ГлавнаяСтатьиОт спорта к искусству: Стасис Красаускас
Опубликовано 12.03.2018 в 19:40, статья, раздел Искусство, рубрика От корки до корки
автор: Бражникова Мария
Показов: 289

От спорта к искусству: Стасис Красаускас

Короткая и яркая судьба: смена профессии, головокружительный взлет творческой карьеры и резкий, внезапный обрыв. Сегодня — рассказ о нестандартном книжном графике из Литвы.

Стасис Красаускас родился 1 июня 192 года в Вильнюсе. После окончания школы в 1948 году поступил в Вильнюсский институт физкультуры и спорта и за время учебы восемь раз завоевывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию. Но в 1952 году он круто меняет свою судьбу — поступает Государственный художественный институт Литовской ССР, который в 1958 году заканчивает с отличием. С этого момента начинается путь Красаускаса как художника. Всего за год он становится ведущим графиком республики.Движение

В 1950-е годы Литва переосмысливает связь современного искусства с культурным наследием и именно поэтому многие художники в это время обращаются к национальной культуре как неисчерпаемому источнику идей. По этой причине в конце 1950-х пробуждается интерес к гравюре — в том числе и по дереву. И Стасис Красаускас становится одним из лучших мастеров.Стасис Красаускас

Наиболее заметными и известными работами художника стали циклы илюстраций к «Песне песней», произведениям Э. Межелайтиса, Шекспира, А. Венцловы (1964), Ю. Марцинкявичуса (1960). Также Красускас иллюстрировал произведения Вайжгантаса, А. Йонинаса и других литовских писателей.

Однако многие представители старшего поколения вспомнят Стасиса Красаускаса как автора хорошо знакомого и актуального до сих пор логотипа журнала «Юность» (1961) — тонкого женского портрета, в котором понятия «весна», «красота», «юность» сплавляются воедино.

Удивительно, но будучи одним из самых известных советских графиков, Красаускас почти не касался идеологии — единственной его работой такого рода стали иллюстрации к «Владимиру Ильичу Ленину» Владимира Маяковского (1970).Вечно живые

Его работы пронизаны движением. Оно завораживало художника. Сам будучи спортсменом, он понимал его в малейших оттенках. Одним из ярких, но при этом малоизвестных циклов в его творчестве стала серия работ «Движение» (1971), в которой художник как бы «раскадровывал» движения спортсменов. Но за этой раскадровкой — глубокое размышление о воле к победе и солидарности.

Как правило в центре работ Красаускаса человек — человек как бесконечная тема для размышений. Здесь и тревога за человека и человечество в целом, разлад с миром и самим собой, гармония человека с природой, беспрерывность и вечность жизни, предназначение мужчины и женщины и многие-многие другие острые, волнующие темы.Юность.

Его стиль — резкая белая линия на черном фоне. Именно она задает легкость, динамичность, полёт. С помощью, казалось бы, такого простого приема художник создал целый мир, в который окунаешься сразу и с головой. Вот как писал о работах художника его близкий друг поэт Роберт Рождественский: «...я смотрел на быстрый рисунок и почти не видел линий. Но зато ясно видел и понимал мысль. Точную, яркую, захватывающую! Она необъяснимо и странно рождалась на, моих глазах, вдруг становилась зримой, объемной, потом укрупнялась, заполняла комнату, улицу, город. Она уже принадлежала Земле, и от этого становилась еще больше...»

Именно творческий союз Рождественского и Красаускаса породил потрясающую по своей силе книгу — альбом гравюр и стихов «Вечно живые» (1975). Повторяющийся в этой серии работ мотив — лежащий под землей солдат — заимствован с фрески в разрушенной кирхе Borchersdorf в Калининградской области и творчески переосмыслен. Этот же мотив присутствует и в более ранней (1961) серии иллюстраций Красаускаса к поэме Рождественского «Реквием» (отдельный цикл работ, не вошедший в альбом «Вечно живые»). Иллюстрации Красаускаса к произведениям Роберта Рождественского по праву можно назвать самыми известными его работами.Реквием

В это же время художник тяжело заболевает и следующие два года проходят в борьбе с болезнью, которую, к величайшему сожалению, он так и не смог победить. Последней работой художника стали иллюстрации к книге Л. Левчева «Пристрастия».

Стасис Красаускас скончался в Москве 10 февраля 1977 года и был похоронен в Вильнюсе — городе, где прошла столь короткая, но невероятно интересная жизнь. На его надгробии выбита «Юность», портрет девушки с пшеничными колосьями в волосах...

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: