ГлавнаяСтатьиНиколай Беднягин. Играем хорошие песни для хороших людей
Опубликовано 28.03.2016 в 09:38, статья, раздел Звук, рубрика Записки музыканта
автор: Жан Помор
Показов: 1215

Николай Беднягин. Играем хорошие песни для хороших людей

В прошлый раз Светлана Дерепащук рассказывала о своих стихах для новых песен рок-группы АПМ. А сегодня о музыке к ним и о концертной программе «Окоём» поведает лидер «Артели Позитивной Музыки» Николай Беднягин.

Николай — лидер, вокалист, гитарист и автор музыки к песням уже ставшей легендарной новгородской рок-группы АПМ. Голос и лицо коллектива. Без него АПМ трудно себе представить.

Артель позитивной музыки существует уже более четверти века, за это время записано и выпущено восемь сборников и вот уже готовится к выходу девятый под рабочим названием «Окоём». Песни группы знают и любят люди разных поколений по всей стране. Музыка этого коллектива отличается особенной душевностью, чистотой, глубиной, «русскостью» и очень близка жителям нашей страны.

Общаясь с Николаем, да и другими участниками АПМ, ощущается человеческое отношение, знание дела, стремление к чему-то большему, к чему-то настоящему, доброму для людей.

О прошлом, настоящем и будущем группы беседуем с Николаем.

Человек с гитарой

Было это в деревне Мостки, Чудовский район. Мне — лет семь. Именно тогда состоялось моё знакомство с гитарой.

Был какой-то праздник. В избе у моей бабушки собрались её братья со своими родными. Взрослые — все фронтовики. Ведь рядом с Мостками - Мясной бор, где проходили тяжёлые бои во время войны.

Жили рядом: один брат — по соседству, второй — через дорогу. Настал вечер, ребятишек отправили почивать. Как было в деревнях: у печки стояла большая высокая кровать со шторками. И вот нас с двоюродными братом и сестрёнкой уложили спать. Но нам было не заснуть. Интересно же, что там за занавеской. И мы стали подглядывать сквозь щелочку за тем, что происходило, чем взрослые занимались.

Они разместились за столом, стали разговаривать о разном, смеялись и грустили. Выпивали, закусывали. А жена бабулиного родного брата Ариадна Петровна принесла гитару. Она пела военные песни и не только. Колоритная женщина: фронтовик, медсестра, серьезный человек, между песнями курила папиросы «Казбек», пела и играла она как-то интересно, манерно.

Тогда я увидел и услышал этот инструмент впервые, он вызвал у меня восторг. Ведь мог бы упустить этот момент и потом забыть, но нет: образ человека с гитарой врезался в память. Тогда я захотел играть на музыкальном инструменте, причем не на каком угодно, а именно на гитаре.

Первые шаги

В силу разных обстоятельств такой возможности не было аж до самого восьмого класса, когда уже в Новгороде этот инструмент попал мне в руки. Я сразу пошёл на соответствующие курсы в ДК имени Васильева. Однако их не закончил — надоело сидеть и писать в тетрадке. Узнал основные аккорды и всё. Остальная моя учеба — это вот здесь: на валу, во дворе с ребятами. Играть было модно. Умельцев существовало много разных — парней постарше. У одного тому научишься, у другого - этому.

Битлз, рупор, «Адидас»

Как только что-то стало получаться, мы организовали ансамбль в школе. Состоялось знакомство с аппаратурой: играли не через музыкальные колонки, как сейчас делается, а через школьные рупоры-колокола. Думаю, что все, кто собирал школьные ВИА в те годы через это проходили. Несмотря ни на что, было интересно, и мы старались, проводили много времени на репетициях.

Потом после восьмого класса, я пошел в строительный техникум. Там познакомился с Геной Глуховым. Он был хорошим музыкантом. У него до этого была солидная команда в двенадцатой школе, они очень прилично играли. Может, и были другие достойные коллективы, но я о них тогда ничего не знал. А вот эту банду слышал, они очень здорово играли песни битлов.

Гена учился на год старше. Но интересы у нас были общие. Сдружились. Он частенько приглашал меня к себе домой. Я удивился, когда пришел в первый раз: у него была и гитара, и много разных других инструментов, море перкуссионных и бобинник «Комета» (катушечный магнитофон), о котором я тоже сразу же стал мечтать. Гена меня приучил к хорошей, настоящей музыке. Мы слушали Beatles, Nazareth и так далее. У него были диски с разными зарубежными исполнителями. Тогда это было дорогое удовольствие, так как зарплата была сто двадцать рублей, а диск стоил сто. Покупались с рук у предприимчивых товарищей. Один мне запомнился: бородатый такой фарцовщик, у него прозвище было «Адидас», к нему люди ходили покупать пластинки.
Гена собрал толковый коллектив и в техникуме. Меня тоже взяли. Я, конечно же, был этому счастлив. Там кое-чему научился. Репертуар состоял из песен битлов и собственных сочинений Гены...

Я думал, что Геннадий Глухов станет профессиональным музыкантом, куда-то продвинется, для этого были все задатки. Но вскоре он уехал в Ленинград и там полностью погрузился в учёбу. Что было дальше — не знаю, с тех пор его не видел. Связь оборвалась.

Мамин подарок

Сосед завязал с музицированием и мне отдал свою гитарку, по-моему, так было. Но она почему-то не запомнилась. Потом во время «Олимпиады-80» в магазин на улице Псковской завезли три инструмента. Как сейчас помню — сделанные на фабрике Луначарского. Как я позже узнал, в магазин их привезли, поскольку олимпийский огонь должны были пронести и через Новгород, а это значит массовые мероприятия, празднования, гуляния, то есть - вдруг да пригодятся гитары. Но никто не купил, а вот мне один из этих инструментов пришелся очень кстати.

В магазине работала мамина хорошая знакомая. Она мне и сказала, мол, приходи, Коля, выбирай себе гитару. Я и пошел.

Эту я и считаю первой. Её мне подарила мама. И с того времени я должен был, обязан что-то сделать, чего-то добиться, к чему-то прийти, и до сих пор продолжаю к этому стремиться.

Мама ушла из жизни очень рано: ей было пятьдесят. Мне - двадцать пять. Это был 1988 год. А в 1989 году образовалась группа АПМ.

Ворона. Гзень. Волшебный вечер

Первые опыты в сочинительстве состоялись с появлением АПМ в сотрудничестве, соавторстве с Кондратом (Андрей Кондратьев — вокалист и автор текстов, участник первого состава группы АПМ). Я придумывал только музыку. Свою первую песню даже не помню. Неужели «Ворона»? Это надо же - сколько ей уже лет! Или «Гзень»? Запамятовал. Тогда появилось сразу несколько наших собственных вещей, которые мы во всю и играли.
А вот с нашим нынешним текстовиком Алексеем Апрелем начали совместную работу с песни «Волшебный вечер» - это точно.

Ассоциация пролетарских музыкантов - Артель позитивной музыки

С АПМ судьба свела так. Я работал на мебельном комбинате. Там проходили творческие вечера. На одном из них после моего выступления ко мне подошли Игорь Степанов и Гена Парфёнов, предложили создать музыкальный коллектив. Я с радостью согласился.
У нас на мебельном репетировали дедки какие-то, аппаратура была. И мне как раз давно хотелось сделать свою группу, играть что-то более свежее и обязательно своё. То есть, было место, была возможность, а тут ещё и ребята подтянулись: Гена Парфенов, Игорь Степанов, а так же Дмитрий Кошкин и Андрей Амбуркин.

Я сначала принимал участие в коллективе в качестве ритм-гитариста, у меня была двенадцатиструнка. Кошкин — соло-гитара. Амбуркин играл на басу. Гена — на ударных. Кондрат пел. Игорь — звукорежиссёр. Позже к нам присоединился Володя Парфенов — баян, руководитель коллектива. Время было такое: что бы выступать, нужно было иметь руководителя, договариваться с профкомом, получить разрешение принимать участие в концертах и вечерах. Володя вписался очень хорошо, у него было музыкальное образование, кроме того, правильно общаться с представителями партийных организаций он умел. Таков был первый состав.

Когда группа собирается надолго, неизбежны потери и приобретения: кто-то уйдет, кто-то придёт. Так спустя пять лет один за другим по различным причинам покинули коллектив Кондратьев, Кошкин, Амбуркин. Зато к группе присоединились Олег Рыбин (бас-гитара), Алёша Афанасьев (соло-гитара), Алексей Апрель (тексты к песням). Сменилось несколько скрипачей, в итоге остался Вячеслав Устюжанин. И так мы уже более двадцати лет играем вместе, творим.

То, что было — это всё хорошо, всё по-доброму, это мои воспоминания, к которым я время от времени обращаюсь. Но нужно идти дальше. Сейчас меня больше волнует, интересует то, что есть сегодня, что случится завтра. И об этом чуть позже расскажу подробней.

О песнях и поэтах

Помимо Апреля с нами сотрудничают и другие авторы текстов. У каждого свой язык, свои особенности. Бывает так, что в какой-то момент мне ближе их стихи, и я чувствую, что из этого получится песня.

Чаще использую тексты Сабины Цапаевой, Андрея Чорного и других. Теперь вот ещё Светланы Дерепащук. В новой программе будет несколько песен на её стихотворения. У Светланы очень тонкое чувство природы, явлений, она очень глубоко и чётко передает каждую линию, каждую мелкую черточку. У неё очень песенный слог, слова редкие и красивые постоянно встречаются и некоторые названия нравятся.

Вообще, со всеми перечисленными авторами работать очень приятно. Но, надо сказать, что лучше всего, все-таки, работа складывается у нас с Алексеем Апрелем. Если уж он что-то приносит — то приносит, песни получаются.

Как рождаются песни? Не знаю. Я просто читаю стихи и сразу понимаю, вижу, что это — нет, а вот это будет песней. Лишнее, не моё слово, не моя мысль — всё: ничего не получится. Я знаю, что поэты — они стремятся как-то раскрыться, что-то привнести в стихи. Но у песни есть определенные законы, есть некоторые рамки. Обычно не получается сложить песню из одних только куплетов, причем, когда их десять, нельзя восемь раз в припеве менять размер. Но есть и полезные опыты. Иногда эти словесные эксперименты не вписываются в песню, а иногда наоборот — приживаются. Благодаря им в композиции появляются новые, интересные части, развитие и это прекрасно звучит, песня от этого выигрывает. Каждый случай индивидуален.

Бывает, что поэты очень много и слишком красиво пишут, а песня иногда требует простоты. Говорят, что на любой текст можно положить на музыку. У меня так не получается. Да и берусь только за то, что чувствую, что близко. А когда выходит хорошая песня, ощущаю, что она придает мне радости, сил, жизни. Я как цветок, который полили!

Видимо, со временем это стало острой потребностью. Мне нужно создавать песни. Я никогда не думал, что так случится. И не мечтал об этом. Случилось само собой. Я просто считал, что каждый должен быть профессионалом в своем деле. А тут вышло так, что у меня нет музыкального образования, но я могу сочинять. Я вижу, что это дано не каждому даже с музыкальным образованием. Вижу, что они могут делать аранжировки, исполнять что-то чужое, импровизировать и так далее. Но почти никто не сочиняет чего-то своего собственного. Наверное, не все к этому предрасположены, а мне повезло.

Скоро: Окоём

9 апреля в 17 часов в КЦ «Диалог» мы представим новую программу под названием «Окоем». Это будет выступление АПМ в полном составе, прозвучат новые песни и, конечно, вспомним уже полюбившиеся слушателям старые. Изюминкой будет исполнение песни «Весна. Апрель» вместе с хором девочек.

Как так получилось, откуда взялся хор? Нас позвали сыграть несколько песен на телевидении. Мне показалось, что выступать там в очередной раз просто так, выходить «голыми» (я это так называю) уже не интересно. Что делать? С оркестром мы уже играли, с ансамблем русской народной песни — тоже. А почему бы не попробовать совместить наши песни с хором? Я спросил у Олега Рыбина (он в курсе этого вопроса, поскольку является ещё и преподавателем музыки), есть ли в городе хороший хор, на что он ответил, что есть отличный — хор девочек. Мы вышли на руководителя, Марию Вихрову, и вот — уже исполняем песни вместе. По-моему, и нам, и им нравится.

Мне очень хочется экспериментировать, тем более что именно у нас в Новгороде это не частое явление — музыкальные опыты. Вроде бы, во всех случаях получалось замечательно.
Концерт проводим в поддержку нового альбома, который появится чуть позже. Слава Богу, мы не зависим от доллара и от рубля, так как многие нынешние музыканты. У нас есть желание и возможность делать всё от души, добротно. Нам самим нравится то, что получилось. Поэтому хотим поделиться с нашими слушателями этой радостью. Конечно же, всех любителей музыки приглашаем.

В группе АПМ всегда творчество было на первом месте. Творит каждый. Каждый готовит свою партию так, чтобы она не мешала другим, но и песню обогащала. Стараемся всё продумывать, прорабатывать, не допускаем импровизации — играем только надежное и проверенное. Импровизация — это больше свойственно для джаза. У нас немного другая музыка, другой подход. Мы играем песни, которые люди слушают и поют.

О слушателях и популярности

Когда выходишь на сцену, будь готов, что у тебя будут поклонники и враги. Очень любим своих слушателей, для них и стараемся. Они молодцы. Я их очень уважаю. Некоторых вижу на концертах столько, сколько мы существуем. Слушатели с нами песни переживают и переживают годы. На концертах публика очень разная: и молодые люди, и наши ровесники, и старики, и семьями приходят. Подпевают, интересуются. Наверное, думают ночами о чем-то, о жизни. Все это радует...

Узнают ли на улице? Да, подходят, здороваются, жмут руку, иногда просят автограф. А вот случай интересный был. Хоть город и маленький, но культурная информация доходит до населения годами. Мы с мужиками ходим в баню уже лет пять. И тут недавно один из них спрашивает: «Коля, а ты музыкант что ли, в группе что ли играешь?» Вот так. Можно лет тридцать выступать, записывать альбомы в нашем городке и только где-то в парилке случайно это открывается для каждодневно окружающих тебя людей. При этом приезжают поклонники из Сыктывкара, Воронежа или Москвы и говорят, что у них наши песни слушают, под гитару поют, группу знают. Мы не рекламируем себя, не навязываем. Нас не показывают по центральным телеканалам, не крутят на радио, но люди специально приезжают из других концов страны нас послушать. Это может и небольшая, но настоящая, естественная, не накрученная известность, заслуженная, истинная. И это очень приятно, очень ценно.

Постскриптум

Что хотел бы сказать читателям? Мне уже прилично так лет, успел пожить и в той стране (СССР), и в этой, наблюдаю политические процессы, технический прогресс, то, что происходит с людьми, что показывают по телевизору, размещают в Интернете, и очень чувствуются изменения в душе человека. Появилось много людей, которые стремятся не туда. Смотришь, будто бы и молодежь неплохая подрастает, и ровесники хоть и изменяются под давлением новой жизни, но тоже люди хорошие. Однако бывает, очень ощущается, что что-то не так. Смотришь, люди, вроде, все хорошие, а поступки — разные. Настоящие ценности потерялись немного. Так вот я желаю всем стремиться туда. Туда, где истинное счастье, доброе для людей. Когда каждый будет делать соседу добро, мы будем лучше жить.

Группа еще поиграет. Будут новые песни, будут старые — хорошие песни для хороших людей. Постараемся людям дарить добро. Того же и всем желаю.

Фото из архива группы АПМ.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: