ГлавнаяСтатьи Хичкок/Трюффо (2015)
Опубликовано 30.03.2016 в 12:05, статья, раздел Кино, рубрика Слепая зона

Хичкок/Трюффо (2015)

По случаю показа документального фильма «Хичкок/Трюффо» бюро приключений «53 тура» попросило меня написать свои мысли об этом кино.

Название: Хичкок/Трюффо
Оригинальное название: Hitchcock/Truffaut
Год: 2015
Жанр: Документальный
Страна: Франция, США
Режиссер: Кент Джонс
В ролях: Альфред Хичкок, Франсуа Трюффо, Дэвид Финчер, Киёси Куросава, Ричард Линклейтер, Мартин Скорсезе, Матьё Амальрик, Уэс Андерсон, Оливье Ассайас, Питер Богданович, Арно Деплешен, Джеймс Грэй, Пол Шредер


В 1962 году молодой кинокритик и начинающий режиссёр Франсуа Трюффо записал 52 часа интервью с голливудским режиссёром Альфредом Хичкоком, сделавшим себе имя в жанре «триллер». В этом не было бы ничего примечательного, если бы не глубина и обстоятельность обсуждения. Эта встреча заставила публику посмотреть совершенно новым взглядом на режиссёра, на киноискусство и даже на методы ведения интервью. Именитые фильммейкеры нашего времени, листая архивные записи и просматривая легендарные сцены, пытаются разобраться, в чём гениальность Хичкока.


Смотреть фильмы ради сюжета – это как есть ради калорий. Помимо собственно истории в кино есть много всего удивительного. Мартин Скорсезе подтверждает: «Сюжет – что-то вроде стержня, на который насаживаются различные элементы. Эти элементы и составляют поэзию кино». Они не всегда очевидны, но то многообразие эмоций, которое мы испытываем во время просмотра, косвенно подтверждает, что в кадре есть что-то большее, чем то, что лежит на поверхности. Всегда интересно узнать механизм того или иного впечатления, заглянуть за кулисы. Именно об этом фильм «Хичкок/Трюффо», о многогранности режиссёрского ремесла: о геометрии кадра, о ритме сцены, об игре со зрительскими ожиданиями. И лично для меня фильм не столько про Хичкока, а скорее про то, как много работы художника остаётся не замечено на первый взгляд.

Почва у фильма благодатная: в пресловутом интервью сам режиссёр во всех подробностях рассказал о своих методах работы, а приглашённые режиссёры первой величины рассуждают обо всём, что они видят в работах Хичкока, используя весь свой опыт и профессионализм. Поднимая какую-то тему, авторы документального фильма непременно иллюстрируют тезис соответствующей сценой. Я предпочитаю такую наглядность пускай красивым, но всё-таки домыслам всяких Жижеков.

Но при этом подобная утилитарность лишила фильм своей собственной души и драматургии. Всё человеческое во встрече Хичкока и Трюффо сведено к минимуму, и это удивительно, учитывая то, что фильм называется их фамилиями. Во всём, что не касается творчества, присутствует какая-то википедийность. Подбираясь к главной теме, повествование неловко мнётся в прихожей, мямля случайные факты из биографии режиссёров, создавая достаточно жидкий контекст для безусловно интересного основного материала. Но даже позже, когда становится интересно, фрагментарность повествования никуда не девается, создавая впечатление списка занимательных мелочей в духе «а знаете ли вы что». Мне не хватало плавности и логики между фрагментами. Я понимаю, что Хичкок сказал: «Логика – это скучно» – но это утверждение верно только при условии, что она действительно мешает, в противном случае просмотр получается довольно ухабистым.

Вместо логики нам предлагается навязчивый тезис «Хичкок - не ремесленник низкого жанра, а настоящий художник», и в доказательство этого наваливается куча по большому счёту технических моментов. Искать мотивацию в действиях гениальных людей, придавать их решениям авторский смысл – дело, разумеется, неблагодарное, но я чувствую, что авторы документалки даже не попробовали копнуть поглубже, и, рассуждая о «магии кино», сделали фильм на удивление лишённым волшебства.

Любителю кино, даже не любителю Хичкока, этот фильм конечно понравится. Интервью, послужившее источником для создания фильма, монументально само по себе, и его очень трудно испортить. Созвездие режиссёров, делящихся своими наблюдениями, создаёт дружественную атмосферу «голубого огонька», только для киномана. Но от подобных фильмов хочется чего-то большего, чем соприкосновения с первоисточником.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: