ГлавнаяСтатьиГерой с трагической судьбой - Георгий Юматов
Опубликовано 11.03.2018 в 09:20, статья, раздел Искусство
автор: ОК-журнал (Геннадий Орешкин)
Показов: 398

Герой с трагической судьбой - Георгий Юматов

Он любил Чистые пруды, где рядом на улице Чаплыгина был дом, где родился 11 марта 1926 года.

Великий актер, кумир 60-х и 70-х, снявшийся более чем в 150 фильмах, оказался совершенно забытым, моряк, не ставший Героем Советского Союза по собственной лихости — Георгий Александрович ЮМАТОВ.

Кумир миллионов сам стирал носки и варил борщ. Его даже похоронили в чужой могиле... . Принято считать, что Жора Юматов, как его запросто величали, происходил из простой семьи — почему-то этот очень глубокий человек казался всем и каждому простым, едва ли не в любой пивнушке на углу с таким можно дернуть «ерша»! Наверное, из-за вот такой «уверенности» и перекочевало в отдельные справочники, мол, коренной москвич из простой рабочей семьи.

Этот простой, мимоходом, глянув на обложку,  усмехался «Шопенгауэр — слишком мрачно!» - происходил он из самой, что ни на есть, интеллигентной семьи, и старшие братья — тоже участвовавшие в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня - выбрали научную карьеру, но Юматовых прославил все же младшенький - Георгий!

Чтобы исполнить свою мечту о море парень приложил максимум сил: стал круглым отличником, увлёкся боксом, атлетикой и даже верховой ездой. В военном сорок первом он был зачислен в военно-морскую школу,

а уже в 1942 году шестнацатилетний Георгий Юматов пошел воевать юнгой на торпедных катерах в составе частей Азовской и Дунайских флотилий, принимал участие в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта, Вены, где и встретил победу в мае 1945 года.

За годы войны Юматов мог много раз погибнуть, но ему везло.
В одном из боёв корабельная дворняга, пригретая Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнула за борт, он бросился за ней, и в этот момент в торпедный катер прямой наводкой попал вражеский снаряд. Почти вся команда погибла, а Юматов вместе с дворнягой остались живы. Всего за три года войны он несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул и обморозил руки.

В мае 1945 года Юматов вернулся в Москву, преисполненный самых радужных надежд. Впереди 19-летнего фронтовика ждала мирная жизнь и надежда на счастливое будущее. Стоит отметить, что никаких мыслей о творческой карьере у Юматова не было. Начало творческой карьеры произошло в жизни Юматова случайно.

В один из дней 1946 года вместе с другом Юматов пришёл на просмотр трофейного фильма в Театр киноактёра. За неимением гражданской одежды, одет он был в матросскую форму, на которой сверкали его награды. Не заметить его было просто невозможно. Поэтому, когда они с другом вошли в буфет, большинство посетителей разглядывали красивого моряка. Между тем, не успели друзья сесть за один из столиков, как к ним подошёл официант, наклонился к Юматову и прошептал ему на ухо: — Вас просит подойти к своему столику Григорий Александров. — А кто это такой? — удивился Юматов, повергнув официанта в изумление. — Это же знаменитый режиссёр! — с большим удивлением сказал официант. — Он снял «Весёлых ребят», «Цирк», «Волгу-Волгу»! Вы что, не слышали про такого? — Ах, этот, — вспомнил Юматов, однако вставать не торопился. — А чего он хочет? — Этого я не знаю. Но он очень просил вас подойти. Вон он сидит за крайним столиком вместе с Любовью Петровной Орловой. Её-то вы должны знать! — И официант удалился от их столика. Юматов не стал искушать судьбу и к столику знаменитого режиссёра всё-таки подошёл.
Как оказалось, Александров обратил на него внимание с первых же минут его появления в буфете и решил пригласить на съёмки своего фильма «Весна». Юматов приглашение режиссёра принял. В этой картине Юматову досталась совсем маленькая роль — помощника гримёра.
Эпизод с его участием длился всего лишь несколько секунд: герой Юматова подходил к креслу, где сидела Орлова, говорил: «Разрешите», — и стягивал белой повязкой волосы на её голове, чтобы не мешали гримировать. Вот и всё.

Однако именно с этого эпизода и начался путь Георгия Юматова в кино. А потом была «Молодая гвардия»: тот же Александров в 1947 году привёл Юматова во ВГИК, на курс, который набирал Сергей Герасимов.
Однако, мэтр советского кино, прослушав Юматова, сыгравшего к тому же в эпизодах «Иван Грозного» и «Рядового Александра Матросова», заявил, что тот настолько талантлив, что мало нуждается в дополнительном обучении, и лично отвёл его в Театр киноактёра. Вчерашнего матроса тут же ввели на одну из ролей в спектакль «Дети Ванюшина».Герасимов сначала намеревался в «Молодой гвардии» предложить роль Тюленева, но в итоге Юматов сыграл Анатолия Макарова.

А еще на съемках познакомился с очаровательной Музой Крепкогорской! Сталинская стипендиатка и уже игравшая во МХАТе Муза не скрывала обиды всю жизнь: «Меня на Любку Шевцову утвердили! Инка Макарова об этом узнала и быстренько переспала с Герасимовым. Поэтому-то она, а не я, и сыграла Любку. А эта проклятая Вырикова-предательница загубила всю мою карьеру! Мне бы премию дали, роли», — её ролью выпало быть женой Юматова, который только вне дома был кумиром миллионов и желанным, но недоступным мужчиной для многих женщин. «Знаешь, вот мне всю жизнь нравились такие худенькие интеллигентки в очках!»
Тогда, в конце 40-х Муза была невероятно остроумная, общительная, образованная и при этом беленькая, как ангелочек. Юматов только много лет спустя узнал, что на самом деле Муза — брюнетка, почти цыганка и всю жизнь травит волосы. А тогда... Он был влюблен и ходил за ней как хвостик, а она тут же окрестила Жору Жоржем и великодушно позволяла себя любить. На съемках «Молодой гвардии» сыграли много свадеб. Самая шумная и веселая, хоть и самая бедная, была у Юматова и Музы Крепкогорской.

Он перебрался в коммуналку к теще на Страстной бульвар, где посередине комнаты стоял рояль — отец Музы Виктор Крепкогорский был аккомпаниатором Шаляпина, играл на всех инструментах. Его жена — Лидия Ивановна — потомственная дворянка (и сей факт «простому рабочему пареньку Жоржу в тельняшке» объясняли не раз), совсем юной девушкой сбежала, в чем мать родила, в Москву. Ее отец, Иван Грачев, изменил своему сословию и стал врачом, лечил рабочих фабриканта Морозова. У Лиды было все — огромный дом, гувернантки, прекрасное домашнее образование и блестящие перспективы на будущее — но в 16 лет у нее умерла мать, и отец тут же женился на ее лучшей подруге. Уже в Москве она познакомилась с немолодым музыкантом Крепкогорским и одного за другим подарила ему трех детей. Первой была Муза. Вторая дочка родилась очень больной, и хотя ее выхаживали несколько лет, малышка все равно умерла. Третьим появился Валера, который в дальнейшем сделал успешную дипломатическую карьеру, даже при приобретении кооператива на Черняховского приехал и передал Георгию деньги на третью комнату для Лидии Ивановны, настаивая, чтобы тот взял. Лидия Ивановна, только случайно пересекшись в МГУ с профессором Юматовым — старшим братом зятя, узнала про «пролетарское происхождение»!

На съёмках «Героев Шипки» карьера Юматова едва не оборвалась. В одном из эпизодов рядом с актёром должен был прогреметь взрыв. Для этого пиротехники спрятали мину в ямку и присыпали её землей, а потом забыли это место и уложили актёра прямо на мину. Когда Юматов сообразил, на чём он лежит, камера уже заработала, и началась съёмка. Часы отсчитывали последние секунды перед взрывом, а вскочить актёр так и не решился — боялся испортить кадр. Так он и пролежал, мысленно уже распрощавшись с жизнью. Однако мина не взорвалась. Почему — никто из пиротехников объяснить не смог.

Всесоюзная слава пришла к Юматову в 1956 году, когда на экраны страны вышли сразу два фильма, где он сыграл главные роли: «Разные судьбы» режиссёра Леонида Лукова и «Они были первыми» режиссёра Юрия Егорова.

Маленькая роль «графа» в фильме Л.Лукова «Две жизни» в 1961 году. Смешной, чудаковатый солдатик, лузгающий семечки и больше всего боящийся, «как бы не обмишуриться».

Сразу же, как скинули царя, записался во все партии — и кадет, и меньшевик, и анархист...

И, наконец, сложная роль — Николай Хромов в «Порожнем рейсе» в 1962 году. Неожиданная для Юматова.

И потому сыгранная «на нерве». Да, жулик, да, любит урвать для себя, но и тут никакой однозначности: в минуту опасности этот «отрицательный» человек спасает жизнь журналисту, который везёт «материал» на него, Хромова... И в этих неожиданных поворотах для Юматова притягательность и радостное удовлетворение своей профессией.
Ещё после «Жестокости» опытный актёр Олег Ефремов сделал любопытный вывод о том, что Юматову по силам сыграть даже «блатного».

С этим выводом полностью согласился режиссёр Леонид Луков, который прекрасно знал Юматова с конца 1940-х годов (тот снялся у него в нескольких картинах: «Рядовой Александр Матросов», «Разные судьбы», «Две жизни»). В 1963 году Луков задумал снимать фильм по киноповести Юрия Германа «Верьте мне, люди» и на главную роль — Алексея Лапина — пригласил Юматова. Тот согласился.
Съёмки должны были начаться летом того же года, но они внезапно сорвались из-за трагедии — в апреле скончался Луков.
После этого работу над фильмом «заморозили» на неопределённое время. Прошло около года, и руководство киностудии имени Горького вновь решило вернуться к этой картине и назначило новых режиссёров: Илью Турина и Владимира Беренштейна. На главную роль был утверждён всё тот же Юматов. Однако у него особого желания сниматься в подобном фильме уже не было. Перед Луковым он преклонялся, а новых режиссёров практически не знал, и накануне важных съёмок сорвал работу над картиной. С роли его немедленно сняли, и она досталась Кириллу Лаврову. Фильм «Верьте мне, люди» вышел на экраны страны в 1965 года и стал фаворитом проката.
И настал страшный момент творческой биографии Юматова — роль красноармейца Сухова в «Белом солнце пустыни», которую он не сыграл! Кинокритики не раз подсчитывали, сколько ролей Юматов потерял из-за своего пьянства. На роль красноармейца Сухова в «Белом солнце пустыни » Мотыль никого, кроме Жоры, больше не пробовал. «Если запьешь — сниматься не будешь», — сразу же предупредил режиссер.

А тут перед самыми съемками пришла ужасная новость: погиб режиссер Курихин, Жора снимался у него в картине «Не забудьте: станция Луговая».
Ехал на новой машине с семьей в Прибалтику и заснул за рулем... Георгий Александрович был потрясен — эту самую машину он сам помогал ему покупать. Так бы очередь Курихина подошла через несколько лет, а Юматов «посветил» лицом, и тому продали. Юматов помчался в Ленинград. Держался на похоронах, на поминках. А вечером к нему в номер ввалился его «друг», Александр Суснин, с водкой и кучей приятелей: «Если бы не ты, Курихин был бы жив», — наливая стакан, бросил Суснин. И Юматов, и так клявший себя за эту смерть, не выдержал, развязал. Утром его увидел помощник режиссера и тут же доложил Мотылю. «Договор был? Был. Так что извини», — после этих слов Юматов ушел в «крутое пике». Юматов бил морду Суснину — а Мотыль сидел вместе с новым Суховым, Анатолием Кузнецовым, в летнем кинотеатре и смотрел юматовские пробы. Фуражка, лихо заломленная на затылке, бодрая походка, лукавый взгляд — Сухов собственной персоной, оставалось все это только повторить.

Срочно вызвали Музу: у Юматова не было ни копейки, на одном этаже заложены часы, на другом паспорт, где-то костюм и шляпа! Муза вертела своим Жоржем как хотела. Только она могла заставить Жору закодироваться или, наоборот, если ей это было выгодно, — спровоцировать его запой. В такие минуты она хлопала дверью и убегала на очередное свидание. Что поделать — и у нее, и у него все время были какие-то увлечения на стороне. Жора мечтал о детях, а Муза считала себя незаслуженно забытой и обиженной и все время ждала, что ей наконец предложат большую роль. Поэтому и не хотела рожать ребенка, постоянно делала аборты.

Все переживала — вдруг позовут, а она окажется беременной? Муза снова «залетела», Юматов уехал на очередные съемки. И через общих друзей узнал, что вроде бы его жену хотят пригласить на хорошую роль. «Она уже на 4-м месяце, неужели снова аборт?!» — с ужасом подумал Жора и прилетел в Москву. Прибежал домой — никого нет, позвонил в Театр киноактера, где Муза играла, — тоже нет. Одна из подруг призналась, что Муза пошла на дом к какому-то врачу.

«Куда? Адрес!» — через полчаса он уже ворвался в чужую квартиру. Муза лежала на столе, а на полу, в железном тазике — уже вполне сформировавшиеся ручки и ножки — все, что осталось от их ребенка. Он опоздал всего на десять минут. Больше Муза иметь детей не могла... Они не жили вместе несколько лет.

Но при этом не разводились. В его жизни было все: великая слава и популярность, солдатское счастье остаться в живых, щедрость, не было радости отцовства, кто бы мог согреть старость, как тот же внук Ванька его Трофимова в «Офицерах»!
Когда фильм «Офицеры» только вышел в прокат, Юматов в интервью журналу «Советский экран» поделился с читателями своими планами.

Он сказал: «Вот увидите, я ещё сыграю не одну хорошую роль. Хорошо бы что-нибудь комедийное! Сил у меня и желания работать много».

Однако этим оптимистическим планам в то десятилетие так и не суждено было сбыться. В 1970-е годы Юматов снялся ещё в 12 фильмах, однако ни один из них не принёс актёру настоящего удовлетворения. Среди этих работ актёра были фильмы «Дача» в 1972 году, «Горожане» в 1976 году, «Судьба» в 1977 году, «Поздняя ягода», «Конец императора тайги» и «Предварительное расследование» в 1978-м году. Чем же занимался Юматов в месяцы простоя?

Одним из его давних пристрастий, возникших ещё со времен войны, была любовь к собакам. Юматов любил их самозабвенно. Будучи юнгой, он однажды пронёс на корабль двух щенят и за этот поступок отсидел двое суток на гауптвахте в ящике для хранения канатов. Но со щенками он так и не расстался. Когда на Дунае немцы подбили корабль, Юматов бросился в воду и спас и себя, и двух своих любимцев. В Севастополе, в музее боевой славы, до сих пор висит фотография матроса Юматова с Динкой и Рицей. Юматов не изменил своего отношения к собакам и в мирные дни.

Очевидцы рассказывают, что на съёмочной площадке, когда актёры садились к наспех сооружённому обеденному столу, Юматов просил их не выбрасывать косточки, а отдавать ему. После обеда он собирал их в кулёк и относил бездомным собакам, которых всегда было в избытке вокруг съёмочной площадки. Когда умерла его любимая собачка Фрося, жившая у него 11 лет, он попросил дворника похоронить её. Похороны были утром, потом они стали поминать собаку. Во время поминок он показал дворнику трофейное ружьё. И возник спор — надо ли так убиваться над собакой?
Дворник сказал: «Собака есть собака. Это же не человек». На что Юматов возразил, сказав: «Иная собака намного лучше человека иного». Слово за слово... Дворник сказал:

«Ты такой же нищий, как и я. Ну, артист, ну воевал, а кому ты сейчас нужен? Ни на той ты стороне воевал и не в ту сторону стрелял. Если бы стрелял куда надо, сейчас бы пил баварское пиво».
Дворник схватил со стола нож и бросил его в Юматова. Тот поднял ружьё и раздался выстрел. Через некоторое время он попросил жену вызвать милицию. В «Матроской тишине» Георгий Юматов пробыл чуть больше двух месяцев — в СИЗО его все обожали и сразу же положили в «больничку», обеспечив телевизором и книжками. Однако, до суда дело не дошло в связи с указом об амнистии по случаю 50-летия Победы.

В своём заявлении Президенту России о помиловании Юматов написал: «Несмотря на то, что при рассмотрении уголовного дела в суде я мог быть оправдан, моё состояние здоровья лишило меня сил, и я не могу дальше вести борьбу, которая приведёт меня к смерти. Как верующий и честный человек, считаю себя виновным перед Богом, и людьми. Хочу провести остаток своих дней в молитвах о прощении и спокойно умереть в своей постели». После 2-х месяцев пребывания в тюрьме он был освобождён, но у него случилось 2 инфаркта и инсульт.

Юматов перестал употреблять алкоголь, и стал ходить в церковь. Это его успокаивало. Когда в марте 1996 года актёру исполнилось 70 лет, об этом вспомнила лишь одна газета — «Московский комсомолец». Последним появлением на телевидении стала программа «Поле Чудес», где после съемок они долго отдельно сидели с таким же лихим Григорием Поженяном. После он сник, и почти не вставал с постели с марта 1996 года. Врачи обнаружили у него аневризму брюшной аорты, и Юматов лёг на тяжелейшую операцию. В больнице после вроде удачно перенесенной операции беспокоился, что теперь штурвал, вытатуированный на груди, перечеркнут швами. И рассказывал, как уцелев в бою в Будапеште, попали в королевские винные подвалы! Когда через год снова открылось кровотечение, от повторной операции он отказался. 4 октября 1997 года Георгий Юматов скончался.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: