ГлавнаяСтатьиРимское письмо
Опубликовано 30.03.2016 в 16:30, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 756

Римское письмо

«…графическое изображение - это отпечаток души, созданный при помощи резца и большого желания...» - говорил римский зодчий Апполодор Дамасский (II век н. э.) Поэзия каллиграфии трогает нас и поныне. В её форме застыли чувства и мысли. А прекрасным образцом такой гармонии является классическое римское письмо.

Римское письмо (I-V вв.)

Латинских манускриптов дошло до наших времён немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). А в дневной переписке римляне употребляли вощёные дощечки - «таблеты», на которых писали заостренной палочкой – «стилусом» (отсюда - стиль)/

При быстром письме на таком материале некоторые элементы букв пропускались, для лучшей связи букв добавлялся плавный штрих, некоторые буквы сливали воедино, иную букву писали крупнее других, а всё письмо приобретало наклонное положение, преобразуясь со временем в курсив. Курсив подразделяется на ранний и поздний. Ранний, или маюскульный курсив (majuscula - прописная буква), который употреблялся в I-VI веках, - это письмо прописными буквами, связующих элементов между буквами ещё мало. В минускульном курсивном письме (minuscula - строчная буква), развившемся к IV столетию, форма букв приобрела резко отличный от маюскульного характер. Этот курсив можно считать далёким предшественником современных строчных букв.

В VIII веке до н. э. Среднюю Италию - земли между реками Тибр и Арно, населяли этрусские племена неизвестного происхождения, с нерасшифрованным до сих пор языком. Воинственные этруски покорили соседние племена и переняли их культуру. Для письма этруски вначале использовали западногреческую азбуку, а в последней четверти VII века уже имели свою азбуку, состоявшую из 26 знаков. По форме буквы этрусской азбуки были сходны с буквами финикийско-греческой, письмо было направлено справа налево. Из этрусского письма постепенно и развилось латинское письмо.

Культура, созданная этрусками, стала колыбелью римской цивилизации. Историческая заслуга этрусской культуры состоит в том, что она послужила своеобразным мостом между греческой и римской цивилизацией. В I веке до н. э., когда Рим покорил Грецию, на культуру Римской империи большое влияние оказала культура греческого народа. Через посредство греческой литературы в римский язык перешло много греческих слов.

Латинская архаическая азбука имела 21 знак. Буквы этой азбуки напоминали буквы финикийско-греческой азбуки. Римляне писали справа налево. Изменение направления письма произошло в конце III века до н. э., становление графики букв продолжалось несколько веков. Архаические формы многих знаков постепенно были заменены более совершенными. Сложилась основная форма римского монументального письма. С III по I века до н. э. в римском монументальном письме образуются новые переходные формы, характерной чертой которых было появление засечек. Различают переходную форму с ярко выраженными засечками (II—I века до н. э.). В I в. до н. э. для нанесения рисунка букв на каменную плиту использовался ширококонечный инструмент, который оставлял тонкие или толстые штрихи в зависимости от угла письма.

Под влиянием письма ширококонечным инструментом возникла классическая форма римского монументального письма. Красивое письмо становится искусством. Появляется новая профессия - мастер шрифта. Во II веке в Римском государстве было около 25 общественных библиотек, в которых не только хранились книги, но устраивались публичные чтения еще пишущихся книг. Наряду с общественными, росло и число частных библиотек. Римские шрифтовики развили искусство шрифта. Богатые римские граждане, любители литературы, открывали предприятия по переписке и распространению книг. Книжные магазины открывали обычно на самых оживленных торговых улицах. В мастерских по переписке книг работали писари или копиисты - грамотные, специально обученные каллиграфии рабы. Рукописи писались на папирусе и имели форму свитков. С появлением писчего материала, допускающего фальцовку (пергамена), книга приобрела форму кодекса - скреплённых в блок листов материала для письма.

Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой. Классический образец римского капитального письма - на знаменитой колонне Траяна в Риме (II век). В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз - эти же элементы в преображённом виде прослеживаются и в буквах.

После поездки в Италию в начале двухтысячных годов классическими римскими шрифтами вдохновился ведущий американский дизайнер по шрифтам Чанк Дизель. Он разработал несколько современных версий римского капитального шрифта и среди них - ставший популярным в штатах «Marieke» (см. фото ниже).

Латинским алфавитом с различными дополнительными знаками и двойными буквенными обозначениями для звуков, не существовавших в латинском языке, сейчас пользуется громадная часть человечества. В Средние века латынь стала международным языком, и в течение многих столетий она играла роль языка учёного мира. На ней сочинялись теоретические трактаты и излагались результаты экспериментальных исследований. Энциклопедисты и просветители, естествоиспытатели и математики переписывались на латыни, письма носили характер научных статей и их обсуждений, ведь периодических научных журналов ещё не существовало.

Фотографии из открытых источников и архива автора.

Источники:

Богдеско И.Т. Каллиграфия. - СПб.: Агат, 2005;
Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
Кондратов А.М., Книга о букве, М., 1975;
Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии, М., 1918.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: