит весну.

Народные обычаи, имевшие место в день Средокрестия, были направлены на обеспечение благополучного исхода полевых работ, начинавшихся обычно в близкое к этому дню время. Они имеют очень древнее происхождение и лишь позднее, под воздействием христианства, были приурочены к конкретному дню православного календаря. Важную роль в них играл обрядовый хлеб, действия с которым должны были обеспечить новый урожай.

Повсеместно в средокрестие из ржаной муки и пресного («постного») или кислого теста пекли печенье в форме крестов, (а иногда наподобие разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны), которым придавалось магическое значение и особенная сила, способная благотворно влиять на семена, предназначенные к посеву, будующий урожай, здоровье людей и животных. В некоторых областях в день Средокрестия дети ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста. Пели (выкрикивали) специальные средокрестные песни, напоминающие колядки и получали за это угощение — печеные «крестики»:

«Кресты – пророки,
Побежали по дороге,
Увидели Христа,
Заиграли в три листа!
Хрен да редька обломились,
Под гору покатились!
Хозяин с хозяйкою, выходите,
По крестику выносите!»

«Кресты-пророки побежали по дороге.
Хозяин с хозяйкой, выходите на крыльцо,
Подавайте по кресту!
Кто не даст креста - заболит голова,
А кто даст креста - тому здоровья и добра!»

Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ним начинали засевать свои поля и огороды – крошили кресты в семена, чтобы обеспечить хороший урожай.

Кое-где кресты использовали для гадания, тогда в них запекали кусочек угля, монетку… По доставшейся вещице судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае. Так уголёк сулил печаль, зерно – хороший урожай, лучина – гроб, чаинка – нечаянную жизнь, кусочек кирпича – плохое житьё, овсяное зёрнышко – благополучие, монетка – богатство, человеческий волос – чтобы голове легче было, лоскуток (кусочек ткани) – к новому наряду…

Тот, кому в Средокрестие доставался испечённый крест с нательным крестиком внутри, или монетой, должен был засевать, даже если это был годовалый ребёнок.

Жители новгородских деревень о Средокрестии

«Кресты пекли, копейку туда запекали. Кому попадёт копейка – тому счатье. Глядишь, мама там печёт, дак как бы укараулить, куды засунуть». (Бойцова Александра Алексеевна, 1931 г.р. Родилась в д. Радонец. Запись: 12 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н., д. Ореховно).

«В середину поста крестики пекли и запекали обязательно копеечку. Запекают копейку только в один крестик. Надо обязательно, чтоб лишний был один. Например, у меня трое, со мной вместе трое человек, я уж четыре пеку. Лишний крестик называется «пустой». Хоть кому предназначается. Но надо обязательно, чтоб один лишний был». (Карасева Надежда Николаевна, 1941 г.р. Родилась в д. Клирошановское. Запись: 13 июня 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н., д. Клирошановское).

«Крестики пекли, если запомнишь этот день, а то бывает и пропустишь, и крестика не спечёшь. Туда денежку положишь. А маленькие бегают, тыкнут пальцем, увидят эту копейку и ищешь эту дырку потом, если она тестом не заплыла. А если она тестом заплыла, тебе фиг. Так все и переломают. Вот ещё и на скотинку лишний пекли. Сколько человек пять, шестой скотинке разломаешь». (Воробьёва Варвара Ефремовна, 1924 г.р. Родилась в д. Бор. Запись: 13 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н., д. Ореховно).

«Крестики из теста пекли. Запекали копеечку, чтоб никто не видал, какой крестик кладёшь. Потом эти крестики вытащит бабушка, вот и берёшь, кому копеечка достанется, значит тебе засевать севалкой. Пекли столько, сколько и людей, и один лишний». (Смирнова Мария Ивановна, 1930 г.р. Родилась в д. Радолец. Запись: 13 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н., д. Ореховно)

«Крестики пекли. А энтот крестик так и соблюдается. Раньше-то сеяли, кому копеечку положили, 10 аль 20 копеек, кому попадёт, тот и счастливый будет в жизни. Полный протвень напечёшь, а там кому эти копеечки попадут». (Иванова Мария Степановна, 1918 г.р. Запись: 11 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н., д. Григорово).

«В семье десять человек. Один крестик лишний кому с копеечкой попадёт, тот счастливый будет (одну или 5 копеек, серебряную или медную). Потом эту копеечку куда-нибудь в сундук уберёшь, завяжешь, сохранишь. Я сына благословляла в армию этой копеечкой, она была у него во время службы, и служба была хорошая» (Соколова Валентина Александровна, 1933 г.р. Родилась в д. Рыкулино. Запись: 10 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Петрово).

«Запекали монеты в основном в булочки, с начинкой не принято было. Все старались поймать булочку с монетой. Подавали их на большом блюде: «Ну, берите». Все настороже. Берём – и скорей ломать: кому достанется. Кому достаётся – значит сбудется, что задумала. Получит булочку с монетой – радости не весть сколько. Мене ни разу не попадалась. Булочек – по количеству человек в семье. Я ни во что не верила, нас воспитывали в атаизме». (Фёдорова Мария Ивановна, 1924 г.р. Родилась в д. Гусево. Запись: 9 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н., д. Ореховно).

«В засек дома пихали. Засеки наделаны в амбарах. Это под жито засек, это под овёс. Запекали крест, пихала в хлеб, засек. В засек они (крестики) такие уже подсохлые, испортивши даже. Доставали из засека через некоторое время, не сразу. Это дома, когда испекут, не клали в засек, дак ешь, кому попадёт. Кому попадалась монета, значит счастливый». (Новикова Анастасия Ильинична, 1915 г.р. Запись: 13 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н., д. Морозово).

Народные рецепты

Чаще всего, кресты делали симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывали одна на другую крестообразно или раскатанное тесто нарезали на «крестики» при помощи формочки; средокрестное печенье пекли также в виде круглых лепешек, на которые наносилось изображение креста.
Кресты медовые:

2 стакана муки, 300 г меда, 2—3 ст. ложка растительного масла, 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка пряностей, 1 лимон, 1 ч. ложка соды, изюм. Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой. Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто. Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу. Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси

Кресты из дрожжевого теста:

1 кг муки, 25 г дрожжей, 125 г растительного масла, 1 стакан сахара, 250 г воды, щепотка соли. Для смазки: сладкий крепкий чай. Приготовить постное дрожжевое тесто, раскатать его и вырезать выемкой или ножом «кресты». В центре пересечения перекладин в тесто вдавить изюминки. Печенье смазать сладким крепким чаем и выпечь в духовом шкафу.

Кресты ржаные:

1 стакан ржаной муки, 1 ст. ложка мёда, 3 ст. л. растительного масла, 3 ст. ложки горячей воды, 2 ст. ложки сахара, соль, корица (по вкусу), сода. Мёд растворить в воде, добавить все ингредиенты, кроме муки, и хорошо перемешать. Затем порциями добавлять ржаную муку до получения эластичного теста. Из теста раскатать «колбаски», на смазанном растительным маслом противне слепить «кресты» и выпекать.

В статье использованы материалы из группы «Васильев вечер» (https://vk.com/vasilyev.vecher), материалы из личного архива Инны Фарафоновой; полевые записи фольклорных экспедиций Филологического факультета Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого (2005-2007 г.г.), а также, материалы из архива научной лаборатории фольклора Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Фотографии из открытых источников.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: