ГлавнаяСтатьиНаталья Мещанинова: «Хочу снимать кино бескомпромиссное и радикальное».
Опубликовано 14.03.2018 в 16:00, статья, раздел , рубрика Киновзгляд
автор: Юлия Сергеева
Показов: 408

Наталья Мещанинова: «Хочу снимать кино бескомпромиссное и радикальное».

Наталья Мещанинова — уже не дебютант в большом игровом кино. Ранее она сняла несколько документальных картин и была сорежиссером сериала «Школа» Валерии Гай Германики. Фильм «Комбинат «Надежда» был снят без государственной поддержки. Картина участвовала в конкурсе Роттердамского фестиваля в январе. 

А на днях в эфире Первого канала прошел, пожалуй, один из самых честных и пронзительных фильмов 2017г «Аритмия», где сценаристом выступила Наталья Мещанинова. Режиссер фильма — Борис Хлебников. 

Мы записывали интервью с Натальей давно, когда она только закончила съемки своего первого дебютного фильма «Комбинат Надежды». Но, в свете премьеры ее фильма «Аритмия» на Первом канале, наверняка, читателю будет интересно узнать об этом молодом, но успешном кинематографисте какие-то новые подробности ее творческой жизни. Наталья Мещанинова

Наташа Мещанинова рассказывает о том, почему ей так интересны провинциальные города, как научить театрального актера говорить живым языком на площадке, почему ее так часто сравнивают с Валерией Германикой и какова дальнейшего прокатная судьба фильма «Комбинат Надежды». 

— Наташа, долго вы искали свою историю. Ту, которую очень бы хотелось снять? 

Это все выкристаллизовывалось на уровне персонажей, захотелось писать про девочку — -про двух девочек, потом это долго все придумывалось, сначала с Ваней Угаровым, а потом с Любой Мульменко. Но Люба писала, в основном диалоги. 

— То есть сюжетная линия шла от тебя?

Сюжетные повороты, на самом деле, не важны. Важно кино. По большей части, это про другое. Самое главное, что в этом кино существует для меня — это форма.. Это тот киноязык, через который я разговариваю. Важно то, как он сделан, а не про что. Сюжеты, повороты — вещь такая: может быть, а может не быть. Кино может быть и не про что. Наталья Мещанинова

— То есть, у тебя сначала была задумка, КАК ты хочешь рассказать, а не ЧТО. 

— Да. Но это только касается конкретно этого кино. Я хотела снимать в документальной манере, максимально близко к реальности свой дебют. Я с самого начала понимала, как я буду снимать. Не было так, что был придуман сюжет, а потом мы решали с оператором, как камеру мы будет ставить. На уровне возникновения желания снимать кино, придумала то, как я это буду снимать, а только потом появились герои, город, сюжет, повороты и все остальное. 

— Наташа, как вам удалось заинтересовать продюсеров? И как вам доверили полный метр дебютанту? Наверняка, сказался опыт работы на сериале Школа с Германикой? У тебя ведь не было каких-то заметных игровых короткометражек.

— Но они знали меня по документальным фильмам. Какая разница, что ты снимаешь. Если твое кино талантливо, то с тобой будут разговаривать.

— Тебе было принципиально, с кем из продюсеров работать или главное, чтобы деньги дали?

Мне категорически было важно, чтобы продюсер, с которым я работаю, не лез в процесс. Я хоть и ходила к серьезным продюсерам, но там не дошло до переговоров, если б и дошло, я ставила это, как условие работы. Сценарий был предложен большому количеству продюсеров.Наталья Мещанинова

— Сколько времени прошло с момента замысла до момента реализации фильма?

Два года переговоров, кастингов, поездок в Норильск.
Почему возник именно Норильск. Ведь много городов, которые по фактуре, не хуже.
У меня же не город Н, в кино город назван, поэтому. Важно было, чтобы он находился далеко, чтобы там жили цивилизованные люди, чтобы были кафе, бутики, кинотеатры, много работы, завод. И вроде, как жить там можно, а с другой стороны нельзя. Такой парадокс среди провинциальных городов я редко встречаю. Поэтому Норильск он был наиболее подходящий. Потом я влюбилась в этот город. Это вопрос из разряда — -почему вы выбрали эту актрису? Не знаю, произошла какая-то химия.  

— Может, у тебя был какой-то роман с этим городом раньше и он запал тебе в душу?

У меня был интернет-роман с Норильском. Я изучала его как город, где буду снимать документальное кино. Меня вообще привлекают места далекие от цивилизованного мира. Мне интересно как там живут люди. Я очень много общалась с ребятами, которые там живут, смотрел их видос.Наталья Мещанинова

— А не было у тебя мысли взять ребят из местного театра?

Мы смотрели многих. Но там были все актер актеровичи.. И возраст был такой не вполне подходящий. Люди, выглядищие как люди за 30. В Москве больше выбор. 

— Почему так сложилось, что большинство актеров в курса Райкина. Это совпадение? 

—  Мы много смотрели, но просто так получилось, что на тот момент именно кур Райкина был самый адекватный из молодых. Миша Тройник, Макс Стоянов, Полина Шанина. Взяла еще из Сатирикона несколько артистов. 

— А сам Райкин видел фильм? Что сказал?

Я не знаю, как цитировать его. Он подошел не ко мне, а к моему мужу. Сказал, что понравился фильм. Не понимает, как так играют актеры. Для него — -это какая-то фантастика. Спросил про главную героиню — -кто это девочка? Степан ответил, да она к вам поступала но вы ее не взяли. Он ответил «Блин, я мудак». Еще он возмущался про всех этих мудаков, которые ввели запрет на использование мата.

— У вас все актеры фильме как-то говорят по живому.. Как вы этого добивались? Актеры импровизируют текст? 

Я бы хотела так сделать, но в сценарии были диалоги, которые уже были выучены и было понятно на площадке, что они не работают. И мы на площадке приняли решение отказаться от текста и снимать импровизацию... Актеры знали про что сцена и что надо примерно говорить. Иногда отказывались от отдельных сцен. 

— Как рискнула предложить операторскую работу Денису Клебееву — человеку, который не снимал игровое кино? Наталья Мещанинова

Не было вообще никакого риска. Я знаю, что Денис знает камеру гораздо лучше многих. Лучше многих моих знакомых операторов. Он просто свет не может ставить, но у меня был человек, который этим занимался. Я ни разу не разочаровалась в Денисе.

— Вас сравнивают с Гай Германикой — только говорят, что вы чувствуете реальность, а Германика ее имитирует. Льстит ли вам такое определение, сравнение? 

—  Я не хочу себя сравнивать с Лерой, мы разные режиссеры. Мне все равно что пишут. Я считаю, Лера — -очень талантливый человек. Людям вообще свойственно все время сравнивать.. Меня с Оксаной Бычковой бесконечно путают и сравнивают.. Я не понимаю, как к этому относиться — -никак. Глупо всерьез об этом думать, короче. 

— Наташа, твой муж много тебе помогает в творчестве, советует? 

— Да, он очень прямолинейный. Всегда хорошо чувствует какие-то вещи. Я всегда с ним нахожусь в контакте, всегда мне помогает бороться за свои права. Поддерживает очень сильно. 

— Наташа, что сейчас с твоим фильмом? Какова его прокатная судьба? Как-то надо отбивать бюджет в 400000 долларов.  

—  Мне все равно, что с этим будут делать продюсеры, это не моя головная боль. Мне, главное, надо было снять кино и чтобы его увидел зритель. Его какой-то зритель уже увидел. Наталья Мещанинова

Наташа, слышала, Германика собирается сказки снимать. Какие у тебя ближайшие творческие планы?
Снимать кино бескомпромиссное и радикальное. 

— Не хочется вернуться в документальное кино? 

— Мне не интересно снимать человека в белой рубашечке, который не курит, не матерится и ест манную кашу. Ну, реально, мне не интересно. Бескомпромиссное документальное кино в нашей стране показывать гораздо сложнее, чем игровое. К тому же у меня сейчас маленький ребенок, погрузится в жизнь живого человека на полгода мне сложно. 

— А разве игровое кино снимать не сложнее технологически?

— Нет, не сложнее..

— В игровом кино велик соблазн подсесть на иглу — руководить, не боишься ты попасть под эту зависимость? Желание повелевать, управлять — оно же очень сильное? 

— Да я не хочу руководить, я хочу кино снимать. Я не Хржановский, который не слазает с крыши 17 этажного здания, потому что ему хочется руководить и тучи разводить руками. А мне нравится с актерами работать. Я вообще не про власть, а про искусство. 

— Как удается совмещать родительство и съемки кино — это же две дико сложные вещи? 

—  Сейчас с ней сидит няня и папа.. Я занималась с ней до того момента, пока у меня не появилась плотная занятость.. 

— Что сейчас, Наташ? 

— Я готовлюсь к съемкам очередного игрового проекта.. Но это не полный метр. И я не
хочу про это пока говорить...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: